Организация материально-технического снабжения (закупки) и складского хозяйства
Процесс обеспечения предприятий сырьем, топливом, основными и вспомогательными материалами, покупными полуфабрикатами, комплек- тующими изделиями, инструментом, производственным оборудованием и другими средствами производства называется материально-техническим снабжением (МТС). '• В производственной практике используются две формы материально- •' технического снабжения: транзитная, при которой материалы направляются от поставщика непосредственно потребителю, и складская, когда материалы, сы- рье и полуфабрикаты от поставщика доставляются на склад предприятия (или ' снабженческой организации) и оттуда уже поступают непосредственно к потре- бителю. Первый путь связан с меньшими затратами. При нем исключаются из- лишние перегрузки, сокращаются складские операции, лучше загружается транспорт. Транзитная форма снабжения обеспечивает ускорение доставки материалов'потребителям и снижение затрат, связанных со снабжением. Однако для тех видов материалов, которые потребляются в незначительном количестве, эффективной оказывается складская форма снабжения, кото- рая позволяет получать материалы небольшими партиями. 1 ) Сбербанк "промагнитился", журнал "Профиль", № 7 (229) от 26 февраля 2001 г. 64 Для осуществления процесса материально-технического снабжения на предприятиях и организациях создаются отделы (службы, управления) МТС, а на некоторых предприятиях отделы внешней кооперации и комплектации. Основными задачами и функциями отдела материально-технического снабжения (внешней кооперации и комплектации) являются: 1. Определение с привлечением сооответствующих служб предприятия потребности в сырье, топливе, основных и вспомогательных материалах, покупных полуфабрикатах и комплектующих изделиях, инструменте и обо- рудовании, необходимых для выполнения производственной программы по выпуску промышленной продукции, освоению новой техники, осуществле- нию капитального строительства и других эксплуатационных нужд. 2. Своевременное обеспечение всех производственных единиц, цехов и участков предприятия всеми видами материально-технических ресурсов, создание и систематическое поддержание комплектных и нормативных за- пасов сырья, материалов и комплектующих изделий, обеспечивающих рит- мичную работу по выпуску промышленной продукции в течение всего хозяйственного года. 3. Выбор и осуществление наиболее экономичных форм материально- технического снабжения (рациональные, прямые производственные связи, транспортные и складские поставки, доставка материальных ресурсов до производства по наиболее выгодным ценам и транспортно-заготовительным расходам). Недопущение закупки и приема недоброкачественных материа- лов, а также замены материалов, ведущих к увеличению себестоимости вы- пускаемых изделий. 4. Обеспечение контроля за экономичным потреблением материальных ресурсов, организация и контроль надлежащего хранения на складах и складских площадях товарно-материальных ценностей, а также контроль за развитием складских комплексов, их механизацией и автоматизацией, на- правленной на повышение экономической эффективности производства. 5. Разработка и внедрение мероприятий по всестороннему совершенст- вованию планирования, системы учета, отчетности организации и управле- ния материально-техническим снабжением. 6. Разработка предложений и осуществление мероприятий по установ- лению наиболее рациональных схем производственных связей по поставке сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий по прямым, длительным хозяйственным связям. Обеспечение контроля за своевременным заключениям структурными подразделениями отдела дого- воров на поставку указанных материальных ресурсов. 7. Участие совместно с соответствующими службами в разработке и кон- троле за выполнением мероприятий по рациональному и экономному расхо- дованию материальных ресурсов, сокращению потерь, максимальному использованию производственных отходов, вторичного сырья и осуществ- ление других мероприятий, обеспечивающих повышение экономической эффективности использования материальных ресурсов в производстве. 8. Обеспечение контроля и помощи подразделениям и службам предпри- ятия по внедрению в производство наиболее экономичных и прогрессивных видов материалов, новых покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий 5-1418 65на основании имеющихся протоколов технической применяемости на новые виды материалов; обеспечение своевременной закупки и согласования с по- ставщиками объемов и сроков поставок новых видов материалов, полуфабри- катов и комплектующих изделий. 9. Систематическая проверка и анализ хозяйственной деятельности под- разделений предприятия в части экономного и целевого использования вы- деленных материальных ресурсов и комплектующих изделий, величины и комплектности их запасов и принятие мер, в установленном порядке, к реа- лизации излишних и неиспользуемых товарно-материальных ценностей. 10. Осуществление систематического анализа статистической отчетно- сти по материально-техническому снабжению и принятие необходимых мер по установлению выявленных недостатков. 11. Осуществление профессиональной подготовки и обучения специали- стов материально-технического снабжения новым методам и формам орга- низации планирования и управления материально-техническим снабжением. 12. Подготовка программ для автоматизированной обработки данных о потребностях в материалах, сырье и полуфабрикатах, налаживание систе- мы передачи информации о потребностях предприятия поставщикам по ли- ниям электронной почты и Интернету. 13. Снижение затрат на МТС, совершенствование организационной структуры управления органов снабжения на предприятии, установление рациональных экономических и транспортных связей между поставщиками, организациями оптовой торговли товарами производственно-технического назначения и предприятием. Рис. 3.2. Структура службы материально-технического снабжения промышленного предприятия 66 Руководитель службы МТС предприятие имеет право представительст- вовать от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции от- дела. Вместе с тем он несет всю полноту ответственности за состояние работ по организации бесперебойного снабжения предприятия материаль- ными ресурсами, за выбор и осуществление наиболее экономичных форм материально-технического снабжения. Принципиальная структура службы материально-технического снабже- ния промышленного предприятия представлена на рис. 3.2. Номенклатура закупаемых предприятиями материалов весьма разнооб- разна и зависит от отраслевой принадлежности промышленного предпри- ятия. Металлургические предприятия закупают коксующийся уголь, железную руду, всевозможные добавки для выплавки высоколегированных сталей и т.п. Предприятия машиностроения закупают металл, прокат, изде- лия из металла, метизы, шины и т.п. Для того чтобы упростить оперативный и бухгалтерский учет материалов и организацию складского хозяйства, не- обходимо классифицировать применяемые на предприятии материалы. Классификацией называется распределение материалов по однород- ным признакам на разделы, группы, подгруппы и т.д. В соответствии с общей классификацией материальных ресурсов разли- чают: а) сырье (сырьевые материалы) - предметы труда, подвергшиеся ранее воздействию труда и подлежащие дальнейшей переработке (например, дре- весина); б) основные материалы - предметы труда, которые составляют матери- альную основу (субстанцию) готового продукта (например, металл, мука для производства хлеба); в) вспомогательные материалы - предметы труда, играющие вспомо- гательную роль в производственном процессе или способствующие осуще- ствлению его (например, лаки, краски, смазочные материалы); г) покупные полуфабрикаты и комплектующие - предметы труда, вхо- дящие в готовый продукт и обслуживающие определенные затраты труда на сборку (монтаж) или дополнительную обработку на данном предприятии (например, заготовки из металла, подшипники); д) инвестиционные материалы. В зависимости от специализации промышленного предприятия классификация материальных ресурсов может быть более детальная, а вместе с ней меняется организационная структура отдела матери- ально-технического снабжения и отдела внешней кооперации и ком- плектации. Так организационная структура управления материально- техническим снабжением машиностроительных предприятий, пред- ставлена специализированными бюро по различным группам матери- альных ресурсов: бюро сортового металлопроката; бюро листового металлопроката; бюро метизных изделий; бюро топлива и горючесма- зочных материалов и т.д. Отдел внешней кооперации и комплектации также подразделяется на ряд бюро в зависимости от тех материаль- ных ресурсов, которые эти бюро закупают (см. рис. 3.3). 67Историческая справка В условиях централизованно-плановой экономики материально- техническое снабжение осуществлялось на основе фондового распреде- ления ресурсов. Основной системой МТС являлся Госснаб СССР, кото- рый занимался реализацией планов МТС и обеспечением межотраслевых кооперированных поставок, распределением продукции, планы произ- водства которой утверждались соответствующими Министерствами. Госснаб СССР контрлировал выполнение министерствами и предпри- ятиями-поставщиками планов поставок продукции, разрабатывал и вне- дрял мероприятия по совершенствованию системы и органов МТС, проводил научно-исследовательские работы в области снабжения и сбы- та. Всю свою деятельность Госснаб СССР осуществлял через систему подведомственных ему организаций: союзглавснабсбытов, союзглавком- плектов и территориальных органов. Товарооборот Госснаба СССР в 1990 г. составил свыше 60% общего товарооборота средств производства в стране. Система Госснаба СССР объединяла 29 союзглавснабсбытов, специа- лизированных по видам продукции (Союзглавметалл, Союзглавуголь, Союзглавхим, Союзглавстанкоинструмент, Союзглавмаш, Союзглавпри- бор и др.); 12 главных управлений и трестов по комплектованию обору- дованием строящихся и реконструируемых предприятий, 58 территориальных органов МТС - 14 главных управлений в союзных рес- публиках, 31 управление в районах РСФСР и по 7 управлений в районах Украины и Казахстана. Госснабу СССР был подчинен ряд научно- исследовательских и проектно-конструкторских организаций: Научно- исследовательский институт материально-технического снабжения (НИИМС), отделение Центрального экономике-математического инсти- тута (ЦЭМИ АН СССР) при Госплане СССР, Всесоюзный институт по- вышения квалификации руководящих работников МТС. Кроме органов Госснаба СССР имелись и главснабы министерств и ведомств; отделы снабжения объединений, комбинатов, трестов; управ- ления снабжений исполкомов Советов народных депутатов. Завершали систему органов МТС в СССР отделы снабжения промышленных пред- приятий, строек и других хозяйств. Задачи союзглавснабсбытов состояли в том, чтобы выявлять потреб- ность народного хозяйства в материальных ресурах, устанавливать ра- циональные межотраслевые и межрайонные связи по поставкам продукции развивать совместно с территориальными органами снабже- ния оптовую торговлю средствами производства и прямые длительные связи, контролировать выполнение планов поставок предприятиями и министерствами. Отделы .материально-технического снабжения на предприятиях составляли годовые, квартальные, месячные планы снабжения, увя- занные с производственной и другими разделами плана; оформляли договоры с поставщиками; обеспечивали необходимую организацию 69 ^складского хозяйства на предприятии; разрабатывали экономически обоснованные нормативы материальных запасов; организовывали и осуществляли учет и отчетность по МТС предприятия. С распадом СССР была нарушена вся союзная система материально- технического снабжения, причем были нарушены складывающиеся десяти- летиями производственно-хозяйственные связи на основе прямых длитель- ных поставок сырья и материалов, по которым на сборочные предприятия поставляли детали, узлы и компоненты для сборки готовой продукции. Так, в з 1999 году после процедуры банкротства, Челябинский тракторный завод, для реализации производства промышленных тракторов, вынужден был вернуть производство более 500 деталей, узлов, которые ранее поставля- лись на головной завод на основе прямых длительных связей с заводов- поставщиков по системе кооперации и комплектации. Мировая же производственная практика использует все в большей мере тенденцию длительных связей продавца и потребителя. Для этого исполь- зуется так называемая система заключения долгосрочных контрактов. Как правило, если экономические и технологические изменения могут повлиять на долгосрочные взаимоотношения, делая их нестабильными, тогда пред- приятия-покупатели и предприятия-продавцы заключают краткосрочные до- говоры. В других случаях более выгодно заключение долгосрочных контрактов с поставщиками, по которым и устанавливаются длительные производственно-хозяйственные связи. Как правило заключение долгосроч- ных контрактов сопровождается созданием системы электронного обмена данными по прохождению материалов и денежных средств. При использо- вании такой системы создается электронная сеть, когда компьютеры клиен- тов подключаются к компьютерам поставщиков. Это позволяет клиентам мгновенно заказывать необходимое количество товара, вводя заказ непо- средственно в электронную сеть, (более детально это описано в 3.4): Наметилась также тенденция осуществления централизованных за- купок предприятиями. В крупных зарубежных компаниях, состоящих из многих подразделений (бизнес-единиц), процесс централизации по- купок осуществляется следующим образов. Головная организация компании определяет перечень материалов, необходимых для каждого подразделения в отдельности, и осуществляет их закупку централизо- ванно. Это дает возможность компании получать скидку, а в результа- те экономятся значительные оборотные средства. Для предприятий- поставщиков это также выгодно, поскольку они имеют дело с более крупными заказчиками, при этот вместо того, чтобы вести торговлю с отдельными заводами этих крупных покупателей через региональных представителей, они используют своих торговых агентов, отвечающих за продажи крупным национальным заказчикам. Кроме того наблюдается тенденция повышения значимости службы ма- териально-технического снабжения. Отдел МТС (отдел закупок) зачастую занимает довольно низкое положение в иерархии управления несмотря на то, что он часто управляет более чем половиной расходов предприятия. Однако в последнее время положение на многих предприятиях меняется кардинально. В зарубежных крупных корпорациях руководителей отделов закупок все чаще на- 70 л значают на должность вице-президентов. Некоторые компании решили объе- динить в одно целое выполнение таких функций как закупки, управление запа- сами, планирование производства и сбыта продукции. Такой подход получил название управление стратегическими материалами. Во многих транснацио- нальных корпорациях на отдел закупок возложена ответственность за приобре- тение необходимых материалов и услуг по всему миру. На рис. 3.3 приведена гипотетическая организационная структура управления материалами. Схема 3.3. Гипотетическая организационная структура управления материалами 71Здесь объединены три основные функции: закупка, хранение и передви- жение. Часто управляет этим подразделением вице-президент, и профес- сиональные менеджеры по закупкам погут использовать эту позицию для увеличения своего вляния и контроля внутри организации. Некоторые сер- висные организации, как и большинство производящих адаптировали кон- цепцию управления материалами. Основное достоинство этой концепции это координация, которая может быть достигнута в системе.управления материалами. При отсутствии такого подхода решения по закупкам, поставкам и т.д. могут приниматься без со- гласования. Webster (1984) описал пример агента по закупкам, который ку- пил большее количество продукции, чем необходимо, с целью выигрыша в цене. Однако выигрыш может быть иллюзорным, если эта покупка создает проблемы со складированием из-за недостаточной вместимости склада, или если стоимость управления этим товарам (стоимость пространства, инве- стиции капитала, налоги, моральный износ и ухудшение качеств) превышает очевидный выигрыш в цене. Концепция управления материалами как раз и направлена на решение подобных проблем. Также лучшая координация способная удовлетворять потребность в материалах другие функциональ- ные области предприятия. Маркетолог пытающийся продать продукцию компании организованной по философии управления материалами должен осознавать, что покупатель будет подходить к продукту с точки зрения общей материальной перспекти- вы. В то время как агент по закупкам может быть привлечен низкой ценой, управляющий материалами пожелает заплатить больше за то, что предпо- лагает большую полезную ценность при хранении, установке, использова- нии, обслуживании и т.д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация материально-технического снабжения (закупки) и складского хозяйства» з дисципліни «Промисловий маркетинг»