ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Промисловий маркетинг

Модель Шэта
Другая модель, использующаяся для определения покупательного пове-
дения организации была предложена Шэтом (1973). Хотя в ней есть элемен-
ты схожие с моделью Вебстера-Винда основной .упор делается на
психологию и процессы принятия решения в области промышленных заку-
пок.
Модель Шэта представлена на рис. 5.3. Выделяется 3 основных компо-
нента, определяющих решение о покупке:
• ожидания участников принятия решения;
• параметры, определяющие размер центра;
• подходы к разрешению конфликтов.
142Ожидания. Люди, участвующие в процессе закупки обычно не до конца
уверены в принимаемом решении. Чаще каждый участник строит предполо-
жения о том, насколько хорошо поставщик или товар будут удовлетворять
целям организации. Различия в ожиданиях различных участников является
результатом действия ряда факторов.
Наиболее важный из этих факторов - личный опыт участника. Опыт
здесь объединяет некоторые личные характеристики, предложенные Веб-
стером и Виндом. Шэт придает особое значение образованию, характеру
работы или задания и личному стилю жизни участника центра закупок как
основным предпосылкам для его восприятия и ожиданий.
Источники и величина доступной информации, степень активности поис-
ка участником определяют его ожидание. Здесь продавец должен прини-
мать активное участие: с помощью рекламы в отраслевых журналах,
выставок, каталогов и других акций он может повлиять на ожидания других
участников. Продавец должен быть осторожен, чтобы ожидания не были за-
вышены. Если продавец не соответствует ожиданиям покупателя, это может
оказать негативное влияние на последующие продажи.
В то же время информация продавца не всегда воспринимается так, как
это задумывалось. Участники центра закупок будут по-разному восприни-
мать одинаковую информацию, слышать то, что они не хотят услышать, и
воспринимать отдельные части сообщения. Они будут не в состоянии эф-
фективно обрабатывать весь объем информации. Их цели, ценности и про-
шлый опыт приводят к искажению информации и продавец не может
достаточно хорошо контролировать это искажение. Также в зависимости от
степени вовлеченности в процесс закупки участники могут не использовать
доступные источники информации. Степень заинтересованности зависит от
заинтересованности участника в результате закупки, ощущаемые последст-
вия плохого решения, социального давления со стороны остальной органи-
зации, внутренней заинтересованности в товаре и цене.
Наконец, различия в ожиданиях участников основываются на степени удов-
летворенности прошлыми покупками. Продавец не сможет удовлетворить каж-
дого участника центра закупок, потому что продавец не может соответствовать
требованиям по каждому параметру (Мартин и др., 1988). Участник центра заку-
пок может быть неудовлетворен продавцом или товаром также из-за способа
принятия этого решения. Нерешенные конфликты, связанные с прошлыми за-
купками или простой факт того, что мнение участника не было рассмотрено или
ему не было уделено достаточно внимания, может привести к отрицательной
реакции со стороны участника.
Размер центра закупок. Хотя в центре закупок участвует несколько че-
ловек не все из них участвуют в принятии конкретных решений. Многие не-
значительные или стандартные покупки совершаются одним человеком
(автономно), т.к. есть большой выбор между модифицированными постав-
щиками (Паттом и др., 1986). В других закупках может принимать участие до
20-50 человек. Во втором компоненте Шэт постарался учесть размер центра,
предложив, что на него влияют факторы товара и организации.
Например, чем выше риск закупки конкретного товара и дольше времени
принятия решения, тем больше человек будут участвовать в центре закупок.
144
Для первой или единственной закупки, или крупной закупки центр закупки
должен быть крупным. Центры закупок обычно больше в крупных и децен-
трализованных организациях. Важна также ориентация организации. В зави-
симости от ориентации на технологию, риск потребителя, ответственность
за покупательное решение будет распределяться в различных функцио-
нальных областях. В фирме, ориентированной на технологию инженеры-
технологи и технический персонал сможет принимать решение автономно, а
в фирме, ориентированной на производство, полную власть сможет иметь
производственный персонал.
Подобные характеристики товара и организации представляют организа-
ции информацию для выработки направления приложения усилий. Характе-
ристики влияют на усилия по продажам, время, направление усилий по
продвижению и соответствие различных альтернатив распространения.
Разрешение конфликтов. Автономные решения напрямую ведут к выбору
поставщика или марки. Если же в принятии решения участвуют 2 или более че-
ловек, вполне вероятно наличие определенного рода конфликтов. Это приво-
дит к тому, что участники центра активнее стараются укрепить свое положение,
и часто приводит к повышенному уровню выработки приемлемых решений. Тем
не менее слишком большие конфликты ведут к повышенной эмоциональности,
защите и политическим играм участников. Конфликты становятся проблемой,
когда основным результатом становится "победа".
