Демография – наука, изучающая население с точки зрения численности и плотности размещения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей. Мировой демографический взрыв. Народонаселение растет «взрывными» темпами. В последние 20 лет оно увеличивается на 2% ежегодно. При таких темпах роста к 2010 году население мира составит 10 млрд. человек. Демогра-фический взрыв вызывает беспокойство во всем мире, поскольку ресурсов пла-неты может не хватить для поддержания высокого уровня жизни. Рост числен-ности населения идет наиболее высокими темпами в наименее развитых стра-нах, которые меньше всего могут себе это позволить. Рост численности населения сопровождается ростом человеческих нужд, которые бизнесу необходимо удовлетворить. Это означает рост рынков. Снижение рождаемости в России. В 1995 году население России состав-ляло 148 млн. человек. Начиная с 1987 года численность населения неуклонно сокращалась за счет снижения рождаемости. В 1993 году в нашей стране была самая низкая рождаемость в Европе за период с 1970 года. Падение рождаемости – угроза для одних сфер деятельности и преимуще-ство для других. Оно лишило перспектив некоторые предприятия, например те, которые выпускают детские игрушки, одежду и мебель, продукты для детского питания. Одновременно образовательные организации, предприятия индустрии развлечений получили от этого выгоды, так как у молодых пар стало больше свободного времени. Старение населения России. Несмотря на рост смертности, сокращение рождаемости в стране превалирует. Поэтому средний возраст жителей в на-стоящее время растет. Численность различных возрастных групп населения ме-няется разными темпами, поэтому емкость рынка товаров и услуг для них тоже меняется по-разному. Перемены в российской семье. Под влиянием ряда факторов семья претер-певает изменения. Количество браков сократилось. Возросло число разводов, в семьях становится все меньше детей. Это означает сокращение спроса на сва-дебные принадлежности и другие товары и услуги для новобрачных. Увеличе-ние неполных семей вызывает нужду в товарах, используемых такими семьями. Миграция населения. В 90-х годах резко возросли миграция и подвижность населения в России. В Российскую Федерацию прибыло много переселенцев из других республик бывшего Советского Союза. Несколько увеличилось сель-ское население. Более активно происходит перемещение населения внутри страны. Миграция населения обусловливает дополнительную изменчивость по-требительского рынка. Повышение образовательного уровня и рост числа служащих. С началом 90-х годов доля трудоспособного населения с высшим образованием в стране превысила 15%, а доля лиц, имеющих основное и полное среднее образование, составила 70%. Уровень образования в стране растет. Чем больше образован-ных людей, тем выше спрос на высококачественные товары, книги, журналы, туристические поездки. Рост занятости в сфере услуг и сокращение числа рабо-тающих в отраслях производства товаров повлекли за собой увеличение коли-чества служащих. В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов отмеченные демо-графические тенденции служат исключительно надежными факторами разви-тия. По основным демографическим тенденциям можно судить, какое значение каждая из них будет иметь для конкретной фирмы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Демографическая среда» з дисципліни «Маркетинг»