Большое значение для рациональной организации, планирования и уче- та материально-технического снабжения имеет хорошо организованное нор- мирование расхода материалов. При работе предприятий в рыночных условиях, когда целевой установкой должно быть обеспечение безубыточ- ности производства продукции, вопросы нормирования расхода предметов труда приобретают особо важное значение, так как основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия (объем продаж - объем реализованной продукции и прибыль от основной деятельности) во многом зависит от материальных затрат. Нормой расхода называется такое количество материала, которое необхо- димо затратить на производство одного изделия (тонны проката, машины, узла, детали, комплекта и т.п.) при наиболее рациональных организационно- технических условиях производства. Нормы должны ориентировать на даль- нейшее совершенствование технологии и организации производства. Нормы расхода материалов служат для определения потребности в материальных ре- сурсах на производственную программу предприятия и разработки планов ма- териально-технического снабжения, для контроля за деятельностью хозяйственных подразделений предприятия (цеха, участка, службы и т.д.), а также для .определения себестоимости выпускаемой продукции. Проблема эко- номики затрат на закупки материальных ресурсов весьма важна поскольку ма- териальные издержки составляют наиболее важную статью общих затрат на производство продукции и могут доходить до 6Г>80%% всех издержек на про- изводство и реализацию продукции. Поэтому важнейшая задача материально- технического снабжения заключается не только в обеспечении предприятия необходимыми товарами и услугами в необходимом количестве и качестве в 85нужное время, но и в том , чтобы это обеспечение должно быть экономически ' целесообразным. Это связано еще и с тем, что в промышленности применяют- ся различные методы определения себестоимости отдельных видов продук- ции, услуг и работ. Наибольшее распространение получил расчетно- аналитический метод, в основе которого прямые затраты на единицу продукции рассчитываются на основе норм, а косвенные - пропорционально принятому признаку. В "Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налого- обложении прибыли" (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552) дается следующее определение себестоимости про- дукции: "Себестоимость продукции (работ, услуг) предоставляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (ра- бот, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, ос- новных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию". Для целей учета, анализа и планирования затраты, включаемые в себе- стоимость продукции, классифицируют по различным признакам. Классифика- ция затрат позволяет более обоснованно выявить резервы снижения себестоимости и спроектировать мероприятия по сокращению затрат на произ- водство и реализацию продукции. Наибольший практический интерес представляет группировка по эконо- мическим элементам, называемых сметой затрат на производство и статьям затрат. Смета затрат на производство позволяет определить затраты на общий объем потребляемых ресурсов для выполнения всей производствен- ной программы предприятия независимо от того, на какой конкретный вид продукции они были использованы. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по сле- дующим экономическим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; единый социальный налог; амортизация основных фондов; прочие затраты. В элементе "материальные затраты" отражается стоимость: приобретаемых сырья и материалов, которые входят в состав изготавли- ваемой продукции или обеспечивают нормальное течение технологического процесса и изготовления упаковки; покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предпри- ятии; приобретаемого со стороны топлива всех видов; покупной энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха холода и других видов). Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость про- дукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными от- 86 ходами производства понимаются остатки сырья, материалов, теплоносите- лей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребитель- ские качества исходного ресурса. Возвратные отходы оцениваются по пол- ной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса и по понижен- ной цене - если они используются для основного производства, но с повы- шенными затратами, а также используются для изготовления предметов широкого потребления и хозяйственного обихода. Поскольку нас интересуют только материальные затраты, то остальные составляющие затрат мы рассматривать не будем, а схематично состав за- трат, включаемых в себестоимость продукции с расшифровкой состава ма- териальных затрат представим на рис. 3.5. Рис. 3.5. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и структура материальных затрат Структура затрат на производство промышленной продукции по отдель- ным отраслям промышленности представлена в таблице 3.5. Суммарно все четыре статьи затрат на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо и энергию составляют по всей промышленности 74,9%, топливной промышленности - 66,0%, черной металлургии - 78,4%, машино- строении и металлообработке - 65,8%, промышленности строительных ма- териалов - 62,7%. 87Все приведенные в таблице 3.5 отрасли относятся к производителям и потребителям именно товаров производственно-технического назначения и они осуществляют их закупки на промышленных рынках. Зная объем товар- ной продукции и долю прибыли можно определить объем закупок для любо- го промышленного предприятия. В таблице 3.6 представлены экономические результаты деятельности неко- торых предприятий автомобилестроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения за I полугодие 1999 года. Поскольку доля материальных за- трат в машиностроении составляет - 65,8%, то в таблице произведен расчет объема закупок, исходя из этой величины - от объема товарной продукции. Ес- тественно, полученные результаты следует воспринимать с определенной ос- торожностью поскольку у каждого предприятия есть какие-то особенности, но нам важно получить порядок цифр, характеризующих объемы закупок предпри- 88 ятиями. Для этого в расчете взяты типичные представители каждой подот- расли, по пять из каждой (см. табл. 3.6). Таблица 3.6 Объемы производства и промышленных закупок предприятий машиностроения за I полугодие 1999 г. 1 ) (в действующих ценах, млн. руб.) Как следует из таблицы 3.6 наиболее стабильно работают предприятия ав- томобилестроения. Такие гиганты как АвтоВАЗ и ГАЗ заметно опережают и по объемам производства товарной продукции и в свою очередь по закупкам для производства все остальные заводы отрасли. Самое заметное падение произ- водства произошло на предприятиях сельхозмашиностроения. Если по объему товарной продукции "Ростсельмаш" был лидером в отрасли постоянно, то сей- час он находится лишь на 13 месте. Его объемы производства и закупок более чем в 80 раз меньше, чем на "АвтоВАЗе". 1) Рассчитано по данным АСМ-холдинг: "Аналитический обзор производствен- но-финансовой деятельности производителей автомобильной, тракторной, сель- скохозяйственной техники России и стран СНГ за I полугодие 1999 года". 89За рубежом закупки промышленных предприятий это огромный бизнес, где оборачиваются значительные денежные средства. Так по данным аме- риканских исследователей 100 самых крупных промышленных компаний Соединенных Штатов потратили в 1988 году более чем на 500 млрд. долла- ров на закупку товаров и услуг. Причем затраты на закупку в этих компаниях к объему продаж составляют от 30 до 65% (см. табл. 3.7)1). Таблица 3.7 Американские компании, затратившие больше всех на промышленные закупки По данным ООН общий объем продаж 10-ти крупнейших транснацио- нальных компаний составил в 1997 году 1114,7 млрд. долл. США, что срав- нимо с ВВП такой развитой страны как Италия (1171,0 млрд. долл. США), которая по этому показателю занимает шестое место в мире. Если предпо- ложить что закупки составляют порядка 60% от объема продаж, то следова- тельно эти 10 ТНК тратят порядка 670 млрд. долл. на закупки (см. табл. 3.8). Как видно из приведенных данных, для большинства промышленных предприятий закупки составляют более 50% от продаж, поэтому со всеми основаниями можно говорить о возрастающей роли закупок на предприятии. Учитывая этот факт, вместе с инфляцией, сокращением запасов полезных ископаемых, высокой стоимостью заемного капитала на закупки и интенсив- ным конкурентным давлением, особенно возрастает внимание к достижению эффективности при проведении закупочных операций. Не только закупки являются основным источником уменьшения стоимости материалов, но это также относится к эффективности организации процесса закупки. Закупки важный источник ценности и могут оказывать непосредственное влияние на конкурентное положение предприятия на рынке. 1) Ford, D(ed). Understanding Busieness Markets. The Druden Press/London (1997)/ 90Производственные предприятия вынуждены покупать сотни, и даже тысячи на- именований продукции ежегодно и на типичном предприятии на закупки затрачи- вается более половины поступлений. Для того чтобы лучше управлять и контролировать такие затраты, большинство предприятий формализуют свой про- цесс покупки. Ряд шагов или процедур должен быть пройден при заказе, получении и оплате за продукт или услугу, при этом выполняются различные виды бумажной работы. Кроме того, более шести внутренних управлений вовлекаются в деятель- ность прежде чем формальная покупка будет закончена. Например, основные до- кументы, которые должны быть заполнены включают в себя запрос на закупку, ' заказ на покупку, накладные для транспортировки, счет по материалам, отчет о по- лучении и отчет о проверке. С течением того как важность закупочной функции возрастала внутри предпри- ятия, появились новые организационные структуры. Хотя закупки традиционно подчинялись производству и управлению, некоторые компании сделали главу от- дела по закупкам управленцем высшего звена. Некоторые пошли дальше и стали применять концепцию управления материалами. При этом, такие виды деятельно- сти как закупка, обработка материалов, складирование, распределение и получе- ние объединены в одну функцию, в результате значительно улучшилась координация и контроль. Производственные организации также полагаются на различные инстру- менты анализа при оценке поставщиков и принятие решений. Один из при- меров - анализ стоимости жизненного цикла связан с оценкой покупки с учетом всех затрат, которые понесет организация в течение полезной жизни продукта. Другой инструмент. Это функционально-стоимостной анализ - де- тальное изучение покупаемого изделия для определения путей, которыми может быть изменена конструкция для снижения стоимости, повышения ка- чества или того и другого. Предприятие также используют закупочные стра- тегии основанные на времени: покупки по потребностям, форвардные покупки и спекулятивные, для снижения стоимости или для получения наи- большей отдачи от закупочных операций. Наконец, новые технологии изменили не только способы, которыми орга- низации покупают, но также их отношения с поставщиками. Возможно наи- более известной из технологий являются точно вовремя (just-in-time). Также применяются: планирование потребности в материалах, электронный обмен данными и планирование ресурсов. Хотя эти технологии значительно отли- чаются, и каждая имеет свое уникальное применение для маркетолога, все они построены на компьютерных технологиях для уменьшения времени ис- полнения заказа, избавления от ненужных складских помещений, радикаль- ного повышения организационной эффективности. Осведомленность о процедурах, структурах и технологиях, используе- мых покупателем жизненно важна, если маркетолог хочет успешно проник- нуть в организацию. Более того, он сам должен адаптироваться к операциям покупателя для построения долгосрочных отношений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Закупки - важный источник ценности» з дисципліни «Промисловий маркетинг»