Понятие риска на рынке товаров и его типы и факторы
Конкурентная борьба на товарном рынке для его участников неизбежно связана с угрозой потерпеть поражение или не достигнуть намеченных целей, что обусловливает неизбежность риска как непременной компоненты коммерческой деятельности. Иногда говорят, что предпринимателем является тот, кто вкладывает свой капитал и готов риск- нуть им для достижения своих целей. Коммерческий риск заключается в опасности по- нести прямые и косвенные потери и убытки, товарные или финансовые. Предприятие рискует не добиться выполнения поставленных задач по продаже товаров и получению прибыли, утратить или ослабить свои позиции на рынке и т.д. Риском является опас- ность неудачи при выводе товара на новый или обновленный рынок, вероятность не окупить свои инвестиции, выпустить на рынок товар, который не будет пользоваться спросом и т.д.
Коммерческий риск — это вероятная опасность потерпеть поражение на рынке (не продать товар, не получить запланированную прибыль, понести прямые или косвенные убытки, быть вытесненным с рынка и т.д.)
Коммерческий риск — явление сложное, неразрывно связанное с рыночными про- цессами, общей экономической конъюнктурой, социально-политической обстановкой и даже психологией рыночных партнеров. Для маркетингового исследования очень важным является сама возможность оцен- ки риска , измерения его силы и последствий. Без оценки и анализа риска очень сложно, а порой просто невозможно управлять предприятием в условиях рынка, прогнозировать развитие рыночной ситуации. Риск обусловлен неопределенностью достижения желаемо- го результата, когда действует множество факторов, в том числе и случайных. Следует иметь в виду, что риск — категория вероятностная, стохастическая, не поддающаяся не- посредственному измерению, но позволяющая получить косвенные оценки возможного и допустимого риска. Следует учитывать, что в предпринимательской деятельности дейст- вует большое количество факторов, которые не всегда поддаются направленному воздей- ствию. В рыночном предпринимательстве часто не удается избежать риска. Дело в том, что совершенно устранить риск, застраховать себя от возможного ущерба на 100% прак- тически невозможно, но зато часто можно его предугадать, спрогнозировать. В конце концов, у предпринимателя должно быть чутье, позволяющее иногда действовать на ин- туитивном уровне. У коммерсанта должен быть выбор: не рисковать, но удовольствоваться мень- шей прибылью, или же в расчете на большую прибыль идти на риск. Важно лишь знать степень допустимости риска, вероятности проиграть в рыночной борьбе. Задача марке- тингового исследования — определить вероятность риска и измерить его интенсив- ность, выделить факторы риска. Необходимо учитывать вероятный размер возможных потерь на рынке; чем они ограниченней, тем сильнее разрешает себе рисковать пред- приниматель. В анализе рыночной конъюнктуры обычно выделяются два уровня риска: допус- тимый, неизбежный риск; чрезмерный, недопустимый риск.
Рис. 6.16. Два уровня риска
Изучение факторов риска должно быть направлено на выявление и объяснение причин, которые привели к ситуации, связанной с появлением риска. К некоторым усло- виям/факторам риска можно адаптироваться другие сами поддаются в известных пределах маркетинговому воздействию. К числу важнейших факторов и условий риска можно от- нести ситуацию, которая складывается на рынке в целом и на данном локальном рынке. Благоприятные рыночные обстоятельства, при прочих равных условиях, снижает уровень риска и, наоборот, неблагоприятная ситуация повышает уровень риска. С ситуацией на рынке связано наличие или отсутствие конкурентов на рынке, та доля рынка, которую они занимают, а следовательно и риск. Риск во многом зависит от конкурентоспособности предприятия: наличия или отсутствия новых, привлекательных для потребителей товаров, научно-технических разработок, от обеспеченности фирмы сырьевыми, товарными, денежными, трудовыми и другими ресурсами. Сбалансирован- ность спроса и предложения, уровень спроса и их тенденции изменения также являются фактором риска. Важным фактором риска считается состояние портфеля заказов. Отсут- ствие заказов влечет за собой появление финансовых проблем и для предприятия означает рост степени риска. Фактором риска может считаться наличие или отсутствие собственной или привле- каемой маркетинговой и консалтинговой службы, обеспечивающей надежную информа- цию и разработку эффективной рыночной стратегии, опытных и квалифицированных ди- стрибьюторов, состояние собственной материально-технической базы. Наконец, на уровне риска сказывается финансовая ситуация на рынке, себестои- мость товара, а также уровень и устойчивость цен на товары, реализуемые фирмой. Сте- пень риска зависит от кредитоспособности предприятия (от финансового положения, обеспеченности оборотными средствами, возможности получения кредита и т.п.).
В конъюнктурном анализе выделяются различные виды рисков. Риск продавца
обусловлен вероятностью изменения цен, сокращением емкости рынка, уходом покупате- ля с рынка и т.п.; риск покупателя связан с инфляционными процессами рынка, появлени- ем новых конкурентов и т.п. Риск торгового коммерсанта, заключающего сделку купли- продажи, отличается от риска инвестора и предпринимателя, подготавливающего выпуск нового товара. Риск предпринимателя может быть связан с невыполнением сторонами своих договорных обязательств. Риски различаются и по форме своих опасностей: риск полной или частичной потери вложенных средств, риск обанкротиться, быть вытеснен- ным с рынка конкурентом, риск непризнания нового товара потребителем, риск потерять кредит, инфляционные риски, риск забастовки и т.д. Предприниматель рискует потерять материальные ценности, здания и сооружения в случае каких-либо стихийных бедствий. Уровень риска может быть снижен страхованием рисков, которым занимаются многие банки и страховые предприятия. Однако следует соизмерить затраты на страхова- ние и вероятность риска (имеется в виду только риск коммерческой деятельности, а не страхование материальных ценностей). Не трудно заметить, что многие риски связаны между собой и взаимообусловлены; здесь действует принцип домино: одна опасность влечет за собой другую.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие риска на рынке товаров и его типы и факторы» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»