Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и разме- ром фирм, выступающих на рынке в качестве продавцов, как производителей, выводящих свой товар на рынок, так и торговых посредников. При этом характеризуется функцио- нальная специализация предприятий: вид товара, его ассортимент, основные свойства. Объем продажи определяется следующими показателями: • размером сбыта произведенной продукции; • оптовым товарооборотом, выполняющим посреднические функции; • розничным товарооборотом.
Рис. 3.19. Показатели товарооборота
Например, общий объем товарооборота розничной торговли в 2002 г. составил 3,8 трлн. руб., что на 18,1% больше, чем в 2000 г. Оборот общественного питания был равен 144 млрд. руб., что на 12,9% больше, чем в 2001 г. (в сопоставимых ценах). В розничной торговле насчитывалось на конец 2000 года почти 140 тыс. организа- ций и предприятий, из них 83% малых. В общественном питании насчитывалось 16 тыс. организаций и предприятий, из них почти 80% малых. ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ФИРМЫ И ЕЕ ПРОДУКТА РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ФИРМЫ И ЕЕ ТОВАРА ПАБЛИСИТИ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ ТОВАРООБОРОТ СБЫТ ПРОДУКЦИИ ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
108 Роль каждой фирмы в процессе реализации продукции характеризуется показате- лем доли, занимаемой ими на рынке (см. также гл. 5). Доля фирмы на рынке определяется как отношение товарооборота фирмы ( Ti ) к общему объему продаж на рынке (∑ iT ): . ∑ = i i T T iд
Наряду с количественным измерением доли может быть получена ее качественная характеристика (большая доля, средняя, небольшая и т.п.). Она базируется на сопоставле- нии доли, принадлежащей данной фирме, и доле, принадлежащей наиболее крупным кон- курентам. Конъюнктурная оценка рынка определяет оперативную товарную политику фирмы. При благоприятной ситуации фирма проводит стратегию атаки, вкладывает сред- ства в расширение ассортимента продукции и наращивает ее выпуск. Неблагоприятная конъюнктура заставляет фирму использовать оборонительную тактику ресурсосбереже- ния и выжидания, а иногда и ухода с данного рынка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ масштаба рынка» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»