3-й компонент модели Шэта описывает процессы разрешения конфликтов в
центре. Подходы к разрешению конфликтов объясняют рациональные и нера-
циональные решения. Рациональными подходами являются разрешение про-
блем и убеждение; "торговля" и хитрость относятся к иррациональным
методам. Рациональное разрешение конфликтов требует больше информации,
больше источников поставок или больше времени на их преодоление. Убежде-
ние подразумевает логическое убеждение неудовлетворенного участника в
преобладании организационных интересов над личными. "Торговля" подразу-
мевает общение вроде: "ты даешь немного этого, а я - немного того". Коалиция
подразумевает определенное взаимодействие между участниками, а также
взаимные уступки. Однако проблема здесь в том, что при переговорах можно
учесть все интересы, однако это решение может не быть ни оптимальным, ни
наилучшим для организации. Политиканство подразумевает обмен одолже-
ниями, использование личных отношений, "удары в спину" и другие способы
неформальных отношений, используемых для оказания влияния на других
членов центра закупок и укрепления своей позиции. Некоторые типы горизон-
тальных отношений, предложенных Страуссом (1962) являются типично поли-
тиканскими.
Продавец легко может попасть "между двух огней" в центре закупок.
Особенно в случаях "торговли" и политиканства, как способов разрешение
конфликтов, могут быть выбраны менее агрессивные продавцы или продав-
цы, представляющие чьи-либо предпочтения, если предлагаемый товар сам
не разрешает конфликтную ситуацию или не является предпочтительным
для авторитетных участников центра.
В 3-ем компоненте схемы присутствуют поведенческие характеристики. Шэт
выделяет разрешение конфликтов как основное выражение межличностного
145
10-1418поведения, другие экономисты особое внимание придают способу достижения
консенсуса в центре. Основываясь на различных критериях восприятия и оцен-
ки членов центра закупок при выборе марки или продавца Чоффрей и Лильен
(1978) определили 4 модели принятия решения в центре: взвешенных вероят-
ностей, пропорциональности, единогласия и приемлемости. В модели взве-
шенных вероятностей веса назначаются для описания относительного влияния
участника в центре. Модель пропорциональности предполагает, что все участ-
ники центра имеют одинаковую силу влияния и поэтому достаточно большин-
ства. Модель единогласия применяется, когда дискуссии продолжаются до тех
пор, пока не будет достигнуто общее мнение. Модель приемлемости соответст-
вует ситуациям, когда принимаются наименее конфликтные решения. Таким
образом было показано, что компромиссы (давайте урегулируем различия) и
сотрудничество (давайте сделаем так, чтобы удовлетворить обе наши потреб-
ности) являются доминирующими способами преодоления конфликтов между
отделами (Дэй и др., 1988).
Модель Шэта учитывает также факт воздействия ситуационных факто-
ров на принимаемое решение. Неожиданные забастовки производителей
основного вида ресурсов, слияние между поставщиками или кризис пере-
производства основного закупаемого товара могут существенно повлиять на
принимаемое решение. Эти события не входят ни в один из компонентов
модели.
Ограничения при использовании базовых моделей. Предложенные мо-
дели являются полезным инструментом для определения широкого ряда фак-
торов, влияющих на принятие решения о покупке. Тем не менее модели имеют
ряд недостатков. Во-первых, трудно разработать схему, учитывающую все ти-
пы организаций и принимаемых решений. Более того, чем более универсаль-
ной становится модель, тем менее она объясняет процессы в конкретной
организации. Во-вторых, в моделях хорошо представлены ключевые факторы,
однако слабо рассмотрены их взаимосвязи. У Шэта этот компонент рассмотрен
лучше, чем в модели Вебстера-Винда, однако также далек от совершенства. El-
третьих, стрелки, соединяющие различные компоненты в схемах, однонаправ-
лены. Это игнорирует вполне логичное предположение об взаимовлиянии этих
отношений. Например, в модели Вебстера-Винда индивидуальные характери-
стики определяют и испытывают влияние организационных характеристик.
Также, в модели Шэта индивидуальные ожидания и факторы товара влияют
друг на друга. Более того, ожидания являются функцией числа участников цен-
тра. Наконец, модели слабо учитывают продавца и игнорируют его воздействие
на принимаемое решение.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модель Шэта» з дисципліни «Промисловий маркетинг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Критерії класифікації кредитних операцій
Основи організації, способи і форми грошових розрахунків у народн...
Іменник
ВИКОНАННЯ БУДІВЕЛЬНО-МОНТАЖНИХ РОБІТ
Якість створення продукту


Категорія: Промисловий маркетинг | Додав: koljan (22.09.2011)
Переглядів: 713 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП