В настоящее время еще нет общепризнанной классифи кации информационных товаров и услуг. Каждый из авторов предлагает свой вариант, в первую очередь учитывающий за дачи и цели исследования, в рамках которого и разрабатыва лась эта классификация. Группировки видов информации были рассмотрены нами в п. 1.5 данного учебника.
Необходимо отметить, что даже в Международном стан дарте промышленной классификации не нашлось специально го места информационным услугам при классификации сфе ры услуг: • оптовая и розничная торговля; • транспорт и связь; • финансовые, страховые и банковские услуги; • прочие услуги: медицинское обслуживание, образование и научные разработки, отдых и культура, коммунальные услуги. Альтернативой вышеприведенной является классифика ция услуг, в основе которой лежит понятие объекта сервисной деятельности: • услуги, непосредственно связанные с материальными предметами (система отношений «человек — предмет»: транспортировка, хранение, ремонт, гарантийное обслу живание, торговля и др.); • информационные услуги (система отношений «человек — символ»: управление, научные разработки, консультации, связь, страхование, банковские услуги и др.); • услуги, предназначенные для поддержки здоровья и со здания возможностей для трудовой деятельности челове ка (система отношений «человек — человек»: здравоох ранение, образование, общественный транспорт и т. д.). Но даже эта классификация не охватывает все многооб разие информационных товаров и услуг, так как, с нашей точ ки зрения, информационными услугами будут и некоторые виды отношений системы «человек — человек» (обучение, кон сультирование и т. п.), «человек — предмет» (программный продукт и т. п.) . И.И. Родионов, анализируя уже сформировавшийся ми ровой рынок информационных электронных услуг, предлага ет следующую классификацию этих услуг: • подготовка источников информации; • подготовка баз данных; • выпуск печатных информационных изданий; • информационное обслуживание: • справочное (предоставление сведений об источниках информации, источников информации или самой ин формации); 1 4
• избирательное распределение информации (ИРИ) (сортировка новых поступлений на основе заранее сформулированного конечным потребителем тема тического запроса); • ретроспективный поиск информации (РПИ) (поиск сведений по определенной тематике или проблеме в информационных массивах на определенную глуби ну — ретроспективу); • предоставление копий источников информации . Необходимо отметить, что этот рынок является, пусть и боль шой, но все-таки частью более обширного рынка информации. Л.М. Максимова и И.Я. Носкова классифицируют рынок информации по географическому принципу: • глобальный (общепланетный); • международный (охватывает группы стран); • национальный (в рамках одного государства: теле- и ра диовещание, другие средства массовой информации); • региональный (теле- и радиовещание по отдельному ре гиону); • локальный (местное радиовещание, местные газеты, журналы); • точечный (информационные сети в учебных заведени ях, научных учреждениях, библиотеках, музеях и т. д.) . И хотя в этой классификации в качестве средств распрос транения указаны только СМИ, что характерно для общеориентационной, управленческой, бытовой и частично образова тельной информации, сам принцип географической классифи кации рационален ввиду локальности, т.е. точного месторас положения основных потребителей информации (см. 7.2). В работах, связанных с классификацией информационных товаров и услуг, присутствует и взгляд, отраженный в статье И.К. Рыженковой: «... в международной практике, еще начиная с ра бот Ф. Махлупа, к информационным товарам, как правило, отно сят собственно продукты информационной деятельности и вспо могательные продукты, то есть обеспечивающие производство, хранение, обработку, распространение информации. Ф. Махлуп выделил 30 отраслей, связанных с производством знания, и раз делил их на пять групп: образование, научные исследования и разработки, средства массовой информации и связь, информа ционные машины и оборудование, информационные услуги . 1 5 1 6 1 7
Профессор МГУ А.Г. Мовсесян, ссылаясь на исследова ния А. Лигской и Г. Вишняковой, использует понятие «инфор мационная сфера» или «информационный сектор экономи ки», к которому относит науку, образование, управление, средства массовой информации, искусство, рекламу, банки, суды, государственный аппарат, некоторые отрасли промыш ленности и услуг . То есть в том и другом случае потребителям в качестве информационного товара могут предлагаться технические средства, устройства, технологии и т. п. для переработки ин формации. Этой точки зрения придерживаются также P.M. Нижегородцев, О.В. Голосов, С.А. Охрименко, А.В. Хорошилов и др. в указанных сочинениях. Для решения задач рынка информационных технологий, который состоит из макросекторов информации и средств ее обработки, это правомерно. Однако при анализе рынка инфор мации в такой расширительной трактовке, как пишет В.Л. Тамбовцев, не больше смысла, чем во включении в состав рынка продуктов питания комбайнов и удобрений. С И . Майоров, рассматривая рынок интерактивных ин формационных услуг (ИИУ), предлагает классификацию ин формационных продуктов и услуг (ИПУ), состоящую из следу ющих компонентов: • информационный продукт, то есть собственно сама со вокупность данных, сформированная их производителями для дальнейшего распространения, который может существовать как в вещественной, так и в невещественной форме; • информационная услуга, которая для рынка ИИУ состо ит в том, что пользователи со своего терминального устройства «общаются» с информационными продуктами, основными из которых являются базы данных (БД), при помощи специаль ных программных средств. Это «общение», или сеанс, осуще ствляется по схеме «запрос — ответ» и протекает в реальном времени (режим online); • базы данных; • удаленные банки данных (автоматизированные банки данных); • ИПУ на технических носителях (магнитные ленты, дис кеты, компактные оптические диски); 1 8
• видеотекс (эта технология обеспечивает видеографичес кое обслуживание пользователей, при котором в простей шем случае пользователь, имеющий обычный телевизор со специальным адаптером для подключения клавиатуры и модема, получает интерактивный доступ к информаци онным продуктам, находящимся на удаленной хост-ЭВМ (обычно используются мини-ЭВМ). В системах видеотекса могут использоваться также и специальные терминалы). И.И. Родионов в [149] изложил структуру мирового рын ка электронной информации. Сектора рынка электронной информации 1. Сектор деловой информации: 1.1. Биржевая и финансовая информация; 1.2. Экономическая и демографическая статистическая информация; 1.3. Коммерческая информация; 1.4. Деловые новости. 2. Сектор информации для специалистов: 2.1. Профессиональная информация; 2.2. Научно-техническая информация; 2.3. Доступ к первоисточникам. 3. Сектор массовой, потребительской информации: 3.1. Новости и литература; 3.2. Потребительская и развлекательная информация; 3.3. Современные средства коммуникации и человечес кого общения. Но все же наиболее полной, детальной и приспособлен ной к целям коммерческого распространения является клас сификация, изложенная А.А. Корюковой . Группы информационных продуктов и услуг 1. Издательская продукция (библиографические, рефератив ные сборники, бюллетени, журналы, экспресс- и обзорная информация, каталожно-справочные и рекламные матери алы и др.). 2. Аналитическая информация: справки, обзоры, доклады, прогнозы, анализы ситуаций и т. п. 3. Информация в машиночитаемой форме: документальная (полнотекстовая, реферативная, библиографическая); фактографическая (БД в «памяти» машин или на дискетах, 1 9
на магнитных лентах, на компакт-дисках, на перфокартах или перфолентах, на других машиночитаемых носителях). 4. Кино-, видео-, слайд- и диафильмовая продукция. 5. Информация на микроносителях (микрофиши, микро фильмы). 6. Копии документальных и машиночитаемых источников информации (на бумаге, на микроносителях, машинные распечатки, на дискетах и др.). 7. Переводы научно-технической литературы и докумен тации. 8. Результаты научных, информационных, экономичес ких, конъюнктурных, патентных исследований и разра боток. 9. Научно-методические разработки, консультации, раз личные формы повышения квалификации и т.п. 10. Организация, подготовка и проведение отечественных, международных и зарубежных выставок, конференций, симпозиумов и других мероприятий по пропаганде на учно-технических достижений. И. Информационными центрами также проводится: а) реклама научно-технической продукции и поиск ее по тенциальных покупателей; б) создание временных твор ческих коллективов для внедрения конкретных разра боток и достижений; в) поиск партнеров для организа ции совместной работы и другие услуги. 12. Создание баз данных, автоматизированных банков данных, автоматизированных рабочих мест. А наиболее приемлемой, с нашей точки зрения, для рынка информации является структура, предложенная В.Л. Тамбовцевым, в которой он выделяет следующий ряд макросекторов: 1. Научно-техническая продукция. 2. Объекты художественной культуры. 3. Управленческие данные и сообщения. 4. Бытовая информация. 5. Услуги образования. В качестве иллюстрации активного продвижения объек тов художественной культуры на российском информацион ном рынке, в том числе и с помощью самых современных ин формационных технологий, приводим пресс-релиз проекта
«Раритеты рядом», презентация которого состоялась 15 марта 2002 г. в Музее ивановского ситца, структурном подразделе нии Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина (ИГИКМ).
Пресс-релиз Проект «Раритеты рядом» ИГИКМ реализован при поддер жке Института «Открытое общество» в 2001 —2002 гг. Резуль татом проекта явилось создание трех некоммерческих CD-ROM: «Раритеты текстильной коллекции», «Ивановский текстиль на перекрестке континентов», «Коллекция книг Д.Г. Бурылина». Электронные публикации позволяют вовлечь уникальный книжный и текстильный фонд в сферу научной, промышлен ной и дизайнерской активности. Цели проекта: • обеспечение широкого доступа к музейному собранию; • представление в мировом информационном простран стве информации об уникальных коллекциях, хранящих ся в библиотеке Бурылина; • создание электронных образов культурных ценностей, не доступных для широкого потребления в естественном виде. Задачи проекта: • создание баз данных раритетов книжного фонда и тек стильной коллекции, сосредоточенных в альбомах с об разцами тканей; • активизация выставочной деятельности ИГИКМ имени Д.Г. Бурылина, установление межкультурного диалога; • закрепление авторского права ИГИКМ на образцы тка ней, хранящихся в музейном фонде; • разработка и внедрение специализированных образова тельных программ для широкой аудитории; • обеспечение доступа к коллекциям потенциальным по требителям. Характеристика ресурсов Коллекция текстильного фонда ИГИКМ V — XX вв. насчи тывает 485 929 предметов. Раритеты: Коллекция русских льняных и хлопковых тканей ручной печати XVII-XVIII вв.
Коллекция тематических платков XIX — XX вв., выпущен ных к государственным праздникам и датам (300-летие Дома Романовых, 100-летие Отечественной войны 1812 года и др.). Коллекция церковных облачений XIX в. Коллекция вышивки ручной работы 1920-х гг. Коллекция агитационного текстиля и кроков 1920 — 1930-х гг. Альбомы с образцами тканей XIX —XX вв. крупнейших текстильных предприятий Иваново-Вознесенска, Москвы, Шлис с ельбу р га. Бурылинская библиотека — редчайшее и богатейшее собра ние книг и печатных изданий, представляющее большую ценность не только для г. Иванова, но и для всей России. В его составе: рукописные книги на латинском, немецком, арабском, персидском, польском и старославянском языках; старопечатные славяно-русские книги XVI —XVIII веков; книги гражданской печати XVIII века (в основном, пере водная литература с европейских языков); энциклопедические издания и словари; книги западноевропейской печати XVI —XVIII веков; книги начала XX века по истории российского государства и многие другие редкие издания. CD-ROM 1 «Раритеты текстильной коллекции» содержит информацию о раритетных образцах текстильного фонда: Коптские ткани V —VIII веков н.э. Узорчатые ткани XVII — I пол. XX в. Ткани ручной набивки XVII — I пол. XIX в. Ткани с агитационным рисунком 1920— 1930-х гг. Коллекция тематических платков 1910—1913 гг. CD-ROM представляет наиболее интересные коллекции и отражает специфику становления и развития ивановского тек стильного дизайна. CD-ROM 2 «Ивановский текстиль на перекрестке конти нентов» посвящен художественно-промышленным выставкам XIX в. Предоставлены уникальные образцы тканей, отражаю щие традиции русского производства. Особое внимание уде лено текстильной продукции, отмеченной наградами между народных и всероссийских ярмарок. На CD представлены каталоги коллекций художественнопромышленных выставок:
Всемирная Колумбова выставка 1893 г. Всероссийская промышленная выставка в Нижнем Нов городе 1896 г. Всемирная промышленная выставка в Париже 1900 г. Павильоны иваново-вознесенских промышленников пользо вались огромной популярностью на Всемирных промышленных выставках. Ивановские ситцы славились декоративностью, кра сочностью, близостью к русским народным традициям. Это при несло славу пунцовым, сарафанным, кубовым тканям. На CD 2 представлены выставочные образцы известней ших текстильных фирм Иваново-Вознесенска, Москвы, СанктПетербурга, Владимира. CD-ROM 3. Коллекция книг Д.Г. Бурылина Здесь вы сможете ознакомиться с историей создания кол лекции, раритетными образцами книжного фонда, каталогом библиотеки Музея Д.Г. Бурылина 1915 года. История коллекции книг. Раритеты книжной коллекции. Каталог библиотеки Музея Д.Г. Бурылина. Дальнейшее развитие проекта: разработка образовательных программ; тиражирование CD-R и реализация; разработка и создание CD-R специализированной тематики; налаживание деловых и творческих связей с заинтересо ванными партнерами. В проекте использованы современные информационные технологии для вовлечения текстильного фонда в сферу обще ственной, научной, дизайнерской и промышленной активнос ти. Он послужит отправной точкой для создания серии обра зовательных программ с углубленной проработкой наиболее интересных и значимых периодов и явлений истории разви тия текстильной промышленности Ивановского региона на основе уникальной музейной коллекции. Пользователем ресурса может быть самая широкая ауди тория: специалисты-текстильщики, историки, библиографы, школьники общеобразовательных школ, учащиеся и студенты профильных колледжей и высших учебных заведений России, российская и международная аудитория, интересующаяся представляемым аспектом в истории России.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды информационных товаров и услуг» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»