Маркетинг, так или иначе, затрагивает интересы каждого, будь то покупа-тель, производитель, продавец или рядовой гражданин. Но у этих людей могут быть цели, противоречащие друг другу. Что следует ожидать обществу от сис-темы маркетинга? Вопрос актуален, так как органы власти разных уровней ре-гулируют маркетинговую деятельность. Известны четыре альтернативные цели системы маркетинга. Достижение максимально возможного потребления. Многие руководи-тели делового мира считают, что цель маркетинга – облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства. За всем этим кроется утверждение, что чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся. Однако вызывает сомнения, что при достижении некоторого сравнительно высокого уровня потребления возрастание массы материальных благ несет с собой больше счастья. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Со-гласно достаточно распространенной точке зрения, цель системы маркетинга – достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не макси-мально возможного уровня потребления. К сожалению, степень потребитель-ской удовлетворенности трудно измерить. Еще, ни один экономист не приду-мал, как замерить полное удовлетворение конкретным товаром. Кроме того, удовлетворение, получаемое отдельными потребителями от конкретных «благ», имеет и оборотную сторону. Например, вред здоровью, связанный с ожирением или пьянством, ущерб, наносимый загрязнением окружающей среды. Предоставление максимально широкого выбора. Существует мнение, что основная цель маркетинга – обеспечить максимально возможное разнооб-разие товаров и предоставить потребителю максимально широкий выбор. Не-обходимо дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу и позволяют получить наибольшее удовлетворение. К сожалению, максимальное расширение потребительского выбора требу-ет затрат. Увеличение разнообразия товаров вовсе не означает для потребителя расширения возможности реального выбора. Существуют различные марки пи-ва, но большинство из них имеет одинаковый вкус. В рамках товарной катего-рии насчитывается множество марок товаров с незначительными отличиями друг от друга. Это «изобилие» предоставляет мнимый выбор. Потребители не всегда приветствуют большое разнообразие товаров. Некоторые, видя в опре-деленных товарных категориях избыток выбора, испытывают чувство расте-рянности и беспокойства. Максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что ос-новная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении «качества жизни». Это понятие включает: качество, количество, ассортимент, доступ-ность стоимости товаров, рост разнообразия и объемов услуг; качество окру-жающей среды и качество культурной среды. Почти все соглашаются с тем, что для системы маркетинга повышение качества жизни – цель предпочтительная и благородная, но признают, что эта миссия весьма трудна, а ее толкования порой противоречат друг другу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЦЕЛИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» з дисципліни «Маркетинг»