Предприятие как производственная система. Маркетинговая среда предприятия как элемент этой системы. Структура маркетинговой среды
Любое предприятие (производственная организация) представляет со- бой производственную систему, предназначенную для производства опре- деленных материальных благ и услуг. Системой называется - совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющую такие функции и задачи, какие не под сипу отдельно взя- тому элементу, и предназначенную для достижения присущих только ей целей. Предприятие как производственная система представляет собой обосо- бившуюся в результате общественного разделения труда часть производст- венного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные нужды и по- требности потребителей с помощью производимой предприятием системой товаров и услуг, способных выполнять определенную функцию при их по- треблении. Возникновение той или иной производственной системы (предприятия, организации, фирмы и т.п.) обусловлено возникновением на рынке спроса на продукцию этой системы, способную удовлетворить требования потреби- телей. Поэтому, чтобы существовать и развиваться производственная сис- тема (предприятие) должна быть сформулирована и приспособлена к длительному удовлетворению спроса своих потенциальных и существую- щих потребителей. Возникает вопрос, какие элементы этой производственной системы яв- ляются определяющими именно для выполнения этих функций (удовлетво- рению спроса). Именно взаимодействие этих элементов создает объективные предпосылки для целеполагания будущего развития произ- водственной системы (предприятие) с точки зрения именно маркетингового развития. В состав производственной системы любого уровня управления (пред- приятие, цех, участок, рабочее место) традиционно включают следующие ресурсы: 1. Технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов и т.п.); 1512. Технические ресурсы (технологические методы и наличие конкуренто- способных технологических идей); 3. Организация НИОКР (наличие собственной системы конструкторской подготовки производства новых товаров, конкурентноспособных идей, науч- ных заделов в области создания новой продукции); 4. Пространственные ресурсы (характер территории предприятия, произ- водственных помещений, коммуникаций, возможность расширения и пр.); 5. Ресурсы организационной структуры системы управления; 6. Информационные ресурсы; 7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кре- дитных линий и т.п.); 8. Кадровые ресурсы (квалифицированный, демографический состав ра- ботников, их способность адаптироваться к изменению целей всей произ- водственной системы); 9. Предпринимательская способность (предприимчивость) управленче- ского и руководящего состава производственной системы (в рыночной эко- номике этот человеческий ресурс играет существенную роль в развитии производственной системы); 10. Маркетинговый ресурс (наличие службы маркетинга, способной изу- чать требования рынка, подстраивать под эти требования свойства товара, наличие нужной ценовой стратегии, системы распределения и сбыта, сис- темы маркетинговых коммуникаций). В соответствии с закономерностью целостности развития систем следу- ет, что в результате взаимодействия всех составляющих производственную систему (предприятие) ресурсов достигается эффект целостности, то есть получаются новые свойства (функции) системы, которыми не обладает от- дельно взятый ресурс. Например, нельзя вывести на рынок новый товар, от- вечающий требованиям потребителей, не располагая соответствующими ресурсами всех видов: возможностями использования маркетинговых ис- следований, системы НИОКР по созданию именно такого товара, производ- ственными ресурсами, обеспечивающими превращение товара по замыслу в товар в физическом исполнении, возможностями используемой техноло- гии, квалификационными возможностями кадров и т.п. А отдельно взятый ресурс не может раскрыться полностью вне связи с другими ресурсами. В рыночной экономике существенную роль играют выделенные нами под номерами 9 и 10 ресурсы (элементы) производственной системы (предпри- ятия). Если ранее на основе расчетов по наличию 8 элементов системы оп- ределялась так называемая "производственная мощность предприятия" и задавался объем производства продукции без учета того примет ли эту про- дукцию рынок, будет ли на нее спрос и станет в результате этого продукция предприятия товаром. Совсем другое дело в рыночной экономике на пер- вое место выдвигается ресурс маркетингового комплекса и такой челове- ческий фактор как предпринимательская способность руководства предприятия. Именно эти два вида ресурса системы определяют ее рыноч- ные возможности, а рыночная деятельность обусловлена не только его внутренней, но и внешней средой предприятия. Маркетинговые, рыночные возможности предприятия как системы определяются не его производст- 152 венной мощностью, а объемом продаж товаров, который в свою очередь зависит от рыночного спроса. Однако объем продаж, в свою очередь, за- висит от качества продукции, цены, соответствующей этому качеству, сис- темы распределения и сбыта, системы коммуникаций, обеспечивающей связь всех элементов системы с внешней средой. Следовательно, маркетинговая среда промышленного предприятия это часть элементов, составляющих его внутреннюю среду и обеспечивающих с его внешней средой, а также его внешняя среда т.е. непосредственное ок- ружение предприятия и среда его существования, заметно влияющая на его деятельность. Ф. Котлер определяет маркетинговую среду организации как совокуп- ность активных субъектов и сил, действующих на организацию и влияющих на возможности предприятия ( его службы маркетинга) успешно сотрудни- чать с клиентами. На наш взгляд это только часть маркетинговой среды предприятия, а именно: внешняя среда предприятия. Структура маркетинго- вой среды промышленного предприятия дана на рис. 6.1. Внутренняя среда маркетинга может контролироваться самим предпри- ятием, в то время как факторы внешней среды не подвержены контролю со стороны работников предприятия. Как видно из рис. 6.1 внутреннюю марке- тинговую среду составляют действующие на предприятии системы произ- водства и управления, а также способы и методы планирования и контроля за экономическими результатами коммерческой, финансовой и маркетинго- вой деятельности предприятия. Особое место во внутренней маркетинговой среде занимают элементы комплекса маркетинга: продукция предприятия (то, что выносится на рынок, товар); ценовая политика предприятия; система распределения товаров и продажи; система формирования спроса и стиму- лирования сбыта (ФОССТИС).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предприятие как производственная система. Маркетинговая среда предприятия как элемент этой системы. Структура маркетинговой среды» з дисципліни «Промисловий маркетинг»