По-видимому, единственным заметным европейским политиком, так и не давшим ни одного телевизионного интервью, был Уинстон Черчилль, завершивший свою карьеру в 1955 году. С той поры обладатели кресла премьер-министра на Даунинг-стрит кардинально пересмотрели свое отношение к телеэкрану. Можно сказать даже определеннее, без телевидения ни один из них не занял бы этого кресла. Маргарет Тэтчер, "железная леди", многолетний премьер-министр Великобритании, доверила создание своего образа известному рекламному агентству "Саачи & Саачи". Ее личный имиджмейкер сэр Тим Белл подбирал ей гардероб, аксессуары, макияж, ставил голос. Делалось все, чтобы поддержать имидж, соответствующий понятию "железная леди". Ее прическу с безупречной правильностью округлых форм кто-то из журналистов очень точно сравнил с лакированным шлемом. Костюмы, строгие по покрою, - это несомненная вариация форменной одежды. Имидж "железной леди" настолько профессионально был внедрен в сознание миллионов людей, что не утерял своей ауры и после ее внезапной отставки,
оставаясь критерием консервативного прагматизма в политике. Классиком профессии был признан и пресс-секретарь М.Тэтчер Бернард Ингхем. На счету у французского специалиста в области политкоммуника-ций Жака Сагела ряд успешных кампаний высшего ранга: дважды он способствовал приходу к власти Франсуа Миттерана, Жака Ширака, премьер-министра Лионеля Жоспена, президента Александра Квасьнев-ского в Польше, Эхуда Барака в Израиле. У французского президента Жака Ширака советником по коммуникации являлась его младшая дочь Клод. Начало ее карьеры было положено в 1987 году. До этого она провалилась на экзаменах в Институт политических наук, пробовала стать ветеринаром, защитила диплом по эконометрии, работала в рекламе. Когда ее отец в 1987 году начал свою избирательную кампанию, соперничая с тогдашним президентом Миттераном (имиджмейкером которого был Жак Сагела), он привлек ее в свою избирательную команду. Тогда Ширак проиграл Миттерану. Клод внесла свою лепту в это поражение. Ведь именно она посоветовала отцу предстать перед молодыми избирателями в образе поклонника Мадонны. Были и другие ошибки, но опыт не прошел зря. В 1995 году она вновь стала доверенным лицом отца во время предвыборной кампании и, по мнению многих, значительно способствовала его победе. Известно ее пристрастное отношение к отбору отцовских фотографий, предназначенных для публикации, особенно сделанных во время трапез. Ведь Ширак слывет большим гурманом. А пикантность президентского статуса во Франции де Голль когда-то иронично сформулировал так: "Как можно управлять страной, где одного сыра 400 сортов ". Когда Ширак пришел в Елисейский дворец, то первым делом сообщил своему ближайшему окружению, что он и все его решения открыты для критики. Исключение одно. Его дочь. И уточнил: "Не пытайтесь устранить Клод. Это не обсуждается". Главные новшества, принесенные с помощью телевидения, - это персонификация политики и повышение значения имиджа политического деятеля в процессе избирательной кампании. Очень поучительную страницу в историю избирательных технологий вписал итальянский медиамагнат Сильвио Берлускони. Еще в университете он проявил интерес к СМИ, защитив дипломную работу - правовые основы распространения рекламы на ТВ, радио и в прессе. Благодаря ему практически впервые европейское сообщество испытало шок от сознания того, что премьера одной из крупнейших стран континента мож-
но избрать исключительно благодаря логике политического маркетинга и манипулятивным возможностям телевидения. В группу Silvio Berlusconi Communications, наряду с издательствами, входит ряд телеканалов: Italia I TV, Rete 4 TV, La Cing. Выдвинув свою кандидатуру на выборах, Берлускони просто не предоставил ни одного из трех принадлежащих ему общенациональных телеканалов другим кандидатам. Этот очевидно грубый прием сочетался с изощренным политическим маркетингом. В полном соответствии с классикой этого учения его команда проделала следующие действия: А. Создали коммерческо-политическую структуру "Вперед, Италия!" с определенной идеологией. Их девиз - "Forza Italia" ("Вперед, Италия!") - позже был скопирован политтехнологами из команды Б.Федорова в период парламентской кампании 1995 года. Б. Выделили "мишень" в виде избирателей умеренной и консервативной ориентации, еще не охваченных конкурентами. С. Использовали самую агрессивную коммуникацию - телевидение, создав своему клиенту как политическому товару все необходимые стереотипы, способствующие активизации массового потребления. Известно также, что с целью корректировки имиджа Берлускони были скуплены все неудачные фотографии, хранившиеся в информационных агентствах, и заменены на более выразительные. Все это привело к победе. С точки зрения политтехнологий это был яркий медиатизированный спектакль, разыгранный на политических подмостках. Став премьер-министром Италии в марте 1994 года, Берлускони в январе 1995-го был все же вынужден подать в отставку после обвинений в коррупции. Его дальнейшая политическая судьба складывалась неровно, но он продолжал оставаться одним из ведущих медиамагнатов мира, демонстрируя широкие возможности манипуляции общественным мнением при помощи СМИ. Лишнее тому подтверждение - приз "Медиа персона года" на фестивале рекламы "Каннские львы", который был вручен ему летом 1999 года.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЕВРОИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ» з дисципліни «Технології реклами та PR»