АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА
Важной задачей маркетингового исследования реактивности рынка является изуче- ние факторов, оказывающих влияние на состояние и изменение объема и структуры рын- ка. На рыночные процессы и явления воздействует целый комплекс факторов, к которым относятся как социально-экономические, так и естественно-природные, а также организа- ционно-правовые факторы.
Под фактором развития рынка понимается причина, которая находится в оп- ределенной логической или статистико-математической связи с результатом ры- ночной деятельности
Рынок чутко реагирует на внешние воздействия. Благоприятное влияние заставляет рынок оживляться и расширяться, действие негативных сил приводит к сокращению де- ловой активности, сжатию рынка, вплоть до коллапса. Особенно подвержены влияниям такие рыночные категории, как спрос и предложение, т.е. основные элементы рыночного механизма. В качестве их раздражителей, причин, обусловливающих их изменение, на первый план выдвигаются цены и денежный доход потребителей. Причем, если предло- жение детерминировано волей и интересами производителей/поставщиков, то спрос скла- дывается как результат множества составляющих, имеющих вероятностный, стохастиче- ский характер. Конечно, изменения и колебания предложения находят отражение в ком- мерческих документах, контрактах, а изменения и колебания спроса проявляются непо- средственно на рынке в форме тенденций в результате действия закона больших чисел.
Рынок товаров — чрезвычайно гибкое явление, он чутко реагирует на различные воздействия. К детерминантам спроса , т.е. факторам, влияющим на вектор и силу спроса, в первую очередь, относятся ценовые факторы , включая и инфляционные ожидания по- требителей, а также их ценовые потребительские предпочтения. Изменение взглядов и вкусов потребителей может быть реакцией рынка на моду. Это очень влиятельный фак- тор. Факторами спроса являются также технический прогресс, качество товара и его оформление (дизайн), широта товарного ассортимента, определяющего возможность по- купательского выбора, физический и моральный износ товаров, которые уже используют- ся в домашнем хозяйстве. Неценовые факторы спроса включают как благоприятные, так и неблагоприятные предпочтения потребителей, доходы потребителей, а также качество товара, степень насыщенности рынка и т.д.
Рис. 5.7. Деление детерминантов спроса на ценовые и неценовые
Спрос на потребительском рынке зависит от целого комплекса факторов, которые группируются по главным признакам (не считая случайных факторов). К ним следует от- нести: • социально-демографические факторы : естественное движение населения (рождаемость, смертность); численность и прирост населения, его половозрастную и социальную структуру; территориальное расселение и некоторые миграционные процессы; размер, состав и возраст семей; урбанизацию, соотношение городского и сельского населения; культурный уровень, национальный состав населения; • социально-экономические факторы :
объем товарного предложения (производство, экспорт и импорт), влияние темпов научно-технического прогресса на спрос и предложение; денежные и другие доходы; цены, цены на товары-субституты, инфляция; занятость/безработица, профессиональный состав работников и др.); • географические факторы, плотность населения, природно-климатические факторы и национальные особенности; • психологические и психографические факторы : потребительские предпочте- ния, образ жизни, влияние моды;
• политические условия.
Чисто экономические факторы рыночной деятельности редко встречаются: как правило, они переплетаются с социальными факторами, взаимодействуют с ними. Другое дело, что может преобладать влияние экономических или, наоборот, социальных процес- сов. К числу социально-экономических факторов рынка мы относим: факторы материаль- ного производства, факторы доходов и ценовой фактор. В основе формирования и функционирования товарного рынка лежат процессы ма- териального производства, которые создают объективные предпосылки обмена продуктов и услуг на деньги или другие товары. Товарное производство, а также импорт товаров яв- ляются основным фактором возникновения и развития покупательского спроса и товарно- го предложения, побудительной причиной купли-продажи товаров. Важнейшими факто- рами товарного рынка выступают объем/количество, товаров перешедших из сферы про- изводства в сферы обращения и потребления, их структура и ассортимент. К этому же кругу факторов следует отнести качество товаров, поскольку именно на качественный со- став рынка и его изменение сильнейшим образом реагируют как спрос, так и предложе- ние, а также конкурентоспособность товара. С этими же явлениями связаны проявления научно-технического прогресса, выступающие в современную эпоху как решающий фак- тор развития рынка. Серьезная реакция рынка может последовать в результате изменения ресурсного потенциала, как динамического (прирост/сокращение) производственного, так и сезонного или цикличного поведения производства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»