ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Промисловий маркетинг

Разработка внутренних нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность службы маркетинга
После выбора типа организационной структуры и ее построения разра-;'
батывается положение об отделе маркетинга и входящих в него подразде-
лениях. В соответствии с общепринятыми требованиями к разработке!
положений они должны включать в себя следующие разделы: i
1) общие положения; 2) задачи; 3) функции; 4) организационную структур
ру входящих в отдел подразделений; 5) взаимосвязи с другими функцио-
нальными подразделениями системы управления; 6) права начальника!
192 |
I
(руководителя) подразделения; 7) ответственность начальника (руководите-
ля) подразделения.
В разделе «Общие положения» должны указываться: точное, полное и
сокращенное название подразделения; цель функционирования подразде-
ления; статус подразделения, его подчиненность; какие объекты имеет в
своем подчинении; порядок назначения и освобождения должностного лица,
возглавляющего подразделение; порядок утверждения структуры и штатов
подразделения; перечень правовых, директивных и нормативных докумен-
тов, которыми руководствуется данное подразделение в своей деятельно-
сти.
В разделе «Задачи» должны формулироваться основные задачи, ре-
шаемые подразделением.
В разделе «Функции» должны излагаться в логической последователь-
ности все общие функции, в том числе: планирование, организация, регули-
рование, координация, контроль, учет, анализ, стимулирование,
выполняемые подразделением в соответствии с задачами, сформулирован-
ными в разделе «Задачи».
В разделе «Организационная структура подразделения» подробно изла-
гается перечень должностных лиц, бюро, групп и отдельных исполнителей,
входящих в состав подразделения. Прилагается организационная структура
в виде схемы, где указывается административная подчиненность.
В разделе «Взаимосвязи с другими подразделениями» по вертикали и
горизонтали показываются основные функциональные взаимосвязи, в кото-
рые вступает данное подразделение с другими подразделениями и служба-
ми при подготовке, согласовании, принятии (утверждении) и реализации
управленческих решений. Функциональные взаимосвязи оформляются в со-
ответствии с табл. 14.2.
Таблица 14.2
Взаимосвязи отдела маркетинга с другими подразделениями
В разделах <«Права начальника (руководителя) подразделения» и «От-
ветственность начальника (руководителя) подразделения» должны указы-
ваться перечень прав, необходимых для реализации функций руководителя
подразделения по отношению в другим подразделениям и должностным ли-
цам, а также перечень работ и показателей, за которые несет ответствен-
ность начальник (руководитель) подразделения.
193]
Разработке положений должен предшествовать анализ распределения
"
задач и функций между подразделениями.
При формировании функциональной организации управления маркетин-
говой деятельностью для предприятий предлагается создавать три подраз-
деления, обеспечивающие функции маркетинга, - отдел маркетинга, отдел
технического (гарантийного) обслуживания и отдел сбыта. Эти отделы
должны быть тесно взаимосвязаны, так как именно в связи производителя и
потребителя изучаются рынок и потребительские свойства продукции. От-
дел маркетинга подразделяется на бюро прогнозирования и планирования
маркетинга, бюро изучения рынка сбыта и спроса, бюро рекламы. Эти под-
разделения подчиняются заместителю генерального директора (директора)
по маркетингу. Рекомендуемые функциональные организационные структу-
ры служб маркетинга представлены на рис. 14.13. и 14.14.
Для этих подразделений должны быть разработаны положения, в кото-
рых отражены основные задачи, функции и ответственность руководителей
подразделений. Разработка положения приведена на примере функцио-
нальной организации, поскольку функциональная маркетинговая структура
выступает базовой при формировании остальных.
Основные задачи названных выше подразделений: разработка кратко-
срочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга; исследова-
ние факторов, определяющих структуру и динамику потребительского
спроса на продукцию предприятия, конъюнктуру рынка; изучение спроса на
продукцию предприятия и разработка долгосрочных, среднесрочных и крат-
косрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции; исследование
потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ним
покупателями требований; ориентация разработчиков и производства на
выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции; организа-
ция рекламы и стимулирования сбыта продукции; осуществление фирмен-
ного обслуживания выпускаемой продукции; организация опорных баз по
эксплуатации и ремонту выпускаемой техники; организация работ по вне-
дрению прогрессивных технологий ремонта машин и восстановлению узлов
и деталей; планирование и обеспечение запасными частями и организация
снабжения ими опорных баз; организация информационного обеспечения
опорных баз по внедрению и использованию новой техники, прогрессивной
технологии; сбор и анализ информации о результатах эксплуатации машин,
их отказах в гарантийный период; своевременная подготовка и заключение
договоров на поставку готовой продукции; обеспечение планов поставки
продукции в сроки и номенклатуре в соответствии с госзаказами и заклю-
ченными договорами; контроль за поставкой продукции структурным едини-
цам; разработка прогнозов конъюнктуры рынка, платежеспособного спроса,
перспектив развития предприятия, номенклатуры продукции, планируемой к
постановке на производство, и цен; разработка рекомендаций по формиро-
ванию производственных мощностей и плана производства; изучение фак-
торов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на
продукцию предприятия; изучение спроса на продукцию предприятия и раз-
работка прогнозов потребности в выпускаемой технике; определение конку-
рентоспособности продукции предприятия; определение наиболее
194
эффективных направлений проведения рекламы с учетом особенностей вы-
пускаемой продукции рынка; организация всех необходимых видов рекламы
продукции.
Отдел конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции (маркетинга)
выполняет следующие функции: изучение потребностей в продукции пред-
приятия; анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих фак-
торов потенциальных рынков сбыта выпускаемой предприятием техники;
исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор
информации об удовлетворении ею показателей; выявление передовых
тенденций в мировом производстве продукции по профилю предприятия;
изучение спроса на выпускаемую технику; анализ конкурентоспособности
продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены,
издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей про-
дукции, выпускаемой другими предприятиями; разработка на основе изуче-
ния конъюнктуры и емкости рынка прогнозов по платежеспособному спросу
на новую и серийно выпускаемую технику; разработка краткосрочной, сред-
несрочной и долгосрочной стратегии маркетинга; расчет емкости рынка для
продукции предприятия; определение удельного веса продукции основных
конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке; исследование струк-
туры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей данный
рынок; организация обратной связи с потребителями; разработка стратегий
рекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий;
организация рекламы с помощью средств массовой информации; организа-
ция выставок, выставок-продаж на предприятии; разработка предложений
по созданию принципиально новой продукции; разработка предложений по
организации маркетинга; разработка предложений по стимулированию сбы-
та продукции, не имеющей спроса, путем повышения ее качества и техниче-
ского уровня; организация дополнительной рекламы, снижения цен,
улучшения технического обслуживания или в необходимых случаях снятия
изделия с производства. Положение об отделе конъюнктуры рынка, спроса,
рекламы и сбыта продукции (маркетинга) приведено в Приложении 14.1.
Отдел технического (гарантийного) обслуживания выпускаемой продук-
ции выполняет следующие функции: организация и руководство работой
опорных баз и опорных пунктов по обеспечению ремонта и фирменного об-
служивания машин; организация на местах технической помощи в гарантий-
ном обслуживании и ремонте техники, вышедшей из строя в гарантийный
период; организация работ по внедрению прогрессивной технологии ремон-
та машин и технического обслуживания, восстановления деталей; обеспе-
чение и комплектование опорных баз прогрессивным оборудованием для
ремонта; анализ и подготовка отчетных данных о причинах отказов техники;
предъявление претензий потребителям в случае нарушения ими правил
эксплуатации и обслуживания выпускаемой техники; участие в разработке
технологии ремонта машин; расчет потребности в запчастях на гарантийное
обслуживание; контроль расхода и учет наличия запасных частей в резерв-
ном фонде и на опорных базах согласно установленным нормативам; раз-
работка предложений по совершенствованию гарантийного обслуживания и
гарантийного ремонта совместно с другими службами предприятия.
195Отдел сбыта осуществляет следующие функции: обеспечение успешной
коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции; подготовка и
заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции;
участие в изучении^спроса на выпускаемую технику; участие в совершенст-
вовании сбытовой сети и форм доставки продукции потребителям; органи-
зация оптовой торговли выпускаемой предприятием продукции;
планирование и организация отгрузки готовой продукции; разработка и вне-
дрение совместно с плановым и другими службами внутрихозяйственного
расчета, связанного с поставкой продукции; подготовка материалов для за-
явления претензий и исков к другим предприятиям по вопросам сбыта;^уча-
стие в рассмотрении и удовлетворении обоснованных рекламаций на
отгруженную готовую продукцию; подготовка суточных справок об отгрузке про-
дукции.
Бюро прогнозирования и планирования маркетинга выполняет следую-
щие функции: изучение потребностей в продукции предприятия; современ-
ный учет требований рынка и потребителей к надежности и качеству машин,
уровню цен, условиям платежа; условиям поставки, организации послепро-
дажного технического обслуживания; изучение данных о портфеле заказов
на данную продукцию и разработка на основе этого прогноза загрузки произ-
водственных мощностей; выявление основных тенденций развития произ-
водства; изучение сведений о ценах на различные виды продукции;
изучение материалов внешнеторговых организаций и инофирм; составление
на предстоящий период баланса спроса и предложения; разработка на ос-
нове анализа системы факторов формирования конъюнктуры рынка, прогно-
зов по конъюнктуре и емкости рынка, платежеспособному спросу,
производству, экспорту и импорту; систематическое наблюдение за рынком
и корректировка прогнозов в соответствии с происходящими изменениями;
определение совместно с другими подразделениями прогнозируемой трудо-
емкости, себестоимости и цены новых изделий; разработка и представление
руководству предприятия предложений по формированию мощностей по про-
изводству каждого изделия и рекомендаций отделу сбыта по, проведению дого-
ворной кампании; участие в разработке планов производства, технологической
подготовки производства, технического перевооружения и др.
Бюро прогнозирования сбыта и спроса выполняет следующие функции:
разработка планов исследований по определению конъюнктуры рынка, по-
требностей, платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию; выбор
сегментов рынка; изучение спроса на выпускаемую технику; создание банка
данных по маркетингу; исследование структуры, состава и организации ра-
боты сбытовой сети, обслуживающей данный рынок; анализ организации
технического обслуживания и его влияние на сбыт продукции; разработка на
основе изучения спроса рекомендаций по заключению договоров на выпус-
каемую продукцию с учетом требований потребителя; подготовка отчетов по
вопросам конъюнктуры рынка и спроса на продукцию предприятия.
Бюро рекламы выполняет функции: определение объектов рекламы и
сегментов рынка, на которых необходимо рекламировать продукцию; выбор
и применение наиболее эффективных методов проведения рекламы, учиты-
вающей особенности рекламируемой продукции, а также особенности рын-
196
ка; организация рекламы с помощью средств массовой информации; орга-
низация участия предприятия во всероссийских и региональных отраслевых
выставках, ярмарках, выставках-продажах; определение совместно со спе-
циалистами отдела главного конструктора характеристик и экономических
показателей рекламируемых изделий и выявление наиболее важных осо-
бенностей выпускаемой техники для проведения рекламы; организация со-
вместно с отделом главного конструктора демонстрации продукции в
действии в ходе проведения ярмарок, выставок-продаж, соревнований; изу-
чение и анализ организации рекламы на аналогичных предприятиях в стра-
не и за рубежом и разработка предложений по использованию передового
опыта; составление сметы затрат на проведение рекламных мероприятий и
осуществление контроля за ее соблюдением; анализ действенности рекла-
мы, ее влияние на сбыт продукции; определение эффективности рекламы;
составление отчетности по осуществлению рекламных мероприятий.
Названные отделы и бюро несут следующую ответственность. Отдел
конъюнктуры рынка, спроса и рекламы (маркетинга) -.за разработку и осу-
ществление эффективной политики маркетинга; своевременное и качест-
венное выполнение порученной ему работы; достоверность
представляемых руководству прогнозов по конъюнктуре рынка, платежеспо-
собному спросу и сбыту продукции; обоснованность рекомендаций по ожи-
даемому спросу на новую и серийно выпускаемую технику; за организацию
рекламы и ее действенность; соблюдение трудового законодательства в от-
деле. Отдел технического (гарантийного) обслуживания выпускаемой про-
дукции несет ответственность за своевременное и качественное проведение
гарантийного обслуживания машин и изделий, выполнение плана работ по
гарантийному обслуживанию и ремонту; выполнение плановых заданий и
технико-экономических показателей, установленных отделу; организацию
руководства службами отдела и опорными базами; обеспечение проведения
диагностирования и ремонта машин. Отдел сбыта: за организацию работы
по сбыту продукции; соблюдение договорной дисциплины; поставку готовой
продукции предприятия в сроки и по номенклатуре в соответствии с планами
поставки и заключенными договорами.
Аналогично разрабатываются положения о всех структурных функцио-
нальных подразделениях службы маркетинга.
Следующим этапом является разработка должностной инструкции ли-
нейного руководителя, которому подчиняется служба маркетинга (замести-
теля директора по маркетингу - маркетинг-директора, коммерческого
директора и т.д.).
Должностная инструкция должна включать следующие разделы: 1) об-
щие положения; 2) задачи линейного руководителя по функции маркетинга;
3) обязанности линейного руководителя; 4) его права; 5) ответственность.
Должностная инструкция заместителя генерального директора (директо-
ра) акционерного общества (предприятия) по маркетингу приведена в При-
ложении 14.2.
Должностная инструкция начальника отдела маркетинга, как правило, не
разрабатывается, поскольку права начальника отдела и его ответственность
приводятся в положении об отделе маркетинга.
197После назначения генеральным директором предприятия по представ-
лению заместителя генерального директора по маркетингу начальника (ру-
ководителя) отдела маркетинга, последний проводит расчет численности
специалистов по всем функциям маркетинга и представляет на утверждение
генеральному директору штатное расписание отдела маркетинга и всех его
функциональных подразделений. Структура и штаты отдела маркетинга оп-
ределяются исходя из условий и особенностей производства, а также объе-
ма работ, возложенных на отдел.
Затем по изложенной выше схеме (структуре) разрабатываются должно-
стные инструкции на специалистов и руководителей всех функциональных
подразделений маркетинга. Так, например, должностная инструкция спе-
циалиста (маркетолога) по прогнозированию и планированию маркетинга
приведена в Приложении 14.3.
На следующем этапе построения организационной структуры управления
маркетингом на предприятии может быть разработка проекта организации
труда инженерно-технических работников, служащих и специалистов по
функции управления маркетингом, который должен содержать:
1. Основную цель создания этого проекта, т.е. создание алгоритма рабо-
ты специалиста по отдельным функциям маркетинга.
2. Характеристику и содержание функций и задач - создание блок-схем
по функции.
3. Перечень постоянно повторяющихся управленческих работ по функ-
циям. Фрагмент данного перечня представлен в табл. 14.3.
4. Схему функциональных взаимосвязей отдела маркетинга с другими
функциональными подразделениями и службами аппарата управления по
видам работ и функций.
5. Информационное обеспечение функций маркетинга.
6. Перечень важнейшей нормативно-управленческой документации по
функциям маркетинга.
7. Условия труда, режим работы, аттестация и оплата труда специали-
стов по всем функциям маркетинга. В данном разделе дается планировка
рабочего места специалиста, его оснащенность оргтехникой и схема ин-
формационных связей с другими отделами и службами, а также внутри
службы маркетинга и т.п.
Таблица 14.3.
Перечень управленческих работ по функции планирования маркетинга
На основе анализа тенденций развития организационных структур
управления предприятий при внедрении службы маркетинга можно сделать
следующие выводы:
1. В условиях рыночной экономики предприятия вынуждены создавать
службы маркетинга с функциями изучения рынков сбыта и определения
спроса на продукцию предприятия, требований потребителей к ней, обеспе-
чения ее конкурентоспособности, организации рекламы, сбыта и сервисного
обслуживания.
2. Объединениям предприятий (концернам, ассоциациям) также необхо-
димо создавать на хозрасчетной основе специализированные организации
по маркетинговым исследованиям в целом для объединений и для отдель-
ных входящих в них предприятий. Результатом таких исследований должны
быть ответы на вопросы о целесообразности и объемах выпуска новой про-
дукции, необходимости, направлениях и сроках модернизации серийно вы-
пускаемой продукции, тенденциях развития аналогичной техники у
конкурентов и конкурентоспособности новой и выпускаемой продукции дан-
ного предприятия; рекомендации по освоению и сегментации новых рынков
и продвижению на них своих товаров, рациональным формам и методам
сервисного обслуживания техники.
3. Службы маркетинга призваны иметь устойчивые и тесные прямые и
обратные связи со всеми другими подразделениями предприятия и оказы-
вать на них постоянное влияние с тем, чтобы обеспечивалось безусловное
выполнение требований потребителей к качеству, функциональному назна-
чению и другим потребительским свойствам продукции, ее производства в
необходимом для рынка объеме и ассортименте; своевременное и качест-
венное фирменное обслуживание; достижение запланированного объема
прибыли.
4. Организационная структура управления службой маркетинга должна
отвечать важному требованию - целостности всей системы функций марке-
тинга. Работая в любом секторе данной системы маркетологи должны зада-
199вать себе ряд вопросов. Увязаны ли элементы структуры маркетинга между
собой? Создает ли их сочетание гармоничную и хорошо интегрированную
целостность организации маркетинга? Используется ли каждый элемент
наилучшим образом? Достаточно ли четко определены сегменты целевого
рынка? Отвечает ли вся программа, как и каждый элемент, требованиям це-
левого рынка? Основывается ли оргструктура маркетинга на производствен-
ной структуре всего предприятия? Имеются ли слабые звенья в системе
маркетинга и т.п.?
5. При проектировании организационной структуры управления марке-
тингом на предприятии необходимо соблюдать следующие принципы ее по-
строения.
Единство, конкретность, измеримость и результативность целей
маркетинга. Базовыми целями являются: достижение нужного объема про-
даж, прибыли, доли предприятия на целевом рынке, улучшение структуры
собственного капитала и т.д. При этом цели должны носить здравый смысл,
быть достижимыми (т.е. подкрепленными ресурсами) и не должны исклю-
чать друг друга.
Простота маркетинговой структуры. Простота и четкость построения
организационной структуры способствуют более легкому приспособлению к
ней персонала предприятия и, следовательно, активному участию в реали-
зации маркетинговых целей.
Эффективность построения системы и связей между ее элементами
(подразделениями). При этом должны обеспечиваться четкие передачи
нужной информации с обязательной обратной связью об использовании
данной информации в практике управления.
Принцип единого подчинения. Специалист должен получать приказы
только от своего линейного руководителя (начальника). При выполнении со-
вокупности функций, имеющих одну и ту же цель, должен быть один руково-
дитель.
Принцип координации всех маркетинговых функций, что должен осу-
ществлять директор по вопросам маркетинга или заместитель генерального
директора по маркетингу.
Принципы гибкости организационной структуры управления маркетин-
гом, что предполагает способность менять свои организационные формы
при изменении стратегии предприятия. Организационные перестройки могут
быть быстрыми и без снижения эффективности работы предприятия, если
способность к изменениям заложена в самой структуре. Для того чтобы мар-
кетинговые структуры были гибкими, предприятия должны постоянно распо-
лагать текущей информацией о внутреннем состоянии дел и внешней среде,
которая представлена природными, техническими, политическими и другими
факторами.
6. Для нормальной деятельности службы маркетинга должны быть раз-
работаны: 1) положение об отделе; 2) положения о внутренних подразделе-
ниях отдела; 3) должностная инструкция руководителя и координатора
организацией маркетинга; 4) должностные инструкции руководителей и спе-
циалистов всех подразделений и др. нормативные документы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Разработка внутренних нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность службы маркетинга» з дисципліни «Промисловий маркетинг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Класифікація кредитів комерційних банків
Аудиторський висновок та його види
Індивідуальні та інституційні інвестори
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
Послуги, що можуть забезпечуватися системою електронної пошти


Категорія: Промисловий маркетинг | Додав: koljan (24.09.2011)
Переглядів: 2965 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП