ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

Сущность коммуникационной политики
План маркетинговых коммуникаций Одной из важнейших задач маркетинговой службы каж­ дой фирмы должно являться построение эффективной комму­ никационной политики. Под коммуникационной политикой понимается комплекс мероприятий, призванных дать целевым аудиториям представление об общей маркетинговой стратегии фирмы посредством направления им специальных сообщений о товаре, его цене, способах продажи с целью вызвать их ин­ терес или убедить принять определенную точку зрения. Ком­ муникационная политика на фирме должна вытекать из обще­ го маркетингового плана. Зачем нужны фирме конкретная стратегия и план марке­ тинговых коммуникаций? Дойл (Doyle, 1994) сделал предполо­ жение, что бизнес в среднем тратит примерно 15% товарообо­ рота на свои маркетинговые коммуникации, прежде всего на такие, которые осуществляются через рекламу и продавцов. Если учитывать внутренние коммуникации, то данная доля намного возрастет. Однако в отличие от других ключевых вло­ жений, таких, как финансовые механизмы, кадровые ресур­ сы, производство и логистика, компании редко имеют общую стратегию своих коммуникаций и практически не занимают­ ся системным планированием и бюджетным обеспечением видов деятельности, которые затрагивают все виды коммуни­ каций — как целенаправленные, так и непреднамеренные. Исследования показали, что только очень немногие из видов бизнеса имеют обобщенную стратегию коммуникаций, координирующую все их сообщения. Большинство же из них в той или иной степени фрагментированы, в результате чего имидж компании не воспринимается потребителями, акционе­ рами и собственными работниками как единый, законченный. Даже те виды бизнеса, в которых на рекламные цели выделя­ ются большие средства, часто формально выраженной стра­ тегии коммуникаций не имеют — ни как бюджеты, ни как про­ граммы. Виды бизнеса чаще всего имеют только частные мар­ кетинговые планы, в которых отрабатываются отдельные на­ правления, связанные с детализированными тактическими действиями коммуникационного характера, и целенаправлен-

но выделяют средства на осуществление только некоторых маркетинговых коммуникаций. Это, например, в полной мере относится к плану размещения рекламы. Однако почти никог­ да отдельные тактические планы не сводятся в единый план коммуникаций, касающийся деятельности бизнеса в целом. Без выработки общей стратегии или плана, как правило, не менее 15% общих затрат бизнеса уходит на коммуникации, осуществляемые без координации и случайным образом. Это эквивалентно тому, что почти 1/6 территории предприятия, времени сотрудников и материалов, выделяемых для производ­ ства, используются фактически в режиме свободных действий работников компании, то есть полностью по своему усмотре­ нию. Это также означает, что часто происходит дублирование отдельных действий и неоптимальное расходование средств, выделяемых на коммуникации. Например, железнодорожная компания может оптимизировать свои издержки, затратив деньги на рекламу, в которой старается убедить своих пасса­ жиров и клиентов, что ее услуги предоставляются вовремя, но лучше было бы направить часть этих денег на найм дополни­ тельного числа машинистов или на покупку дополнительных запасных частей, чтобы ее службы могли осуществлять ремонт дорог быстрее и качественнее. План маркетинговых коммуникаций создается на основе плана маркетинга. Однако его цели заключаются в наиболее эф­ фективной реализации функций всех маркетинговых коммуни­ каций — рекламы, связей с общественностью, стимулирования сбыта, прямого маркетинга, личных продаж и упаковки товара — и контроле их влияния на другие элементы маркетинг-микса. Общий план маркетинговых коммуникаций позволяет выявить наиболее целесообразные и эффективные сочетания способов осуществления коммуникационных функций, использования средств массовой информации и маркетинговых обращений. Процесс маркетинговых коммуникаций состоит из девя­ ти основных этапов. 1. Определение будущих проблем и благоприятных воз­ можностей. 2. Определение целей. 3. Выбор целевой аудитории. 4. Выбор маркетинговых коммуникаций.

5. Выбор стратегии обращений. 6. Выбор средств рекламы и способов доставки маркетин­ говых обращений. 7. Определение бюджета. 8. Реализация стратегии. 9. Оценка результатов. Первый этап: определение возможных затруднений и благоприятных возможностей. Анализ будущих проблем и благоприятных возможностей непосредственно связан с про­ ведением всеобъемлющего ситуационного анализа. Деятели рынка могут полагаться на личный опыт, а также на результа­ ты конкурентного анализа и прочих исследований для того, чтобы выявить будущие положительные и отрицательные мо­ менты, связанные с реализацией коммуникационного плана. На этом этапе для оценки плана маркетинга может быть исполь­ зован уже известный нам метод SWOT-анализа. Разумеется, основное внимание здесь следует уделять факторам, влияю­ щим на эффективность маркетинговых обращений. Маркетин­ говые коммуникации могут решить лишь проблемы, имеющие отношение к маркетинговым обращениям, например пробле­ мы имиджа, отношения потребителей, восприятия товара или распространения информации о нем. Предположим, что маркетинговый план определяет высо­ кую цену товара или ограниченность каналов его распростра­ нения в качестве слабых мест компании. В этом случае для оп­ равдания высокой цены план маркетинговых коммуникаций может быть нацелен на подчеркивание качества товара и его высокой реальной ценности, а ограниченность каналов распро­ странения объясняется эксклюзивным характером подобной продукции. При реализации программы маркетинговых ком­ муникаций команда специалистов, осуществляющих перекре­ стные функции, на этапе маркетингового планирования дол­ жна одновременно заниматься вопросами ценообразования и распространения товаров, а также изобретать способы комму­ никационного воплощения найденных решений. Второй этап: определение целей. Цели маркетинговых коммуникаций вытекают непосредственно из анализа марке­ тинговых целей, возможных проблем и благоприятных воз­ можностей. В качестве примера можно рассмотреть историю

вывода на рынок фотоаппаратов компании Kodak. Маркетин­ говая цель этой компании состояла в завоевании 50% рыноч­ ной доли фотоаппаратов для начинающих фотографов. Одна­ ко цена новинки ($8,95—15,95) создала серьезные проблемы для покупателей. Поэтому задачи маркетинговых коммуника­ ций компании Kodak состояли в использовании СМИ для ох­ вата более широкого круга потребителей и подчеркивании простоты использования аппарата и качества получаемых с его помощью фотографий, а также в попытках снижения высокой цены за счет распространения купонов и образцов товара. Коммуникационные цели могут планироваться с использо­ ванием моделей иерархии результатов, которые будут служить основой для определения степени воздействия разрабатывае­ мого плана на потребителей. Цели маркетинговых коммуника­ ций обычно попадают в одну из следующих пяти категорий: 1) создания осведомленности, 2) достижения понимания, 3) обес­ печения изменений в отношении к товару и в его восприятии, 4) достижения изменений в поведении потребителей, 5) под­ крепления предыдущих решений. Некоторые инструменты мар­ кетинговых коммуникаций могут оказаться более эффективны­ ми в достижении конкретных целей по сравнению с другими, что является важным фактором развития маркетинговых ком­ муникаций на четвертом этапе планирования. Третий этап: выбор целевой аудитории. Маркетинговое обращение, доставленное неправильно, выбранной аудитории, заранее обречено на неудачу. В маркетинговых планах целевые рынки определяются как группы людей, желающих приобрес­ ти определенный товар или услугу, а в планах маркетинговых коммуникаций целевые аудитории идентифицируются для кон­ кретных коммуникационных действий. Между двумя этими по­ нятиями существует достаточно тонкое различие. Например, целевой рынок игрушек составляют главным образом дети. В то же время в состав их целевой аудитории могут быть включены не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки, а также различные государственные учреждения, призванные контро­ лировать безопасность игрушек, и активисты из объединений потребителей. Поэтому целевая аудитория данного товара бу­ дет гораздо шире его целевого рынка. Однако возможна и про­ тивоположная ситуация. Так, целевой рынок услуг междугород-

ной телефонной связи для малого бизнеса составляют фирмы, тратящие на междугородные переговоры от $150 до $1000 в ме­ сяц. При этом MCI может разработать кампанию по стимулиро­ ванию приобретения услуг связи теми своими бывшими клиен­ тами, которые в настоящее время являются клиентами Sprint. Для правильной идентификации целевых аудиторий специали­ сты по маркетинговым коммуникациям должны иметь подроб­ ную информацию как о рынке, так и о товаре, его производите­ ле и продавцах, а также о том, кто и как будет использовать этот товар, и кто сможет влиять на покупательские решения потре­ бителей и их восприятие продукции фирмы. Вывод на рынок нового товара требует знания всех целевых аудиторий (а не только потребительской) и направления им со­ ответствующих маркетинговых обращений. В общем случае спе­ циалист по маркетингу должен обеспечить создание основного обращения о различных ценностях нового товара. Например, участники маркетингового процесса могут интересоваться сто­ имостью исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также тем, как новая продукция отразится на их прибыли. Для местного населения особую важность представляет вопрос о со­ здании новых рабочих мест и расширении территории предпри­ ятия-производителя. Сотрудники компании должны быть уведом­ лены о выпуске нового товара для того, чтобы их усилия были направлены на обеспечение его качества. Кроме того, сотрудни­ ки нередко становятся источником информации о выпускаемой новинке для членов своих семей и знакомых. Средства распрос­ транения информации — местные, общенациональные, а также торговые и финансовые, наверняка будут заинтересованы в со­ общениях о различных аспектах влияния нового товара на жизнь местного населения. Поставщикам и продавцам важно узнать, какие возможности они обретут в обмен на предоставление ком­ пании-производителю своих ресурсов и услуг. Наконец, предпри­ ятия розничной торговли должны быть информированы о новом товаре для того, чтобы у них появилась мотивация для его разме­ щения на полках магазинов. Четвертый этап: выбор маркетинговых коммуникаций. После того как специалист по маркетингу выбирает целевой рынок и целевую аудиторию, он приступает к максимально более точному подбору коммуникаций для конкретной целе-

вой аудитории. Состав коммуникаций должен подбираться индивидуально для разных сегментов рынка и разных рыноч­ ных ситуаций с тем, чтобы определить, какие из ее инструмен­ тов наилучшим образом подходят для достижения маркетин­ говых коммуникационных целей. При выборе комплекса стимулирования фирма должна учи­ тывать следующие факторы. Эффективность средств стимули­ рования на потребительских рынках и на рынках товаров про­ мышленного назначения различна. Фирмы товаров широкого потребления, как правило, тратят средства в основном на рекла­ му и только потом — на стимулирование сбыта, организацию личных продаж, и в последнюю очередь — на пропаганду. Фир­ мы товаров промышленного назначения выделяют основную часть средств на организацию личной продажи и только потом ассигнуют оставшиеся деньги на стимулирование сбыта, рекла­ му и пропаганду. В целом личная продажа гораздо активнее при­ меняется в торговле дорогими товарами и товарами повышенно­ го риска, а также на рынках с небольшим количеством крупных продавцов. Хотя ценность рекламы на рынках товаров промыш­ ленного назначения уступает по значимости визитам коммивоя­ жеров, она все же играет существенную роль. Реклама может создать осведомленность о товаре и понимание его особеннос­ тей, дать целеуказания на потенциальных потребителей, узако­ нить товар и придать уверенность покупателям. Состав комплек­ са стимулирования во многом зависит от того, какой стратегией обеспечения продаж пользуется фирма — проталкивания това­ ра или стратегией привлечения потребителей к товару. Стратегия проталкивания товара предполагает использо­ вание торгового персонала и стимулирование сферы торговли для проталкивания товара по каналам товародвижения. Про­ изводитель активно навязывает товар оптовикам, оптовики агрессивно навязывают товар розничным торговцам, а рознич­ ные торговцы агрессивно навязывают его покупателям. Стратегия привлечения потребителей к товару предпо­ лагает большие затраты на рекламу и стимулирование потре­ бителей с целью формирования спроса с их стороны. В случае успеха такого подхода потребители начнут спрашивать товар у своих розничных торговцев, розничные у оптовых, а оптови­ ки у производителей.

Рентабельность средств стимулирования бывает разной в зависимости от степени готовности покупателя. На этапе ос­ ведомлённости основную роль играют реклама и пропаганда. На знания потребителя в первую очередь влияет уровень его образования, а рекламе и личной продаже отводится вспомо­ гательная роль. На потребительскую убеждённость в первую очередь оказывают влияние техника личной продажи и чутьчуть меньше реклама. Эффективность средств стимулирования бывает разной и в зависимости от этапа жизненного цикла товаров. На этапе выведения товара на рынок наиболее эффективными, с точки зрения формирования высокой степени осведомленности, яв­ ляются реклама и пропаганда, в то время как стимулирование сбыта полезно в смысле подталкивания потребителей к опро­ бованию товара. На этапе роста реклама и пропаганда продол­ жают сохранять свою значимость, а вот деятельность по сти­ мулированию сбыта можно сократить, ибо на этом этапе тре­ буется меньше побуждений. На этапе зрелости значимость сти­ мулирования сбыта, по сравнению с рекламой, возрастает. Марки покупателям уже известны, и нужно лишь напоминать о них с помощью рекламы. На стадии упадка к рекламе прибе­ гают только для напоминания, пропаганду сводят на нет, ком­ мивояжеры уделяют товару минимум внимания. Однако сти­ мулирование сбыта продолжает оставаться открытым. Виды маркетинговых коммуникаций подробно рассмотре­ ны нами в п. 6.4.2. Несмотря на достоинства и недостатки, при­ сущие каждому из этих инструментов, обычно для достижения одной и той же цели могут использоваться сразу несколько из них. Возможность гибкого выбора между инструментами явля­ ется чрезвычайно важной, поскольку позволяет менеджерам согласовывать расходы на осуществление маркетинговых обра­ щений с возможностями коммуникационного бюджета. Пятый этап: выбор стратегии маркетинговых обращений. Процесс точного определения информации, которую необхо­ димо сообщить целевой аудитории, является трудным и чрез­ вычайно важным. Стратегии обращений зависят от природы будущих благоприятных и неблагоприятных возможностей, а также сильных и слабых сторон фирмы, которые выявляются в результате ситуационного анализа. Например, продвижение

