В стране насчитываются миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Постоянно возникают новые формы розничной торговли, вбирающие в себя определенные черты старых российских и известных зарубежных форм. Число розничных торговых предприятий самообслуживания стремительно росло в стране, что было следствием копирования в 60-е годы американского опыта. Сегодня число магазинов самообслуживания сократилось, они продают товары повседневного спроса. Но не следует забывать, что самообслуживание – основа любой торговли по низким ценам. В розничных торговых предприятиях со свободным отбором товара по-купатель при желании может обратиться за содействием к продавцу. Клиент за-вершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь за покупку. Накладные расходы у таких магазинов несколько выше, чем у магазинов самообслужива-ния из-за дополнительного персонала. Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием обес-печивают покупателю более квалифицированную помощь со стороны торгово-го персонала, поскольку в таких магазинах продают больше товаров предвари-тельного выбора и покупателям требуется больше информации. Кроме того, потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад куп-ленных товаров. Расходы у таких магазинов, конечно, выше. Розничные торговые предприятия с полным обслуживанием – это феше-небельные универмаги, продавцы которых готовы помочь покупателю на всех этапах процесса поиска, сравнения и выбора товара. Богатые потребители предпочитают именно такие магазины. Вышколенный персонал, высокий про-цент в номенклатуре товаров особого спроса и модных изделий, использование различных схем кредитования – атрибуты таких магазинов. Кроме того, мага-зин оказывает следующие услуги: доставка покупок, техническое обслужива-ние товаров длительного пользования на дому, удобства в виде комнат отдыха и ресторанов. Розничные торговые предприятия можно классифицировать следующим образом. 1. Предлагаемый товарный ассортимент. Розничные торговые заведе-ния различаются по товарному ассортименту. Наиболее распространены спе-циализированные магазины, универмаги и универсамы, розничные предпри-ятия услуг. Специализированные магазины предлагают узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цве-точные и книжные магазины. Специализированные магазины можно дополни-тельно подразделить по степени узости предлагаемого ассортимента. Магазин одежды – это магазин обособленного полного ассортимента, магазин мужской одежды – магазин с ограниченным ассортиментом, а магазин, торгующий муж-скими рубашками, – это узкоспециализированный магазин. По мнению ряда специалистов, быстрее всего будет расти число узкоспециализированных мага-зинов, использующих преимущества сегментирования рынка, выбора целевых сегментов и специализации товара. Однако специализированный магазин мо-жет легко разориться, если его товары потеряют популярность. Универмаги предлагают несколько ассортиментных групп товаров – обыч-но одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственные товары. Каждой ас-сортиментной группой занимается специальный отдел универмага. Первым в истории универмагом считается «Бон марше», основанный в Париже в 1852 го-ду. Он стал новатором в торговле. Ввел низкие наценки и ускоренный оборот товаров, обнародование цен, поощрение покупателей к осмотру товаров без всякого давления, либеральный разбор жалоб. Универсам – это крупное предприятие самообслуживания с низкими из-держками, невысокой удельной доходностью и большим объемом продаж. Оно рассчитано на полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, а иногда и в стирально-моющих средствах, товарах для дома. Универсамы впер-вые распространились в США в период Великой депрессии, которая заставила потребителей экономить, а предпринимателям дала возможность дешево ску-пать товары у поставщиков и за минимальную плату арендовать большие по-мещения. Новая упаковочная техника позволила предложить потребителю продукты питания в удобной для хранения таре и расфасовке. Наконец, использование электроники и компьютеров обеспечило учет и контроль, необходимые для со-временных крупных универсамов. В развитых странах они предлагают до 10 тыс. разных товаров. В современных российских условиях количество универ-самов сократилось, особенно за счет возврата в исходное состояние переобору-дованных в советское время небольших магазинов. Розничные предприятия услуг – это гостиницы, банки, авиакомпании, кол-леджи, больницы, кинотеатры, рестораны, это ремонтные службы и различные заведения по оказанию услуг, такие, как парикмахерские и косметические са-лоны, химчистки и похоронные бюро. Число розничных предприятий услуг растет быстрее, чем число розничных торговцев товарами. 2. Цены. Классификацию розничных магазинов можно производить и на основе уровня цен. Большинство магазинов предлагает товары по средним це-нам и обычный уровень услуг для потребителей. Ряд магазинов предлагает то-вары и услуги повышенного качества и по более высоким ценам. И наоборот, магазины сниженных цен продают свои товары по низким ценам, организуют свою деятельность с минимальными издержками и предлагают меньше услуг. Магазин сниженных цен торгует по низким ценам за счет малых наценок при больших объемах сбыта. Использование цен со скидками и проведение распродаж не делают торговое предприятие магазином сниженных цен. Не де-лает его таковым и торговля товарами низкого качества по дешевке. Настоящий магазин сниженных цен обладает рядом особенностей. Прежде всего, он торгу-ет фирменными товарами по низким ценам с высокой оборачиваемостью то-варных запасов. У торговли по сниженным ценам в развитых странах давняя история. Средняя оборачиваемость товарных запасов в ней до 15 раз в год, а не 5-7 раз, как в универмагах. В нашей стране такие магазины пока не получили широкого распространения. Их роль выполняют торговцы-«челноки» на ярмар-ках и рынках. Склад-магазин – это лишенное всяких излишеств торговое предприятие сниженных цен с ограниченным объемом услуг, цель которого – продажа больших объемов товаров по низким ценам. Традиционные мебельные магази-ны давно прибегали к распродажам прямо со склада. Посетитель в демонстра-ционном отделе, где красиво обставлены мебелью комнаты, делает свой выбор и выдает заказ продавцу. К тому времени, когда покупатель расплатится, куп-ленный им товар уже подан со склада. Предприятие нацелено на обслуживание покупателей мебели средней стоимости. Покупателям нравится широкий вы-бор, нравятся низкие цены. Магазины – демонстрационные залы, торгующие по прайс-листам и ката-логам. Они используют принцип торговли по каталогам и принцип торговли по сниженным ценам для сбыта ходовых фирменных товаров, продаваемых обыч-но с высокой наценкой. Среди них ювелирные изделия, компьютеры, электро-инструменты, бытовая техника. В каталогах и прайс-листах указаны прейску-рантная цена каждого изделия и цена со скидкой. Эти магазины торгуют фир-менными товарами, в основном не связанными с модой. 3. Форма торговли. Хотя большинство товаров и услуг до сих пор прода-ют в магазинах, но темпы роста внемагазинной розничной торговли очень ве-лики. Рассмотрим некоторые формы внемагазинной розничной торговли. Розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону – это дея-тельность по сбыту с использованием почты и телефонных линий для сбора за-казов и содействия доставке товаров. Система ПосылТорга возникла очень дав-но, во времена, когда клиенты стали отправлять свои заказы по почте. Торговлю с заказом по каталогу практикуют обычно предприятия Посыл-Торга со смешанным ассортиментом. Продавцы либо рассылают определенно-му кругу клиентов каталоги, либо предоставляют возможность получить их в своих торговых помещениях бесплатно или по низкой цене. Крупные рознич-ные предприятия имеют отделы «товары почтой» в своих магазинах. Прямой маркетинг предполагает объявления в газете, по радио или теле-видению с описанием какого-либо товара, который потребители могут заказать по почте или по телефону. Таким образом, продают, как правило, книги, быто-вые приборы. Применяют и такую форму продажи, как «директ мейл». Фирмы рассыла-ют почтовые отправления – письма, листовки, проспекты – потенциальным клиентам, имена которых занесены в компьютер. Рассылочные списки можно закупать у специализированных фирм. Почтовая реклама оказалась действен-ной для стимулирования сбыта книг. Такой вид торговли, как продажи по телефону, лишь начинает распро-страняться в нашей стране. Пользуются телефоном для продажи чего угодно. Особенно быстрыми темпами развивается торговля через торговые авто-маты. С их помощью продают множество разнообразных товаров: сигареты, безалкогольные напитки, конфеты, газеты, горячие напитки. Торговые автома-ты размещают на заводах, в учреждениях, в крупных магазинах и на вокзалах. Преимущества торговых автоматов – круглосуточная продажа и самообслужи-вание. Вместе с тем это сравнительно дорогой канал распределения. Служба заказов со скидкой оказывает содействие обособленным группам клиентов – обычно рабочим и служащим крупных организаций, таких, как го-сударственные учреждения, которые производят закупки по ценам со скидкой у ряда выбранных для этой цели розничных торговцев. Потребитель, желающий приобрести видеомагнитофон, получает от службы заказов специальный бланк, с которым идет к определенному торговцу и покупает товар со скидкой. Торговля вразнос берет начало много веков назад. Сегодня торговлей враз-нос по принципу «в каждую дверь», в каждое учреждение занимается множест-во фирм и предпринимателей. Торговля вразнос удовлетворяет нужды людей с точки зрения удобства и проявления внимания к их личности, присущих покуп-ке на дому. Цены продаваемых подобным образом товаров нельзя назвать низ-кими, поскольку торговля вразнос – предприятие дорогое. Будущее этой формы розничной торговли довольно неопределенно. Коммивояжера, торгующего вразнос, может, пожалуй, заменить персональный компьютер, включенный в сеть. 4. Принадлежность магазина. Розничные торговые заведения можно классифицировать по признаку их принадлежности. Большинство магазинов – это независимые частные предприятия, чаще всего в форме хозяйственных то-вариществ и обществ. Встречаются и другие формы собственности, например корпоративные сети. Корпоративная сеть – это два или более торговых заведения, находящих-ся под общим владением и контролем. Они продают товары аналогичного ас-сортимента, имеют общую службу закупок и сбыта, а возможно, и единое архи-тектурное оформление. Успех корпоративных сетей основан на ценовых преимуществах над неза-висимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению на-ценок. Сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют закупать большие партии товаров с максималь-ными скидками за количество и одновременно экономить на транспортных рас-ходах. Во-вторых, они способны создавать действенные структуры, нанимать хороших управляющих и разрабатывать специальные методики прогнозирова-ния сбыта, управления товарно-материальными запасами, ценообразования и стимулирования. В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли, тогда как независимым розничным торговцам приходится сотрудничать с множеством оптовиков. В-четвертых, сети экономят на рекламе, так как относят расходы на большое количество товара. И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные по-требительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на мест-ных рынках. 5. Разновидность концентрации магазинов. Это последний принцип классификации розничных торговых заведений. Встречаются концентрации че-тырех основных типов. В каждом крупном и не очень крупном городе есть центральный деловой район, где расположены универмаги, специализированные магазины, банки и кинотеатры. Неподалеку от этого района, а также ближе к окраинам размещены более мелкие деловые районы. Региональные торговые центры – группа торговых предприятий, соответ-ствующих по своему местонахождению, величине и типу магазинов обслужи-ваемой ими торговой зоне. На крупных региональных торговых улицах распо-ложены, как правило, несколько универмагов, а сами улицы спланированы та-ким образом, чтобы обеспечить беспрепятственное движение и обзор всех магазинов. Районные торговые центры могут включать десятки розничных магази-нов, обслуживающих до 100 тыс. человек, которые живут в радиусе 2-3 кило-метров. Торговые центры микрорайонов обслуживают 5-20 тыс. жителей. Это цен-тры по продаже товаров повседневного спроса.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды розничных торговых предприятий» з дисципліни «Маркетинг»