ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Промисловий маркетинг

Организация материально-технического снабжения (закупки) и складского хозяйства
Процесс обеспечения предприятий сырьем, топливом, основными и
вспомогательными материалами, покупными полуфабрикатами, комплек-
тующими изделиями, инструментом, производственным оборудованием и
другими средствами производства называется материально-техническим
снабжением (МТС).
'•
В производственной практике используются две формы материально-
•'
технического снабжения: транзитная, при которой материалы направляются от
поставщика непосредственно потребителю, и складская, когда материалы, сы-
рье и полуфабрикаты от поставщика доставляются на склад предприятия (или '
снабженческой организации) и оттуда уже поступают непосредственно к потре-
бителю.
Первый путь связан с меньшими затратами. При нем исключаются из-
лишние перегрузки, сокращаются складские операции, лучше загружается
транспорт. Транзитная форма снабжения обеспечивает ускорение доставки
материалов'потребителям и снижение затрат, связанных со снабжением.
Однако для тех видов материалов, которые потребляются в незначительном
количестве, эффективной оказывается складская форма снабжения, кото-
рая позволяет получать материалы небольшими партиями.
1 ) Сбербанк "промагнитился", журнал "Профиль", № 7 (229) от 26 февраля
2001 г.
64
Для осуществления процесса материально-технического снабжения на
предприятиях и организациях создаются отделы (службы, управления) МТС, а
на некоторых предприятиях отделы внешней кооперации и комплектации.
Основными задачами и функциями отдела материально-технического
снабжения (внешней кооперации и комплектации) являются:
1. Определение с привлечением сооответствующих служб предприятия
потребности в сырье, топливе, основных и вспомогательных материалах,
покупных полуфабрикатах и комплектующих изделиях, инструменте и обо-
рудовании, необходимых для выполнения производственной программы по
выпуску промышленной продукции, освоению новой техники, осуществле-
нию капитального строительства и других эксплуатационных нужд.
2. Своевременное обеспечение всех производственных единиц, цехов и
участков предприятия всеми видами материально-технических ресурсов,
создание и систематическое поддержание комплектных и нормативных за-
пасов сырья, материалов и комплектующих изделий, обеспечивающих рит-
мичную работу по выпуску промышленной продукции в течение всего
хозяйственного года.
3. Выбор и осуществление наиболее экономичных форм материально-
технического снабжения (рациональные, прямые производственные связи,
транспортные и складские поставки, доставка материальных ресурсов до
производства по наиболее выгодным ценам и транспортно-заготовительным
расходам). Недопущение закупки и приема недоброкачественных материа-
лов, а также замены материалов, ведущих к увеличению себестоимости вы-
пускаемых изделий.
4. Обеспечение контроля за экономичным потреблением материальных
ресурсов, организация и контроль надлежащего хранения на складах и
складских площадях товарно-материальных ценностей, а также контроль за
развитием складских комплексов, их механизацией и автоматизацией, на-
правленной на повышение экономической эффективности производства.
5. Разработка и внедрение мероприятий по всестороннему совершенст-
вованию планирования, системы учета, отчетности организации и управле-
ния материально-техническим снабжением.
6. Разработка предложений и осуществление мероприятий по установ-
лению наиболее рациональных схем производственных связей по поставке
сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий по
прямым, длительным хозяйственным связям. Обеспечение контроля за
своевременным заключениям структурными подразделениями отдела дого-
воров на поставку указанных материальных ресурсов.
7. Участие совместно с соответствующими службами в разработке и кон-
троле за выполнением мероприятий по рациональному и экономному расхо-
дованию материальных ресурсов, сокращению потерь, максимальному
использованию производственных отходов, вторичного сырья и осуществ-
ление других мероприятий, обеспечивающих повышение экономической
эффективности использования материальных ресурсов в производстве.
8. Обеспечение контроля и помощи подразделениям и службам предпри-
ятия по внедрению в производство наиболее экономичных и прогрессивных
видов материалов, новых покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий
5-1418 65на основании имеющихся протоколов технической применяемости на новые
виды материалов; обеспечение своевременной закупки и согласования с по-
ставщиками объемов и сроков поставок новых видов материалов, полуфабри-
катов и комплектующих изделий.
9. Систематическая проверка и анализ хозяйственной деятельности под-
разделений предприятия в части экономного и целевого использования вы-
деленных материальных ресурсов и комплектующих изделий, величины и
комплектности их запасов и принятие мер, в установленном порядке, к реа-
лизации излишних и неиспользуемых товарно-материальных ценностей.
10. Осуществление систематического анализа статистической отчетно-
сти по материально-техническому снабжению и принятие необходимых мер
по установлению выявленных недостатков.
11. Осуществление профессиональной подготовки и обучения специали-
стов материально-технического снабжения новым методам и формам орга-
низации планирования и управления материально-техническим снабжением.
12. Подготовка программ для автоматизированной обработки данных о
потребностях в материалах, сырье и полуфабрикатах, налаживание систе-
мы передачи информации о потребностях предприятия поставщикам по ли-
ниям электронной почты и Интернету.
13. Снижение затрат на МТС, совершенствование организационной
структуры управления органов снабжения на предприятии, установление
рациональных экономических и транспортных связей между поставщиками,
организациями оптовой торговли товарами производственно-технического
назначения и предприятием.
Рис. 3.2. Структура службы материально-технического снабжения
промышленного предприятия
66
Руководитель службы МТС предприятие имеет право представительст-
вовать от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции от-
дела. Вместе с тем он несет всю полноту ответственности за состояние
работ по организации бесперебойного снабжения предприятия материаль-
ными ресурсами, за выбор и осуществление наиболее экономичных форм
материально-технического снабжения.
Принципиальная структура службы материально-технического снабже-
ния промышленного предприятия представлена на рис. 3.2.
Номенклатура закупаемых предприятиями материалов весьма разнооб-
разна и зависит от отраслевой принадлежности промышленного предпри-
ятия. Металлургические предприятия закупают коксующийся уголь,
железную руду, всевозможные добавки для выплавки высоколегированных
сталей и т.п. Предприятия машиностроения закупают металл, прокат, изде-
лия из металла, метизы, шины и т.п. Для того чтобы упростить оперативный
и бухгалтерский учет материалов и организацию складского хозяйства, не-
обходимо классифицировать применяемые на предприятии материалы.
Классификацией называется распределение материалов по однород-
ным признакам на разделы, группы, подгруппы и т.д.
В соответствии с общей классификацией материальных ресурсов разли-
чают:
а) сырье (сырьевые материалы) - предметы труда, подвергшиеся ранее
воздействию труда и подлежащие дальнейшей переработке (например, дре-
весина);
б) основные материалы - предметы труда, которые составляют матери-
альную основу (субстанцию) готового продукта (например, металл, мука для
производства хлеба);
в) вспомогательные материалы - предметы труда, играющие вспомо-
гательную роль в производственном процессе или способствующие осуще-
ствлению его (например, лаки, краски, смазочные материалы);
г) покупные полуфабрикаты и комплектующие - предметы труда, вхо-
дящие в готовый продукт и обслуживающие определенные затраты труда на
сборку (монтаж) или дополнительную обработку на данном предприятии
(например, заготовки из металла, подшипники);
д) инвестиционные материалы.
В зависимости от специализации промышленного предприятия
классификация материальных ресурсов может быть более детальная,
а вместе с ней меняется организационная структура отдела матери-
ально-технического снабжения и отдела внешней кооперации и ком-
плектации. Так организационная структура управления материально-
техническим снабжением машиностроительных предприятий, пред-
ставлена специализированными бюро по различным группам матери-
альных ресурсов: бюро сортового металлопроката; бюро листового
металлопроката; бюро метизных изделий; бюро топлива и горючесма-
зочных материалов и т.д. Отдел внешней кооперации и комплектации
также подразделяется на ряд бюро в зависимости от тех материаль-
ных ресурсов, которые эти бюро закупают (см. рис. 3.3).
67Историческая справка
В условиях централизованно-плановой экономики материально-
техническое снабжение осуществлялось на основе фондового распреде-
ления ресурсов. Основной системой МТС являлся Госснаб СССР, кото-
рый занимался реализацией планов МТС и обеспечением межотраслевых
кооперированных поставок, распределением продукции, планы произ-
водства которой утверждались соответствующими Министерствами.
Госснаб СССР контрлировал выполнение министерствами и предпри-
ятиями-поставщиками планов поставок продукции, разрабатывал и вне-
дрял мероприятия по совершенствованию системы и органов МТС,
проводил научно-исследовательские работы в области снабжения и сбы-
та. Всю свою деятельность Госснаб СССР осуществлял через систему
подведомственных ему организаций: союзглавснабсбытов, союзглавком-
плектов и территориальных органов. Товарооборот Госснаба СССР в
1990 г. составил свыше 60% общего товарооборота средств производства
в стране.
Система Госснаба СССР объединяла 29 союзглавснабсбытов, специа-
лизированных по видам продукции (Союзглавметалл, Союзглавуголь,
Союзглавхим, Союзглавстанкоинструмент, Союзглавмаш, Союзглавпри-
бор и др.); 12 главных управлений и трестов по комплектованию обору-
дованием строящихся и реконструируемых предприятий, 58
территориальных органов МТС - 14 главных управлений в союзных рес-
публиках, 31 управление в районах РСФСР и по 7 управлений в районах
Украины и Казахстана. Госснабу СССР был подчинен ряд научно-
исследовательских и проектно-конструкторских организаций: Научно-
исследовательский институт материально-технического снабжения
(НИИМС), отделение Центрального экономике-математического инсти-
тута (ЦЭМИ АН СССР) при Госплане СССР, Всесоюзный институт по-
вышения квалификации руководящих работников МТС.
Кроме органов Госснаба СССР имелись и главснабы министерств и
ведомств; отделы снабжения объединений, комбинатов, трестов; управ-
ления снабжений исполкомов Советов народных депутатов. Завершали
систему органов МТС в СССР отделы снабжения промышленных пред-
приятий, строек и других хозяйств.
Задачи союзглавснабсбытов состояли в том, чтобы выявлять потреб-
ность народного хозяйства в материальных ресурах, устанавливать ра-
циональные межотраслевые и межрайонные связи по поставкам
продукции развивать совместно с территориальными органами снабже-
ния оптовую торговлю средствами производства и прямые длительные
связи, контролировать выполнение планов поставок предприятиями и
министерствами.
Отделы .материально-технического снабжения на предприятиях
составляли годовые, квартальные, месячные планы снабжения, увя-
занные с производственной и другими разделами плана; оформляли
договоры с поставщиками; обеспечивали необходимую организацию
69
^складского хозяйства на предприятии; разрабатывали экономически
обоснованные нормативы материальных запасов; организовывали и
осуществляли учет и отчетность по МТС предприятия.
С распадом СССР была нарушена вся союзная система материально-
технического снабжения, причем были нарушены складывающиеся десяти-
летиями производственно-хозяйственные связи на основе прямых длитель-
ных поставок сырья и материалов, по которым на сборочные предприятия
поставляли детали, узлы и компоненты для сборки готовой продукции. Так, в з
1999 году после процедуры банкротства, Челябинский тракторный завод,
для реализации производства промышленных тракторов, вынужден был
вернуть производство более 500 деталей, узлов, которые ранее поставля-
лись на головной завод на основе прямых длительных связей с заводов-
поставщиков по системе кооперации и комплектации.
Мировая же производственная практика использует все в большей мере
тенденцию длительных связей продавца и потребителя. Для этого исполь-
зуется так называемая система заключения долгосрочных контрактов. Как
правило, если экономические и технологические изменения могут повлиять
на долгосрочные взаимоотношения, делая их нестабильными, тогда пред-
приятия-покупатели и предприятия-продавцы заключают краткосрочные до-
говоры. В других случаях более выгодно заключение долгосрочных
контрактов с поставщиками, по которым и устанавливаются длительные
производственно-хозяйственные связи. Как правило заключение долгосроч-
ных контрактов сопровождается созданием системы электронного обмена
данными по прохождению материалов и денежных средств. При использо-
вании такой системы создается электронная сеть, когда компьютеры клиен-
тов подключаются к компьютерам поставщиков. Это позволяет клиентам
мгновенно заказывать необходимое количество товара, вводя заказ непо-
средственно в электронную сеть, (более детально это описано в 3.4):
Наметилась также тенденция осуществления централизованных за-
купок предприятиями. В крупных зарубежных компаниях, состоящих из
многих подразделений (бизнес-единиц), процесс централизации по-
купок осуществляется следующим образов. Головная организация
компании определяет перечень материалов, необходимых для каждого
подразделения в отдельности, и осуществляет их закупку централизо-
ванно. Это дает возможность компании получать скидку, а в результа-
те экономятся значительные оборотные средства. Для предприятий-
поставщиков это также выгодно, поскольку они имеют дело с более
крупными заказчиками, при этот вместо того, чтобы вести торговлю с
отдельными заводами этих крупных покупателей через региональных
представителей, они используют своих торговых агентов, отвечающих
за продажи крупным национальным заказчикам.
Кроме того наблюдается тенденция повышения значимости службы ма-
териально-технического снабжения. Отдел МТС (отдел закупок) зачастую
занимает довольно низкое положение в иерархии управления несмотря на то,
что он часто управляет более чем половиной расходов предприятия. Однако в
последнее время положение на многих предприятиях меняется кардинально. В
зарубежных крупных корпорациях руководителей отделов закупок все чаще на-
70
л
значают на должность вице-президентов. Некоторые компании решили объе-
динить в одно целое выполнение таких функций как закупки, управление запа-
сами, планирование производства и сбыта продукции. Такой подход получил
название управление стратегическими материалами. Во многих транснацио-
нальных корпорациях на отдел закупок возложена ответственность за приобре-
тение необходимых материалов и услуг по всему миру. На рис. 3.3 приведена
гипотетическая организационная структура управления материалами.
Схема 3.3. Гипотетическая организационная структура
управления материалами
71Здесь объединены три основные функции: закупка, хранение и передви-
жение. Часто управляет этим подразделением вице-президент, и профес-
сиональные менеджеры по закупкам погут использовать эту позицию для
увеличения своего вляния и контроля внутри организации. Некоторые сер-
висные организации, как и большинство производящих адаптировали кон-
цепцию управления материалами.
Основное достоинство этой концепции это координация, которая может
быть достигнута в системе.управления материалами. При отсутствии такого
подхода решения по закупкам, поставкам и т.д. могут приниматься без со-
гласования. Webster (1984) описал пример агента по закупкам, который ку-
пил большее количество продукции, чем необходимо, с целью выигрыша в
цене. Однако выигрыш может быть иллюзорным, если эта покупка создает
проблемы со складированием из-за недостаточной вместимости склада, или
если стоимость управления этим товарам (стоимость пространства, инве-
стиции капитала, налоги, моральный износ и ухудшение качеств) превышает
очевидный выигрыш в цене. Концепция управления материалами как раз и
направлена на решение подобных проблем. Также лучшая координация
способная удовлетворять потребность в материалах другие функциональ-
ные области предприятия.
Маркетолог пытающийся продать продукцию компании организованной
по философии управления материалами должен осознавать, что покупатель
будет подходить к продукту с точки зрения общей материальной перспекти-
вы. В то время как агент по закупкам может быть привлечен низкой ценой,
управляющий материалами пожелает заплатить больше за то, что предпо-
лагает большую полезную ценность при хранении, установке, использова-
нии, обслуживании и т.д.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация материально-технического снабжения (закупки) и складского хозяйства» з дисципліни «Промисловий маркетинг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Магнитная гора
Вибір конфігурації систем комп’ютерної телефонії
МОНІТОРИНГ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
Слово і його ознаки
Інвестиційні можливості


Категорія: Промисловий маркетинг | Додав: koljan (22.09.2011)
Переглядів: 1383 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП