ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Поведінка споживачів

Не слишком ли много вы платите за бензин?
Чтобы как-то противостоять повышению цен на энергоносители, многие люди, проезжая мимо заправочной станции, «берут на заметку» цену на бензин, а когда цена снижается, они заправляются за меньшие деньги и рассказывают об этом своим друзьям. Однако от цены на бензин их отделяет всего лишь один щелчок мыши. Благодаря достаточно новому сайту www.GasBuddy.com можно сравнивать цены на бензин, устанавливаемые заправочными станциями на всей территории Соединенных Штатов и Канады. Этот сайт содержит ссылки на 173 отдельных сайта, такие как www.FloridaStateGasPrices.com и www.OrlandoGasPrices.com, отражающих цены на местных заправках в пределах определенного штата или крупного населенного пункта. Эти цены, объединенные в категории «высокие» и «низкие», обновляются каждые сорок восемь часов. Последние цены предоставляются добровольцами, которые проходят онлайн- регистрацию на GasBuddy.com. Помимо цен этот сайт, информацией которого можно пользоваться абсолютно бесплатно, также предоставляет средние цены на бензин для определенного местного рынка, а также сравнение цен по всей территории Соединенных Штатов и Канады на определенный день, неделю, месяц и год. Потребители могут проследить тенденции изменений цен на бензин, используя данные начиная с 2001 г.

Глава 3. Процесс принятия решения потребителем

123

Хотя на Джо обрушились огромные массивы сведений о различных вариантах, не вся эта информация привлекает его внимание. Он может, не читая, выкинуть материалы, пришедшие по прямой почтовой рассылке, или «вырубить» рекламные объявления, передаваемые по радио или телевизору. А те послания, которые завладели его вниманием, Джо анализирует исходя из того, что он уже знает по собственному опыту или из других сообщений. Например, если реклама характеризует «Yugo» с пробегом как быстрый и шикарный, то он может усомниться в правдивости этого сообщения, потому что оно не соответствует его собственным наблюдениям и описаниям этого автомобиля в прессе. Однако если он «примет» это сообщение, то его мнение и отношение изменятся или укрепятся, к тому же в дальнейшем в процессе принятия решения он будет учитывать эту информацию. Рис. 3.5. Обработка информации: от контакта до сохранения «Мы не рассматриваем GasBuddy.com как коммерческий проект, — говорит его основатель Джейсон Тоюс, компьютерный консультант, проживающий в Бруклин Парк, штат Миннесота. — Мы размещаем немного рекламы, но она лишь позволяет оплачивать сайт. Наша основная цель — помочь потребителям делиться информацией о том, где топливо продается по низким ценам, и найти станции с самыми низкими ценами». Дж. Тоюс и второй основатель сайта, Дастин Каупэл, офтальмолог из города Саскатун, штат Саскачеван, создали этот сайт, когда заметили, что очень немногие сервисные станции говорят цены по телефону. Источник: отрывок из статьи Tony Natale, «Website Allows Consumers to View Gas Prices Online», Knight Ridder Tribune Business News, (15 апреля 2005) 1. Copyright 2005 Knight Ridder Tribune Business News. Воспроизводится с разрешения Tribune Media Services.

1. Понимание. Если внимание привлечено, сообщение затем мысленно анализируется и сравнивается с информацией, хранящейся в памяти. Специалист по маркетингу надеется, что в результате сообщение будет ясно понято. 2. Принятие. Понятое сообщение либо отклоняется (довольно часто) как неприемлемое, либо принимается. Цель сообщения состоит в том, чтобы модифици-

124

Часть 2. Принятие решений потребителями

ровать или изменить убеждение и отношение потребителя, однако прежде, чем это случится, необходимо, чтобы сообщение было принято. Если в рамках некой системы или структуры имеет место принятие информации, то в дальнейшем появляется реальный шанс, что произойдут хотя бы некоторые желательные изменения. 3. Сохранение. Наконец, любой процесс убеждения имеет своей целью не только принятие информации, но также и сохранение ее в памяти для использования в будущем. Каждый, на кого обрушивается шквал сообщений, конкурирующих друг с другом за внимание аудитории, принимает и запоминает только малую их долю. Оказаться в этой доле сообщению фирмы помогают капитал торговой марки и ее благоприятный образ в глазах потребителя. Подробнее принципы обработки информации обсуждаются в гл. 14-16. Значительное количество рекламы, особенно рекламы брендов одежды и предметов роскоши, минуют стадии обработки информации благодаря привлекательным фотографиям, которые используются с целью создания имиджа бренда. Обычно предполагается, что такие фотографии соответствуют устремлениям представителей целевой аудитории.

Стадия третья: предпокупочная оценка вариантов
Следующая стадия процесса принятия решения потребителем — это оценка альтернативных вариантов выбора, установленных в процессе поиска (рис. 3.6). На этой стадии потребители ищут ответы на вопросы: «Какие варианты у меня есть?» и «Какой из них самый лучший?». Они сравнивают, сопоставляют, выбирают. Потребители соотносят то, что им известно о различных товарах и брендах, с тем, что они считают самым важным для себя, и постепенно сужают набор альтернатив, пока, наконец, не решат купить одну из них. Для того чтобы выбрать товары, услуги, бренды и магазины, которые с наибольшей вероятностью принесут удовлетворение покупкой и потреблением, потребители могут использовать как новые, так и хранящиеся в памяти оценки. Разные потребители задействуют разные оценочные критерии — стандарты, используемыепотребителемдлясравненияразличныхтоваровибрендов.То,каклюдиоценивают варианты — под влиянием индивидуальных особенностей и окружающей среды — схематически показано на рис. 3.6. Оценочные критерии становятся специфическим для продукта проявлением потребностей, ценностей, образа жизни и т. д. данного человека. Но потребители должны также составить мнение о том, где они собираются купить желаемый товар. Они применяют соответствующие оценочные критерии к розничным продавцам, у которых, возможно, будут покупать. Одни атрибуты, рассматриваемые при оценке альтернатив, являются существенными,другие — определяющими (детерминирующими), но настратегию маркетинга и рекламы влияют те и другие. Потребители рассматривают как потенциально наиболееважныесущественныеатрибуты,такиекакцена,надежностьидругиефакторы,которыемогутслаборазличатьсядляаналогичныхтоваров.Отличиявариантов выбора по определяющим атрибутам (в примере с автомобилем это будут такие детали, как дизайн, отделка, подстаканники) обычно определяют, какой бренд или магазинвыберетпотребитель,особенноеслионсчитает,чтосущественныехарактери-

Глава 3. Процесс принятия решения потребителем

125

стики всех вариантов одинаковы. Зная, что люди, которым не нравятся атрибуты, связанные с кофе, едва ли будут посещать кофейни Starbiisks, эта компания старается привлечь потребителей, которым нравятся атрибуты шоколада, с помощью суббренда «Chantiko». Потребители часто изучают такие параметры, как количество, размер, качество и цена. Далее изменения этих атрибутов могут повлиять на выбор брендов и товаров. Заметив, что предпочитаемый бренд подорожал, потребители нередко размышляют над причинами такого повышения цены, чтобы определить, оправданно ли оно. То, в какой степени потребители ощущают, что компания увеличивает свои прибыли за счет повышения цены, прямо связано с тем, насколько «незаслуженным» кажется это увеличение6. Неоправданная, по мнению потребителя, дороговизна ослабляет покупательские намерения.7 В последнее время исследователи концентрируют внимание на элементах, влияющих на процесс выбора таких «эмпирических» товаров, как развлечения. Очень хорошо для изучения эмпирических товаров подходит кино, поскольку это тот продукт, который трудно оценить до просмотра.8 Хотя выбор зрителей во многом определяется такими переменными, как «устные отзывы/рекомендации» и критические обзоры,9 значительную роль в выборе играют и такие психологические переменные, как эмоциональные ожидания и скрытая увлекательность товара. Тот факт, что выбор нового кинофильма происходит под влиянием эмоциональных ожиданий, а не когнитивной оценки характеристик продукта, подтверждает роль эмоций в некоторых аспектах поведения потребителя.10 Фактически в ходе оценки альтернатив и выбора характеристик продукта эмоциональный фактор усложняет и выбор, и то, насколько ценными представляются различные характеристики в процессе выбора.11 Что касается выбора места покупки, то потребители могут оценивать магазин по количеству «народа» в нем, чистоте, регулярности наличия в нем нужного продукта, числу кассовых пунктов. Если розничные продавцы равноценны с точки зрения таких существенных признаков, как цены и качество, то на первый план в процессе выбора выходят «детали» — обстановка в торговом зале или дружелюбие персонала магазина.

Стадия четвертая: покупка
Следующая стадия процесса принятия решения — покупка (рис. 3.7). Решившись на покупку, потребители далее проходят два этапа. На первом они выбирают розничного продавца (или иную форму покупки: каталог, электронную продажу — посредством ТВ или Интернета — или прямую продажу). Второй этап представляет собой выбор внутри магазина, который осуществляется под влиянием продавцов, витрин, электронных средств информации и рекламы в месте продажи. Потребитель, намеревающийся купить конкретный товар или бренд, может пройти первые три стадии процесса принятия решения в соответствии с заранее продуманным планом. Но иногда события, которые разворачиваются во время покупки или выбора, заставляют потребителя купить совсем не то, что он собирался, или вовсе воздержаться от покупки. Потребитель, предпочитая одного розничного продав-

Завершив поиск информации и составив список моделей и требований к автомобилю, Джо начинает сравнивать имеющиеся варианты. Он оценивает определенные модели исходя из предварительно составленного набора желательных характеристик, включая безопасность, надежность, цену, гарантию, пробег и число держателей для банок с напитками. Ему важно и то, как он себя будет чувствовать за рулем машины, и то, где будет ее покупать, поэтому он сравнивает разных дилеров и атмосферу магазинов. Отец одолжил Джо свою машину на несколько недель, пока тот не найдет подходящий вариант, соответствующий его потребностям и финансовым возможностям. Поэтому на данной стадии он может себе позволить тщательно взвесить всю информацию и изучить все имеющиеся варианты. Список альтернатив сужается до двух-трех вариантов, и Джо собирается остановиться на одном из них. Рис. 3.6. Оценка вариантов

Глава 3. Процесс принятия решения потребителем

127

ца, может выбрать совсем другого, потому что последний организовал распродажу или мероприятия по стимулированию спроса, а также из-за (не)удобных часов работы магазина, его местоположения или проблем с движением транспорта. Внутри магазина потребителя могут переубедить слова продавца, серьезный аргумент в пользу покупки иного товара или бренда, размещенный на дисплее в магазине, объявление о скидке или предложение купона, отсутствие в данный момент нужного продукта или марки, неожиданная нехватка денег или проблема с кредитной карточкой. Хороший розничный продавец заботится о привлечении в магазин постоянных клиентов и, следовательно, учитывает мельчайшие детали и аспекты, влияющие на поведение потребителей внутри магазина.

Стадия пятая: потребление
После того как потребитель совершил покупку и вступил во владение товаром, может иметь место потребление — период, когда потребитель использует продукт. На рис. 3.8 изображены стадии потребления и оценки товара по его результатам. Потребление может происходить немедленно или быть отложено. Например, видя объявление о скидке на замороженные полуфабрикаты, человек может купить несколько упаковок «впрок», больше, чем он может потребить в обычной ситуации; потребителю придется «складировать» продукты в морозильнике. То, как потребители используют продукты, также влияет на удовлетворенность покупкой и вероятность покупки данного товара или бренда в будущем. То, насколько тщательно они придерживаются правил использования или содержания товара, также может определять срок службы продукта и интервал между покупками.

Стадия шестая: оценка вариантов по результатам потребления
Следующая стадия процесса принятия решения — оценка продукта после потребления, когда потребители испытывают удовлетворение или неудовлетворенность. Потребитель удовлетворен покупкой, когда его ожидания совпадают с воспринимаемымиэксплуатационнымипоказателямитовара.Когдажеопытпотребления иэксплуатационныепоказателинеоправдываютожиданий,потребительощущает неудовлетворенность. Результаты потребления имеют значение потому, что потребители хранят свои оценки в памяти и обращаются к ним, принимая решения впоследствии (пунктирные стрелки обратной связи на рис. 3.8). При высокой степени удовлетворения потребителя он будет принимать последующие решения о покупке намного быстрее. Конкурентам, как правило, очень тяжело повлиять на мнения и процесс принятия решения удовлетворенных клиентов, поскольку эти клиенты склонны покупать одну и ту же любимую марку в одном и том же магазине. Но потребители, не удовлетворенные купленным продуктом или магазином, в котором он был приобретен, готовы откликнуться на маркетинговые стратегии конкурентов, обещающих нечто большее. Важнейший детерминант удовлетворения — это потребление: то, как потребители используют товары. Даже очень хороший товар при неправильном использовании не принесет потребителю удовлетворения. Все чаще фирмы проявляют заботу о надлежащем потреблении их продукции и предлагают потребителям инструкции

128

Часть 2. Принятие решений потребителями

по использованию, гарантии, сервис, обучающие программы. Например, если студент Джо Колледж из нашего примера не будет менять масло в своем автомобиле или не будет проходить технический осмотр в соответствии с рекомендациями, то автомобиль не сможет работать так эффективно, как ожидалось, что принесет разочарование. Даже если товар функционирует хорошо, потребители могут «пересмотреть» свои покупательские решения, особенно относительно дорогостоящих покупок. Они задают себе вопросы: «Правильное ли решение я принял? Все ли варианты рассмотрел? Могли я сделать более удачную покупку?». Подобные вопросы свидетельствуютопослепокупочномразочарованиииликогнитивномдиссонансе—ичемвышецена, тем сильнее когнитивный диссонанс. В целях предупреждения такого поворота событий лучшие фирмы организуют бесплатные телефонные службы, куда потребители могут обращаться с вопросами, снабжают товары ярлыками или брошюрами с рекомендациями для потребителей или приблизительно на следующий день после покупки звонят покупателям, чтобы справиться о товаре. Подобная тактика позволяет убедиться в том, что клиенты удовлетворены, и снабдить потребителей дополнительной информацией, чтобы поддержать их. В оценке человеком товара или сделки важную роль играют эмоции. Эмоции можно определить как реакцию на когнитивную оценку событий или соображений; они сопровождаются физиологическими процессами; часто выражаются физически (например, в жестах, позе, мимике); могут вызывать определенные действия, помогающие совладать с эмоциями или выразить их.12 Например, исследования показывают, что удовлетворение автомобилем зависит от комбинации удовлетворения или неудовлетворенности его характеристиками и положительных (радость) или негативных (гнев, чувство вины, презрение) впечатлений или эмоций.13 Точно так же, как потребители сравнивают цены и оценивают справедливость обмена на стадии оценки альтернатив, они возвращаются к этим вопросам после потребления продукта. Согласно некоторым исследованиям, оценка справедливости обмена через какое-то время влияет на текущее и будущее поведение использования продукта. Цена и использование также влияют на общую оценку справедливости обмена. В свою очередь, эти оценки влияют на общее удовлетворение и будущее использование.14

Стадия седьмая: освобождение
Освобождение от товара — это последняя стадия в нашей модели (рис. 3.9). У потребителя есть несколько вариантов: полное избавление от продукта, его утилизация или так называемый ремаркетинг. Когда студент из нашего примера прекратил использовать купленный автомобиль, ему потребовалось каким-то образом избавиться от старой машины. Он может продать автомобиль (ремаркетинг), обменять на другую машину или отправить на свалку. В других случаях потребителям приходится избавляться и от упаковок товаров, и от документации на них, и от самих товаров. Способы освобождения от товаров во многом зависят от возможности утилизации отходов и экологического сознания потребителей. Аукционы, которые проводятся через интернет-аукцион eBay, позволяют избавиться от многих товаров и одновременно заработать немного денег.

Взвесив все варианты, студент Джо Колледж готов приобрести автомобиль. Но прежде, чем он совершит покупку, ему нужно выбрать автодилера. Он заходит в один из салонов и осматривается. Хорош тот продавец, кто стремится превратить любопытствующего посетителя в покупателя. Плохой же продавец превращает потенциального покупателя в потерянного клиента. Студент знает, что ему нужен надежный, четырехдверный, желательно красный автомобиль не дороже $6000 и что он в состоянии выплачивать по $300 в месяц. Очень многие моменты способны на корню погубить возможную сделку именно здесь и сейчас. Если у студента проблемы с кредитом, хороший дилер найдет способ помочь клиенту, например, предоставив возможность взять автомобиль в аренду или продлив срок погашения кредита. Если на складе у дилера нет автомобиля нужной модели, расцветки или обладающего некими дополнительными опциями, то покупка может не состояться. Именно поэтому американские автодилеры держат на складах сотни или даже тысячи автомобилей. Наш студент выбрал подержанный «Volkswagen Jetta», который ему понравился и оказался по карману. Джо покупает эту машину.

Рис. 3.7. Покупка

го со

Сидя за рулем только что купленного автомобиля, Джо Колледж думает: «Что же я наделал?». Он чувствует себя неуютно, внутри пустота, а мозг судорожно пытается найти причины, оправдывающие решение о покупке именно этой машины. Автодилер, у которого куплен автомобиль, понимает чувства студента, и поэтому через несколько дней отправляет Джо письмо с заверениями, что он принял верное решение. (Чтобы уменьшить постпокупочное волнение покупателя дорогого автомобиля класса люкс, продавец может послать ему в подарок купон на бесплатное текущее техническое обслуживание или кожаный портфель). Что касается студента, то каждый день, не приносящий проблем, добавляет ему уверенности в верности своего решения. Его радует и работа автомобиля, и расход горючего, а, кроме того, машина нравится его подруге. В конце концов, это не самый худший вариант. Если бы Джо пришлось снова покупать машину, он бы обратился к тому же дилеру и приобрел автомобиль того же производителя.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Не слишком ли много вы платите за бензин?» з дисципліни «Поведінка споживачів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Задача о двух лодках
Задача о железном пруте
Наголос
Аудит розрахунків з постачальниками та підрядниками
Контроль за дотриманням розрахункової дисципліни


Категорія: Поведінка споживачів | Додав: koljan (18.09.2011)
Переглядів: 797 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП