Говоря о фрейдизме, мы не вправе обойти вниманием одно из самъв экзотических его ответвлений - левый фрейдизм. С 30-х годов фрейдизм в Ро был под запретом. Лишь в 1996 году президент Б.Ельцин подписал указ о фа тической реабилитации этого учения. Но в 20-е годы именно в СССР впервые были изданы многие работы Фрейда. Существовала сильная психоаналитиче екая школа исследователей. Психоанализ был успешно вмонтирован в психи-| атрию. Объяснение этому простое. У фрейдизма был могущественны* покровитель -Лев Троцкий. Он был всерьез увлечен идеей фрейдо-марксизма и даже обратился с письмом к нобелевскому лауреату Ивану Павлову предложением синтезировать учение Павлова и фрейдизм. Павлов отказался.] Но Троцкий не оставил свою идею. Он считал, что "чистка сознания масс г помощи фрейдизма вполне эффективный прием, цель которого - выпусти новое, улучшенное издание человека ". Речь шла о поиске новых манипулятивньс инструментов, способных воздействовать на массовое сознание. Эта история еще ждет своих исследователей. В ней немало таинствен-1 ного и откровенно темного. Взять хотя бы эмиссаров Троцкого к Фрейду.| Среди первых были Макс Эйтингон и Шандор Радо. Последний ста известен как создатель крупнейшей разведывательной сети в Европе. Первш - родной брат Наума Эйтингона - генерала НКВД, организатора ряда самых»' скандальных политических убийств, включая убийство самого Троцкого., Основоположником левого фрейдизма по праву следует считать1 Вильгельма Райха. Уже в 20-е годы он в своей теоретической деятельности был одновременно адептом и критиком учителя. Предметом критики были биологизм и пансексуализм учения Фрейда. В отличие от Фрейда, для которого "эдипов комплекс" и подавленные сексуальные инстинкты врожденны, Райх считал, что сексуальная подавленность является социально историческим продуктом. В 30-е годы, исследуя политическую жизнь Европы, Райх изложил свои гипотезы по этому поводу в книге "Массовая психология фашизма". Он попытался доказать, что фашизм привлек массы не своей экономической и политической платформой, а апелляцией к глубинным эмоциональным пластам народного сознания, к мистически прочитанным понятиям "кровь", "чистота расы", "расовое господство". Райх утверждал, что в основе этих понятий, активно используемых в пропаганде, лежит сексуальный подтекст. Мы обратимся к Райху и фактам его жизненной и научной биографии потому, что динамика его собственного паблисити и статус его научных теорий с точки зрения приемов продвижения представляет безусловный интерес. Особенно в "эпоху перемен", когда всевозможные теории и учения отчаянно борются за своего потребителя на рынке такого рода услуг. Вслушайтесь в название рейховских книг: "Открытие оргона", "Функция оргазма", "Сексуальная революция", "Небо, Бог и Дьявол", "Космическое совмещение", "Слушай, маленький человек", "Убийство Христа", "Анализ характера", "Люди в опасности". Не правда ли, это очень напоминает определенные секторы сегодняшнего рынка услуг? Все вышеперечисленные книги Вильгельма Райха были сожжены публично в мусоросжигателе на углу улиц Хадсон и Гэнсбурт в Нью-Йорке 23 августа 1956 года и еще раз 17 марта 1960 года. Почему? Отчасти ответ на этот вопрос можно найти в биографии ученого-коммуниста Райха (1897-1957), а отчасти - в биографии времени, в котором он жил. В 1929 году Вильгельм Райх два месяца прожил в Москве. С невероятной энергией он пытался вовлечь в дело своей "сексополитики": читал лекции в Комакадемии, печатал статьи в журнале "Под знаменем марксизма". С невероятной энергией он пытался вовлечь в свое дело Германскую компартию и 4-й троцкистский Интернационал. Но звезда Троцкого к тому времени уже закатилась, и он был на грани высылки во Фрунзе. С. Эйзенштейн вежливо уклонился от предложений заняться экранизацией работ Райха. Он собирался в длительную командировку на Запад. Его ждали свои большие разочарования. По возвращении в Вену Райх опубликовал отчет о своем посещении России, в котором дал отповедь ортодоксальным марксистам, по его мнению, видевшим в "фрейдизме" неверное социальное учение. В своей книге "Массовая психология фашизма", опубликованной несколькими месяцами спустя, после прихода фашистов к власти, в 1933 году, Райх констатирует массовую поддержку фашизма рабочими партиями. Он объясняет это фрейдистским тезисом о сексуальной подавленности. Однако в следующем, 1934 году, Райха исключают из Международной психоаналитической ассоциации и из Германской компартии, распускают его Секс-пол (Германскую ассоциацию сексуальной политики пролетариата)". По словам одного из учеников Фрейда: "Фрейд когда-то хорошо относился к своему ученику, но политический фанатизм Райха привел к личному и научному отчуждению".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФРЕЙДОМАРКСИЗМ КАК ЭРОС НЕВОЗМОЖНОГО» з дисципліни «Технології реклами та PR»