Развитие товарных знаков из символов и их словесных обозначений со времен введения регулярного клеймения скота
Развитие скотоводства в западных районах США привело к тому, что многие символы и слова стали регулярно использовать для клей мения скота. Эти слова и символы до сих пор можно встретить на Рис. 10.5 товарных знаках США. Клеймение скота — довольно старый обычай, запечатленный еще на древнеегипетских барельефах. Этот обычай был принят по всей Европе, из Испании с конкистадорами попал на Аме риканский континент и утвердился в Северной, Центральной и Юж ной Америке. Эмблемы на клеймах — комбинации букв и другие изображения— были одновременно и эмблемой ранчо, а следовательно, доляшы были иметь название, т. е. словесное выражение эмблемы. Ковбои, владель цы ранчо, скотопромышленники и индейцы — все они стремились по-разному выразить себя в этих эмблемах, и их эмблемы зачастую оказывались совершенно не похожими на те, которые были приняты в Англии или в других европейских странах. Эмблема ранчо — клеймо — стала символом происхождения или знаком качества. Иными словами, она переросла в товарный знак. Этот период истории Дикого Запада мало известен за пределами США, но в самой стране о клеймении скота был опубликован ряд книг, в том числе «Написано огнем» Эдны Хоффман Эванс', «Книга Запа да» Чарльза Чилтона 2 , «Ковбой и его лошадь» Сиднея Э. Флетчера 3 . Клейма переросли в коммерческие символы ряда фирм США благода ря присущим им достоинствам и без какой-либо поддержки со сторо ны кино и художественной литературы. Каждый район страны — Техас и Аризона, Алабама и Кентукки— создал клейма своего собственного стиля, и по ним легко определить происхождение товара. Клейма, изображенные выше, взяты из книги Сиднея Э. Флетчера «Ковбой и его лошадь». Эдна Хоффман Эванс подробно описывает буквы, использовавшие ся в клеймах, и их словесное выражение. Приводимые ниже примеры и цитаты передают общую идею книги. «В клеймах американский ковбой всегда обращается к заглавным буквам. При этом он использует всю свою фантазию и так варьирует возможности алфавита, как не смог бы никто другой. Во-первых, он использует обычные буквы: Но иногда в руках ковбоя буквы начинают «наклоняться назад и вперед»: кувыркающиеся, прыгающие и падающие буквы: Ковбой приделывает буквам ножки и отправляет их прогуливать ся — гуляющие буквы: Иногда вместо ножек ковбой приделывает некоторым буквам кры лышки — летающие буквы: 1 См.: E d n a H o f f m a n E v a n s . "Written with Fire". New York, "Halt, Rinehart & Winston Inc.", 2, 1962. 2 См.: C h a r l e s C h i l t o n . "The Book of the West". New York, "The Bobbs— Merill Company Inc.", 1962. 3 См.: S y d n e y E. F l e t c h e r . "The Cowboy and his Horse". New York, "Grosset and Dunlap Inc.", 1951. 329 Буквы, написанные на бумаге прописью, с помощью ручки или карандаша, называют бегущими буквами: У букв, волочащих ноги, внизу нарисована вот такая ЛИНИЯ, кото рая, как кажется, тянет их назад и заставляет шаркать: Ленивые буквы лежат лицом вверх или вниз. Вот так: Так выглядят сумасшедшие буквы: То, что ковбой вытворяет с буквами, ои может делать и с цифра ми. Вот гуляющие цифры: Летающие цифры: Цифры, волочащие ноги: Ленивые цифры: 330 Существуют еще и комбинации цифр, но они настолько замысло ваты, что определить их значение можно, только обладая ковбойским воображением. Кружки н линии в клеймах имеют строго определенное значение: Брусок Один рельс Два рельса Три рельса Разрез Скамейка Стропило Бриллиант Два бриллианта Полтора бриллианта Открытая А Коробка 331 Читать клейма следует: — слева направо, — сверху вниз, — извне внутрь. Сказанное хорошо видно из приведенных выше примеров. Иногда ковбой «видит» на клеймах не буквы и цифры, а какие- то изображения, созданные его воображением. Например, буквы С и U на клейме напоминают ему о подковах лошадей или мулов. Он их так и рассматривает. Двойная подкова: Крест с полуокружностями на концах получил название «выви хи креста»: Три С, соединенные единой линией, читаются не как три С, а как цепочка из С: и так далее. Никто не может сказать, что ранчо западного побережья не дер жатся на уровне своего времени, даже если это наш ракетно-косми ческий век. Хотя никто не знает наверняка, ни как выглядит „лета ющая тарелка", нп даже существует ли она, один владелец ранчо уже успел зарегистрировать клеймо с изображением тарелки. Вот как оно выглядит: „Летающая тарелка" попала и на клеймо хозяина другого ранчо. Там она выглядит так: До сих пор в США можно встретить товарные знаки чисто ком мерческого назначения, в основу которых положены клейма скота, даже на тех продуктах, которые не имеют никакого или почти ника кого отношения к скотоводству. Вот образцы подобных знаков: рис. 10.6. Фирма Роберт Э. Александер F.A.I.A. энд эссошиэйтс», Лос-Анджелес (сервис в области архитектуры); рис. 10.7. Фирма «Сиэрио боут ярд», Хэмптон, штат Виргиния (парусные шлюпки); рпс. 10.8. Фирма «Джон Плейн энд К 0 », Чикаго (обручальные и пр. кольца); . рис. 10.9. Фирма «Рэнч хауз», Форт-Уорт, штат Техас (порта тивные жаровни). Рис. 10.6. Рис. 10.7. Рпс. 10.8 К этим примерам можно было бы добавить множество других, так же подтверждающих, что дух, традиции, язык и символика старых скотоводов сохранились на всей территории США. Это не представ ляет большой неожиданности, так как знание клейм и их использо вание было и остается привилегией не только ковбоев и владельцев ранчо. Они были частью повседневной жизни шерифов, чиновников регистрационного бюро, адвокатов, судей, журналистов, торговцев скотом, работников транспортных компаний, скотобоен, сыромятен, торговцев мехом, их можно было встретить, хотя и в меньшей сте пени, в фильмах и романах. Позднее, с развитием туризма и транс порта, клейма скота стали знать скорее как названия старых ранчо. Последнее обстоятельство тоже сыграло свою роль в распростране нии клейм как товарных знаков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие товарных знаков из символов и их словесных обозначений со времен введения регулярного клеймения скота» з дисципліни «Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття»