ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз

Анализ реакции рынка на изменение ситуации
Ранее уже говорилось о влиянии на рыночные процессы и явления целого комплекса факторов, как социально-экономических и демографических, так и естественно-природных,.
Рынок чутко реагирует на внешние воздействия. Благоприятное влияние заставляет рынок оживляться и расширяться, действие негативных сил приво-дит к сокращению деловой активности, сжатию рынка, вплоть до коллапса. Особенно подвержены влияниям такие рыночные категории, как спрос и пред-ложение, т.е. основные элементы рыночного механизма. В качестве их раздра-жителей на первый план выдвигаются цены и денежный доход потребителей, причем если предложение детерминировано волей и интересами производите-лей/поставщиков, то спрос складывается как результат множества составляю-щих, имеющих вероятностный, стохастический характер. Конечно, изменения и колебания предложения находят отражение в коммерческих документах, кон-трактах, а изменения и колебания спроса проявляются непосредственно на рынке в форме тенденций в результате действия закона больших чисел. Спрос и предложение изменчивы и реактивны. Это явление принято называть эластич-ностью.

Таким образом, эластичность спроса и предложения - явление специфи-чески рыночное, обусловленное проявлением действия рыночных законов, эла-стичность которых проявляется в чрезвычайной гибкости и изменчивости, за-висимости от влияния различных социально-экономических факторов, в пер-вую очередь таких, как цена и денежный доход. Некоторые исследователи де-лят эластичность на:
• кратковременную, когда покупатели временно сокращают покупки, реа-гируя тем самым на шок, вызванный скачком цен (в этом случае спрос доволь-но быстро восстанавливается под влиянием компенсирующих факторов);
• долговременную, когда изменение спроса происходит длительный пе-риод. Следует отметить, что векторы действия факторов на спрос и предложе-ние противоположны, полярны. Рост цен, например, приводит к сокращению спроса, но к увеличению предложения, что является проявлением действия за-кона стоимости.
Спрос на потребительском рынке реагирует на изменения цен и дохода практически мгновенно, а на оптовом - с определенным лагом, поскольку он в какой-то мере детерминирован направленной деятельностью оптовых коммер-сантов, основанной на той или иной маркетинговой стратегии, использующей различные методы стимулирования спроса. То же можно сказать и о предложе-нии, эластичность которого проявляется в организованных формах контракт-ных (договорных) связей поставщиков и оптовых покупателей. Здесь сущест-венным элементом эластичности является время, в течение которого оптовый продавец приспосабливается к изменению цен.. Конечно, время реакции на из-менения цен зависит от целого ряда условий, в частности от развитости систем информации.
На феномен чувствительности (иногда говорят: чуткости) спроса и пред-ложения от воздействия внешних факторов исследователи социально-экономических процессов обратили внимание еще в начале XIX в. Француз-ский экономист О. Курно высказал мнение, что в определенном смысле спрос есть функция цены. Эту идею впоследствии развил английский исследователь А. Маршалл, выразивший ее в виде формулы
(5.22)
где В - спрос (англ, demand);
р - цена (англ. рriсе).

Многие исследователи, занимаясь оценкой влияния цен на спрос, замети-ли, что спрос на каждый товар зависит не только от цены этого товара, но и от цен на другие товары. В 80-х годах прошлого века швейцарский экономист Л. Вальра, представитель так называемой лозаннской школы, на основе первично-го уравнения, предложенного О. Курно, представил свой вариант эластичности спроса в виде формулы
(5.23)

где dx - спрос товара X;
рx - цена товара X;
р1, p2,…, pn - цены других товаров.

На этой идее базируется теория перекрестной эластичности, получив-шая развитие впоследствии. Мы в дальнейшем вернемся к ней.
Взгляды Курно - Маршалла в последующие годы были развиты другими видными исследователями (в частности, В. Парето, Е. Слуцким, Д. Хиксом и др.), которые ввели в понятие эластичности фактор дохода. Об эластичности спроса от факторов цены и дохода писал также К. Маркс в «Капитале» . Из-вестный создатель теории «экономике» П. Самуэльсон рассматривает эластич-ность спроса от цен как степень реакции покупаемого количества товара от ко-лебаний рыночных цен .
Следует обратить внимание, что у цены и дохода обратные векторы влияния на спрос: при увеличении цены спрос, как правило, падает, а при уве-личении дохода спрос, опять-таки как правило, растет (хотя из этого правила есть исключения).
Меру эластичности определяет количественный показатель - коэффици-ент эластичности, предложенный А. Маршаллом в виде следующего отноше-ния:
(5.24)

где Э - коэффициент эластичности, выраженный в процентах;
Dy - прирост результативного признака, в частности спроса или предложения;
Dx - прирост факторного признака, в частности цены или дохода;
у - базовое значение результативного признака (спроса);
x - базовое значение факторного признака (цены, дохода).

Довольно часто эту формулу используют в преобразованном виде:
. (5.24a)

Результат, т.е. значение коэффициента эластичности, может быть равен 1, а также больше или меньше ее.
Если Э < 1 обнаруживается явление инфраэластичности, товар мало эла-стичен или полностью неэластичен, т.е. практически не реагирует на изменение факторного признака.
При Э > 1 отмечается явление ультраэластичности, товар является эла-стичным или сильно эластичным, т.е. он заметно реагирует на внешние воздей-ствия.
При Э = 1 товар является слабоэластичным (обнаруживается так назы-ваемый унитарный спрос), в этом случае, как правило, спрос нейтрально отно-сится к попыткам влиять на него, он изменяется пропорционально изменениям факторного признака.
Следует учитывать знаки коэффициента эластичности. Его положитель-ное значение свидетельствует, что при увеличении факторного признака спрос растет, т.е. связь прямая (обычно такая зависимость проявляется от дохода); от-рицательное значение - что при увеличении факторного признака спрос сокра-щается, т.е. связь обратная; такая зависимость спроса характерна при воздейст-вии цен (рис. 5.7).
Расчет коэффициента эластичности спроса - необходимый этап как в стратегическом, так и в конъюнктурном анализе, обеспечивающий информаци-онно-аналитические потребности формирования системы регулирования спроса (иногда ее называют системой ФОССТИС ), регулирование этапов жизненного цикла товаров, плановых расчетов и т.д.

Пример 1. За месяц до изменения цен в среднем за день продавалось 50 кг товара А, по новым ценам продавалось 30 кг товара. Цена выросла с 10 ло 15 т/б./кг:

рост цены на 1% приводит к сокращению спроса на 0,8%, т.е. имеет место инфраэластичность.

Пример 2. Средний доход определенной группы населения в расчете на одного члена семьи вырос с 400 до 600 руб., расходы на покупку увеличились с 250 до 375 руб.:

т.е. имеет место унитарный спрос.

Пример 3. Цена товара Б в нашем магазине - составляет 30 руб. за штуку. В магазине конкурента цена на аналогичный товар - 50 руб. За сопоставимый период наш магазин продал 320 штук товара Б, а конкуренту удалось реализо-вать всего 200 штук:
Dу = 320 - 200 = + 120; Dх = 30 - 50 = -20; у = 200; х = 50.
В третьем примере мы показали, что расчет коэффициента эластичности может вестись не только по динамическим показателям, но и по статичным, ко-гда идет сравнение по двум предприятиям, регионам и т.д. Один из них прини-мается за базу сравнения, а понятие прироста (А) трактуется как «разность», «отклонение» и т.п.

Это означает, что спрос ультраэластичен и нашей фирме имеет смысл продолжать ценовую конкурентную борьбу.

Надо иметь в виду, что существуют товары, которые иначе реагируют на изменение цен и дохода. Во-первых, рост дохода приводит к падению спроса на товары невысокой потребительной ценности. Во-вторых, утверждение, что век-тор влияния цен на спрос находится в обратном отношении к вектору влияния дохода, не носит характера императива. Из этого правила имеется несколько исключений. Прежде всего на эластичность влияет степень полезности товара (т.е. его ранг в иерархии потребностей). Чем важнее товар для потребления, тем он обычно менее эластичен.
Существует явление, называемое парадоксом Джиффена: чем дороже хлеб, тем больше его покупают. Инфляция снижает спрос в первую очередь на высококачественные, дорогостоящие товары, не фигурирующие в шкале по-требностей на первых местах. В условиях роста цен их покупают меньше, чем диктуют требования эластичности, а взамен покупают товары первой необхо-димости. Это означает, что один товар в спросе замещается другим. Эффект замещаемости проявляется в том, что снижение цены делает его более, а рост цены - менее конкурентоспособным. Это приводит к тому, что в первом случае он теснит другой товар (становится его субститутом), а во втором - сам вы-тесняется более дешевым товаром. Данный случай вписывается в известную в маркетинге матрицу конкуренции Портера, которая будет приведена в 5.6, где речь идет о конкуренции товаров.
Из экономической истории известен также факт роста спроса на карто-фель при повышении спроса на него. В конце прошлого века во время голода в Ирландии росли цены на все продукты, но по сравнению с другими продуктами питания цены на картофель были доступнее беднякам. Тогда же родилось вы-ражение: картофель - хлеб бедных. Явление это называют эффектом Гриф-фина, по имени английского ученого, который дал его описание.
Одновременно проявляется действие другого парадокса - парадокса Ве-белена. Он заключается в том, что предметы роскоши покупаются не столько ради их потребительских свойств, сколько ради их социального значения, в ча-стности престижности, моды и т.п. Это вполне согласуется с теорией мотива-ции потребностей, разработанной известным американским экономистом и со-циологом и известной под названием пирамиды Маслоу. Потребность в самоут-верждении и самовыражении находится на вершине этой пирамиды.
Представьте себе богатого российского предпринимателя, который поку-пает роскошный мерседес. Он делает это не только потому, что этот автомо-биль действительно удобен и надежен, но прежде всего потому, чтобы поддер-жать свой престиж. Положение обязывает, как говорят французы. Французский экономист Р. Бадуэн указывал, что эффект Джиффена порожден бедностью, а эффект Вебелена - богатством.
Из приведенных выше примеров видно, что коэффициент эластичности отражает реакцию потребителей на изменение факторов как во времени (дина-мическая эластичность), так и в пространстве (сравнительная эластичность). В первом случае мы рассматриваем прирост результативного и факторного при-знаков как разность уровней текущего и базисного периодов:
(5.24б)
Во втором случае прирост - это отклонение уровня одной территориаль-ной или социальной единицы от другой. Например, различия в товарообороте и ценах двух конкурирующих фирм; при сравнении двух регионов; уровня поку-пок и дохода двух социальных групп населения (подобный пример будет рас-смотрен в дальнейшем):
(5.24в)

Это открывает некоторые возможности расширения границ анализа. По-пробуем преобразовать формулу коэффициента эластичности спроса (динами-ческого):


где Тпр. у - темп прироста результативного признака;
Тпр. х - темп прироста факторного признака.

Пример. В базисном периоде было продано 20 т продукта по цене 25 руб. за 1 кг, в отчетном периоде - 14 т по цене 30 руб./кг. Это означает, что темп роста продажи продукта составляет 0,7 (темп прироста равен 0,7 - 1 = -0,3), а темп роста цены -1,2 (темп прироста равен 1,2 - 1 = 0,2).
Традиционный расчет коэффициента эластичности:
,
т.е. при увеличении цены на 1% спрос на продукт снизился на 1,5% (спрос ультраэластичен).
Упрощенный расчет коэффициента эластичности:
Э = -0,3: 0,2 = -1,5,
таким образом, получен тот же результат.

Традиционный коэффициент эластичности позволяет оценивать зависи-мость спроса от маркетинговых воздействий в динамике только для одного то-вара. Однако после замены исходных показателей отношением темпов прирос-та мы вправе осуществить одну подстановку: заменить однотоварные темпы прироста многотоварными общими индексами минус 1. В результате, с некото-рой степенью условности, мы сможем выявить глобальное влияние цен на об-щую динамику спроса.
Исчисленный в статике по ряду единиц (например, регионов) коэффици-ент эластичности может в зависимости от условий значительно варьировать по территории. Имеется возможность рассчитать средний коэффициент эластич-ности по всей совокупности единиц:
(5.26)

где Э - средняя эластичность по всей совокупности i-х единиц;
Эi - эластичность спроса, определенная в i-м регионе (или социальной группе
населения);
М- вес i-й группы (товарооборот, численность населения, число семей и т.п.);
n - число i-х единиц (регионов, групп и т.п.).

Расчет частных (групповых, региональных) коэффициентов эластичности имеет очень большое значение. Спрос различных социально-экономических групп потребителей по-разному реагирует на одни и те же факторы. Так, для потребителей с низким 1 уровнем дохода рост цен на 1% вызовет значительное снижение спроса, в то время как спрос потребителей с высоким уровнем дохода может не среагировать на этот ценовой «раздражитель». Или другой пример. По мере перехода из одной доходной группы в более высокую спрос на некото-рые товары может возрастать не пропорционально, а с определенным ускоре-нием или, наоборот, с замедлением - в зависимости от иерархии потребности, которую удовлетворяет данный товар. Эти закономерности эластичности спро-са должны быть использованы в маркетинге в процессе сегментации рынка и в регулировании спроса.
Известный немецкий экономист и социолог 80-х годов прошлого столе-тия Э. Энгель сформулировал закон, названный его именем: с увеличением до-хода семьи ее расходы на питание растут абсолютно, но уменьшаются относи-тельно. Аналогичный закон, связанный с эластичностью расходов на жилье, сформулировал немецкий статистик второй половины XIX в. А. Швабе: с рос-том доходов семьи ее расходы на жилье растут абсолютно, но уменьшаются от-носительно. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что эла-стичность спроса проявляется не только в изменении его объема, но и в про-порциях и сдвигах его структуры.
Рассмотрим методику расчета частных и среднего коэффициентов эла-стичности на условном примере группировки домохо-зяйств по душевому до-ходу. Для каждой социальной группы населения будет рассчитан коэффициент эластичности от дохода, а затем - средний коэффициент по всей совокупности домохозяйств. Исходные данные приведены в табл. 5.9.
Показатели, необходимые для расчета среднего коэффициента эластично-сти, приведены в табл. 5.10.
По итогам гр. 8 и 9 табл. 5.10 рассчитаны средние коэффициенты эла-стичности спроса от дохода. В качестве весов использованы частости распреде-ления домохозяйств по уровню дохода без 1-й группы (гр. 1):



Таблица 5.9
Группировка домохозяйств по доходу (на одного человека за месяц)

№пп Группыдомохозяйствпо доходу наодного членадомохозяйства,руб./чел. Числодомохо-зяиств,%к итогу(Wi) Среднийпо группедоход наодногочлена домо-хозяйства, руб./чел.(x) Средние по групперасходы на покупку(в расчете на одного членадомохозяйства)руб./чел.
У продуктов питания Унепродовольственных товаров
А Б 1 2 3 4
1 До 300 42 200 122 30
2 От 300 до 500 18 400 322 96
3 От 500 до1000 10 750 425 330
4 От 1000 до3000 7 1500 705 776
5 От 3000и выше 3 5000 1056 2832
Всего 100 - - -

Данные свидетельствуют о том, что влияние дохода в среднем в процессе перехода от малообеспеченных групп к высокообеспеченным в меньшей степе-ни сказывается на спросе на продукты питания, чем на непродовольственные товары. Это согласуется с теорией мотивации потребностей, так как основная часть продуктов питания относится к группе предметов первой жизненной не-обходимости.
Показательно, что 1% роста доходов в группах недостаточно обеспечен-ного населения вызывает более сильную реакцию потребителей, чем тот же процент в группах высокообеспеченного населения.
Рассмотрим методику расчета. В табл. 5.9 приводятся исходные данные, табл. 5.10 является рабочей. В ней расчет начинается со 2-й строки, так как пер-вая группа домохозяйств выступает для нее в качестве базы сравнения. Графа 1 представляет собой результат разности каждой последующей и предыдущей строк в табл. 5.9 (гр. 3). Графа 2 и графа 3 - результат деления в каждой преды-дущей строке соответственно гр. 3 и гр. 4 в табл. 5.10 на гр. 2. Гр. 4 и гр. 5 представляют собой разность предыдущей и последующих строк соответствен-но гр. 3 и гр. 4 табл. 5.10. Графа 6 - результат последовательного деления отно-шения гр. 4 к гр. 1 на гр. 2, а гр. 7 - соответственно результат деления отноше-ния гр. 5 к гр. 1 на гр. 3. В гр. 6 и гр. 7 представлены групповые коэффициенты эластичности спроса от дохода. В гр. 8 и гр. 9 производится взвешивание груп-повых коэффициентов эластичности по частостям распределения домохозяйств, гр. 6 и гр. 7 табл. 5.10 последовательно умножаются на гр. 1 табл. 5.9. В качест-ве примера приведем ход расчета по 2-й строке табл. 5.10.


Прирост факторного признака: Dх = 400 - 200 = 200 (гр. 1);
• отношение результативного признака к факторному:
по продуктам питания 122 : 200 = 0,61 (гр.2);
по непродовольственным товарам 30 : 200 = 0,15 (гр. 3);
• прирост результативного признака:
по продуктам питания 400 - 200 =200 (гр. 4);
по непродовольственным товарам 96 - 32 = 64 (гр. 5);
• групповой коэффициент эластичности:
по продуктам питания (200 : 200): 0,61 = 1,64 (гр. 6);
по непродовольственным товарам (66 : 200): 0,15 = 2,2 (гр. 7);
• взвешивание группового коэффициента эластичности:
по продуктам питания 1,6 • 18 = 29,52 (гр. 8);
по непродовольственным товарам 2,2 • 18 = 39,60 (гр. 9).
В формуле эмпирического коэффициента эластичности заложено одно существенное противоречие: данный показатель отражает воздействие только одного фактора и к тому же предполагает, что это единственное влияние. Ко-эффициент эластичности от цен демонстрирует реакцию спроса на их измене-ние и полностью абстрагируется от влияния всех остальных факторов, в том числе и от дохода. В свою очередь коэффициент эластичности от дохода игно-рирует роль цены в реакции спроса. Это противоречие усиливается в период инфляции, когда спад спроса, вызванный ростом цен, в какой-то мере компен-сируется увеличением дохода.
Выйти из положения можно с помощью расчетного показателя покупа-тельной способности дохода, представляющего собой отношение цены к дохо-ду на душу населения (показатель можно дифференцировать по социальным группам). Он интерпретируется как количество данного товара, которое можно купить на душевой доход при определенном уровне цены. Его формула имеет следующий вид:


где Кп.с.д. - показатель покупательной способности дохода;
Дна душу - доход на душу населения;
Рi - цена i-го товара.

Тогда коэффициент эластичности спроса от дохода и цены можно рассчи-тать как отношение двух темпов прироста - продажи и покупательной способ-ности дохода:

Например, покупательная способность дохода при покупке масла живот-ного с 1995 по 1997 г. выросла в 1,5 раза; темп прироста составляет 0,5. Прода-жа масла животного сократилась на 7%. Темп прироста составляет - 0,07. Ко-эффициент эластичности инфраэластичен: Э = 0,14.
Такой же результат мы получим, если используем классическую формулу 5.36а:


В качестве иллюстрации приведем данные за 1995-1997 гг. (табл. 5.11). Представлены только те товары, по которым обеспечена ассортиментная сопос-тавимость.


Расчет показывает, что в изучаемом периоде (в некоторой степени ста-бильном) рост дохода нейтрализует действие роста цен, поэтому все коэффици-енты эластичности отражают значительную инфраэластичность спроса.
Мы уже упоминали, что существует явление эластичности структуры спроса, которое проявляется в форме вытеснения одного товара другим под воздействием ценового фактора. Ученые давно заметили, что в определенных условиях изменение цены перестает влиять на спрос данного товара, но зато (часто, чтобы компенсировать рост затрат) изменяется спрос на какой-то дру-гой товар. Это явление названо именем английского исследователя 30-х годов XX в. Дж. Хикса. Влияние изменения цены одного товара на спрос другого (или других) получило название перекрестной эластичности. Существуют различные методы ее анализа. Одним из наиболее распространенных является эмпириче-ский коэффициент перекрестной эластичности, который исчисляется по сле-дующей формуле:


где ЭA,B - коэффициент перекрестной эластичности спроса;
DqA - прирост спроса на товар А;
DpB - прирост цены на товар В;
qB - спрос на товар В;
рB - цена товара В.

Пример (цифры условные). В базисном периоде было продано 800 штук товара А и 400 штук товара В; в текущем - соответственно 500 и 400 штук. Прирост продажи товара А составил 300 штук. Цены товара В выросли с 40 до 60 руб./шт., т.е. прирост составил 20 руб./кг.


Это означает, что рост цены товара В на 1% привел к сокращению спроса на товар А на 1,5%.
Эмпирический коэффициент эластичности широко используется в марке-тинговом анализе, так как он весьма информативен и в то же время прост и дос-тупен любому аналитику, однако у него имеется существенный недостаток, ко-торый мы уже отмечали. Расчет коэффициента эластичности по относительно-му показателю которым является покупательная способность дохода по суще-ству паллиативное решение. Аналитику необходима информация, в какой мере каждый фактор в отдельности влияет на спрос при устранении воздействия всех остальных.
Английские ученые Р. Аллен и А. Боули в 50-х годах преобразовали фор-мулу Маршалла, «привязав» ее к уравнению регрессии Новый показатель полу-чил название теоретического коэффициента эластичности, или формулы Алле-на - Боули. В основе преобразования лежит исследование связей массовых яв-лении, при дифференцировании формула принимает вид
(5.31)

поскольку преобразование есть , т.е. первая производная у по х (ее обозначают через у'), то теоретический коэффициент эластичности приобретает следующий вид:
(5.32)

где у' - первая производная соответствующей функции (табл. 5.4);
x – факторный признак;
ух – выровненное значение результативного фактора, т.е. выражение корреляционной
зависимости:
у = f (x). (см. формулу 5.14)

Ясно что для расчета теоретического коэффициента эластичности необ-ходимо предварительно построить парное: ил.(много факторное уравнение рег-рессии, характеризующее связь между факторными признаками (ценой, дохо-дом и т.д.) и результативным признаком (спросом). Эта проблема рассматрива-лась в гл.4.
Формула теоретического коэффициента эластичности (см. формулу 5.33) позволяет определить реакцию спроса для каждой точки регрессионной кривой. Ее экономическая интерпретация, в частности, заключается в характеристике эластичности спроса отдельных контингентов (групп) потребителей. Если же брать совокупность в целом, то в формуле значения результативного и фактор-ного признаков следует заменить на средние характеристики, т.е. будет опреде-лена средняя эластичность. При этом на практике обычно заменяют среднюю величину выровненного результативного признака (y̅x) средней величиной эм-пирического значения результативного признака (у̅), поскольку суммы значе-ний уx и у практически должны совпадать (незначительное расхождение может быть вызвано только округлением величин): Sух = Sу. Тогда формула коэффи-циента эластичности примет следующий вид:
(5.33)

где х̅i - среднее значение признака i-го фактора.

Данной формулой можно пользоваться при парных и множественной свя-зях. В последнем случае строится многофакторная модель спроса (табл. 5.5). Тогда теоретический коэффициент эластичности определяется по каждому г'-му факторному признаку и считается чистым, т.е. освобожденным от влияния других факторов.
Первая производная в практике маркетинговых исследований, как прави-ло, не рассчитывается, а заимствуется из математических справочников. В табл. 5.12 приводятся производные наиболее употребительных функций.

Таблица 5.12
Производные ряда функций

Вид функции Производная
Линейная b
Парабола 2-го порядка a + 2bx
Парабола n-го порядка b1 + 2b2x +…+ nbnxn-1
Гипербола - bx2
Полулогарифмическая b/x ln10
Показательная ab2 lnb
Степенная abxn-1
Логистическая Kabebx/(1 + a-bx)2

Однако, как показывает опыт, чаще всего строятся линейные многофак-торные модели (см. формулу 5.17), в которых первая производная равна коэф-фициенту регрессии - b. В этом случае теоретический коэффициент эластично-сти принимает следующий вид:
, (5.34)

где bi - коэффициент множественной регрессии при i-м факторе;
x̅i - среднее значение i-го факторного признака;
у̅ - среднее значение результативного признака.

Пример (цифры условные). Зависимость спроса (продажи товара 0 от де-нежных доходов населения и цены товара выражается следующим многофак-торным уравнением регрессии:
,

где x1 - доход (средний доход - 450 руб./чел.);
x2 - цена товара (средняя цена - 40 руб./ед.).

Среднее значение результативного признака равно:
7 = 300+1,3Ч450 - 14̅40 = 300 + 585 - 560 = 325.
Отсюда чистые коэффициенты эластичности от дохода (Эx1) и цен (Эx2) составляют:

Таким образом, при увеличении дохода на 1% спрос увеличивается на 1,8%, а при возрастании цены на 1% спрос сокращается на 1,72%, т.е. разновек-торное влияние обоих факторов как бы уравновешивается.
Эластичность спроса от цены можно изучать не только по статистиче-ским данным, самостоятельно собранным или приобретенным фирмой на ком-мерческих началах. Имеется объективная возможность непосредственно судить о реакции потребителей на основе опросов.
Важно правильно и доступно сформулировать вопрос, чтобы выявить ре-акцию потребителя на конкретные цены. Не каждый потребитель в состоянии ответить, сколько он собирается купить товара по данной цене, зато ему, может быть, легче ответить на другой вопрос: сколько он купит товара по цене ниже данного уровня? Если потребителям предложить ряд цен, то они, естественно, выберут минимальную. Если же предложенные цены назвать предельно допус-тимыми, то мнения покупателей, скорее всего, разделятся, из чего следует, что этот процесс подчиняется закону спроса.
Существуют различные способы выявления реакции покупателей на предложенный уровень цен, отражающей эластичность спроса.
Первый способ - использование Дельфи-метода, когда группе экспертов задается вопрос о количестве товара, приобретаемого по цене не выше данного уровня; вопрос повторяется для различных уровней предельной цены. Резуль-тат отражает спрос, соответствующий каждой цене.
Второй способ - использование панели или единовременного выборочно-го обследования, когда опрашивается определенное количество потребителей, каждый респондент называет предельную цену, по которой он готов купить единицу товара (уровни могут быть подготовлены заранее, тогда респондент указывает соответствующий), в результате составляется ряд распределения по-требителей по уровню цен (частота - число человек, назвавших одну и ту же цену).
Третий способ. Он отличается от второго тем, что респондент указывает не только цену приобретения одной единицы товара, но и цены, по которым он приобрел бы две и более единицы этого товара. По каждому полученному рас-пределению строится регрессионная модель и исчисляется коэффициент эла-стичности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ реакции рынка на изменение ситуации» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Функції та повноваження ліквідатора та членів ліквідаційної коміс...
Загальновживані слова та слова вузького стилістичного призначення
Системи передачі даних
ЗВІТ ПРО РУХ ГРОШОВИХ КОШТІВ
Необхідність, завдання та принципи експертного оцінювання вартост...


Категорія: Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз | Додав: koljan (11.09.2011)
Переглядів: 1727 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП