Сайт — основной маркетинговый инструмент Интернета
Основным информационным элементом коммерческой части Интернет являются сайты. Сайт (от англ. site — участок, место) — это именно «учас ток» сервера, то есть раздел, полностью посвященный какой-либо одной теме и имеющий свой адрес (URL), своего владельца и со стоящий из web-страниц. По содержанию сайт является самосто ятельной логической единицей, комплексом связанных между собой по смыслу документов и графических иллюстраций. Основными задачами сайта являются : • формирование постоянной, четко сегментированной или, наоборот, максимально широкой аудитории (в за висимости от вида маркетинга); • поддержка оффлайн-бизнеса: расширение клиентской базы, формирование благоприятного имиджа, открытие новых каналов продаж через Интернет, оптимизация бизнес-процессов внутри фирмы; • создание новых бизнесов или бизнес-единиц внутри компании. Примером новых бизнесов являются много численные студии web-дизайна, интернет-агентства, ин тернет-магазины, платные сервисы и т. д.; • рост капитализации (стоимости) и ликвидности (возмож ности продать) проекта. В зависимости от бизнес-плана капитализация может считаться от аудитории сайта, де нежных потоков, которые проходят через интернет-сер вис, технологического владения, «ноу-хау» и т. д. Сайт может использоваться для проведения маркетинго вых кампаний и рекламных акций. В этом случае оценить при быль от использования сайта можно только косвенно, так как она выражается в увеличении объема сбыта в оффлайн. Как прибыль может рассматриваться и сокращение зат рат на связь, коммуникации, распространение информации. 1 4
Сайт позволяет организовать систему коммуникаций с посто янными клиентами, партнерами, дистрибьюторами, дилерами и т. д., на сайте может выкладываться документация и обнов ления, что позволяет отказаться от распространения инфор мации в бумажном виде. Источником прибыли может являться продажа на сайте рекламы. Но к этой возможности надо подходить очень осто рожно. Единственное исключение — размещение рекламы со путствующих и дополняющих товаров, информационных ре сурсов по данной теме. За такие ссылки посетитель будет толь ко благодарен, так как ему не потребуется специально искать эту информацию. Вообще, для размещения рекламы больше подходят информационные, а не бизнес-сайты. Рассмотрим классификацию сайтов . 1. Визитка. Для этого типа реализуются такие задачи, как брэндинг, распространение информации о компании, повыше ние узнаваемости и улучшение имиджа. Сайты этого типа со держат основные данные о фирме: информация о ней, прайслист, реквизиты, план проезда и т. п. Этот тип сайта лучше ис пользовать в случае, если компания реализует свою продукцию только в оффлайн, и рекламировать товар в онлайн не имеет смысла, но целевая аудитория представлена в сети Интернет достаточно широко. Пример: http://www.asp.ru/. 2. Каталог (сайт-витрина). Реклама и брэндинг товаров. Со держатся каталоги товаров с указанием цены, характеристика ми, подробным описанием, рисунками, фотографиями; могут прилагаться аудио- и видеоролики. К таким сайтам можно под ключать системы формирования заказов, которые позволяют посетителю сайта оформить заказ на товар. Заказ по e-mail пере дается менеджеру по продажам. Пример: http://www.nissan.ru/. 3. Электронный магазин. Продажа товаров через Интер нет; автоматизация бизнес-процессов. Электронные магазины во многом похожи на каталоги (сайты-витрины); ключевое от личие — система формирования заказов полностью интегри рована в автоматизированную систему предприятия. Пример: http://www.ozon.ru/. 4. Промо-сайт. Проведение рекламных акций. Так как вари антов построения промо-сайта великое множество, сложно вы делить общие черты. Как правило, такие сайты очень яркие и 1 5
динамичные, они чем-то напоминают рекламные ролики. Промо-сайты часто создаются в рамках проведения глобальной оф флайновой рекламной кампании. Пример: http://www.pepsi.ru/. 5. Информационный сайт. Предоставление информации клиенту. Информационный сайт должен стать для клиента ос новным источником получения информации в сфере деятель ности фирмы. Часто информационные сайты чем-то напоми нают энциклопедии или специализированные журналы. При мер: http://www. greystone. ru/. book.promo.ru. 6. Корпоративное представительство. Полная автоматиза ция деятельности фирмы. Сайты этого класса могут содержать отдельными элементами системы заказов или интернет-магази ны. Корпоративные представительства могут также содержать различные коммуникационные сервисы (с возможностью персонализации): электронный обмен документами EDI, быстрое формирование заказа с учетом истории переговоров с данным контрагентом, онлайн-переговоры и пр. Рекомендуется для больших компаний с огромной клиентской базой, разветвлен ной дилерской сетью и т.д. Пример: http://www. xerox, ru/. 7. Портал. Порталы предоставляют посетителям исчерпы вающую информацию о предметной сфере деятельности ком пании. Они имеют высокую посещаемость и предоставляют хо рошие возможности для организации продаж, проведения PRакций, брэндинга и других маркетинговых мероприятий. Пор талы могут выполнять функции web-сайтов, объединяющих большой объем информационных ресурсов — телеконферен ции, рассылки и другие службы; обеспечивать доступ к различ ным внутрикорпоративным приложениям, таким, как базы дан ных, системы документооборота и пр., быть интернет-магази ном и торговой площадкой, предоставляя посетителям возмож ность заказа или покупки товара. Рекомендуется для больших компаний с огромной клиентской базой, разветвленной дилер ской сетью и т. д. Пример: http://www.microsoft.com/, http://www.kodak.com/. Основными этапами построения web-страниц являются: • определение целей создания web-страницы; • определение целевого сегмента потребителей; • разработка содержания web-страницы; • разработка дизайна web-страницы; • оценка эффективности web-страницы.
Но работа не ограничивается этими этапами. Также необ ходимо выбрать место размещения web-страницы, подобрать ей подходящее имя. После размещения требуется постоянно об новлять и дополнять информацию, представленную на web-стра нице. Важное значение имеет реклама и пропаганда web-стра ницы не только средствами Интернет, но и другими способами. Описание подробной методики создания сайта выходит за рамки данного учебника, однако некоторые сведения по опре делению целевого сегмента следует привести. Необходимо, чтобы web-страницу посещали те пользовате ли, которые могут быть потенциальными покупателями. Прежде всего нужно провести сегментирование потенциальных потре бителей в сети Интернет и выделить целевой сегмент. Возмож но, что он не будет совпадать с целевым сегментом, на который фирма ориентируется при продаже своих товаров обычным пу тем, поскольку сеть Интернет предоставляет гораздо более ши рокие возможности, например в плане географического охвата. При описании целевого сегмента помимо традиционных показателей (демографических, поведенческих, психологичес ких пр.) необходимо учитывать характеристики, связанные с особенностями компьютерного обеспечения потребителей в Интернет (быстродействие компьютера, объем памяти, вид модема, скорость и качество передачи данных по линии связи, качество монитора и т.д.). Знание характеристик потенциаль ных потребителей позволит привлекать на web-страницу по сетителей, автоматически отбирая только тех, которые могут заинтересоваться продукцией фирмы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сайт — основной маркетинговый инструмент Интернета» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»