товара, соответствующего склонностям потребителей, всегда оказывается более эффективным, чем продвижение товара, не представляющего для них никакого интереса. Хотя разные целевые аудитории имеют различные потреб­ ности в маркетинговой информации, все используемые обра­ щения должны быть согласованы с общим обращением ком­ пании, ее торговой марки или ее товара. Общее обращение, называемое также центральной темой, должно фокусировать маркетинговые усилия фирмы и обеспечивать их согласован­ ность, как, например, образ мужественного ковбоя Marlboro. Он сохраняет свою действенность и в наши дни, поскольку любители сигарет Marlboro часто считают себя индивидуалис­ тами, подчеркивающими таким образом свою независимость от общественного мнения, которое проявляет все большую нетерпимость к курению. Шестой этап: выбор средств доставки маркетинговых обращений. Составитель плана маркетинговых коммуникаций рекламы занимается поиском способов охвата целевых ауди­ торий в наиболее важных местах возможного установления информационных контактов. Разработка стратегии выбора средств доставки осуществляется совместно с разработкой стратегии обращений и с учетом возможностей бюджета мар­ кетинговых коммуникаций. Например, составителю плана нет никакого смысла заниматься выработкой стратегии использо­ вания телевизионных рекламных роликов, если в бюджете не предусмотрены расходы на телевизионную рекламу. В то же время если фирма собирается использовать прямой маркетинг, то необходимо решить, какие средства доставки маркетинго­ вых обращений следует выбрать — телевизионную или печат­ ную рекламу, рекламные материалы, доставляемые клиентам по почте на дом или в офис, или же Интернет? Стратегия об­ ращений будет иметь свои особенности для каждого из средств коммуникаций, поэтому составители текстов и разработчики плана должны координировать свои действия. Седьмой этап: определение бюджета. Бюджет является одним из ключевых факторов, определяющих степень исполь­ зования каждого элемента маркетинговых коммуникаций. В идеале вопрос о бюджете не должен затрагиваться до тех пор, пока не будут приняты основные стратегические решения. По

этой причине мы начинаем анализировать проблему опреде­ ления бюджета лишь на седьмом этапе процесса планирова­ ния. Но на практике бюджет нередко, точнее практически все­ гда, оказывается заранее привязанным к маркетинговому пла­ ну компании. Поэтому если руководителю службы маркетин­ говых коммуникаций устанавливают на будущий год сумму расходов в пределах $3 млн., то ему приходится составлять свой план с учетом данной цифры. После того как бюджет маркетинговых коммуникаций оказывается сформированным в общих чертах, начинается его распределение между отдельными инструментами маркетин­ говых коммуникаций. Например, для компании Ralston Purina Puppy Chaw оно может выглядеть следующим образом: рекла­ ма — 40%, стимулирование сбыта — 30%, личные продажи — 25%, связи с общественностью — 5%. В дальнейшем каждая статья может быть детализирована более подробно. Восьмой этап: реализация стратегии. Успех любой стра­ тегии маркетинговых коммуникаций во многом зависит от ее правильного осуществления. Процесс реализации стратегии состоит из трех самостоятельных этапов. На первом этапе ме­ неджер по маркетинговым коммуникациям должен принять конкретные решения по всем элементам плана — средствам рекламы, ее объемам, времени выпуска, выбору артистов, ху­ дожников и фотографов, а также разработать производствен­ ный план-график. Затем необходимо создать условия для воп­ лощения всех принятых решений и назначить людей, ответ­ ственных за каждую задачу. Наконец, менеджер должен по­ стоянно контролировать процесс реализации выбранной стра­ тегии и обеспечивать его правильное выполнение. Успешная реализация выбранной стратегии требует ко­ ординации усилий всех участвующих в ее осуществлении спе­ циалистов. Специальные материалы для стимулирования сбы­ та должны разрабатываться и выпускаться таким образом, что­ бы оказаться доступными в момент выпуска рекламы. Специ­ алисты по сбыту должны быть всесторонне информированы об используемой рекламе — ее теме, привлекаемых СМИ, гра­ фике выпуска. Затем они сообщают сведения о программе мар­ кетинговых коммуникаций посредникам и розничным продав­ цам и убеждают их использовать в своей маркетинговой дея-

тельности материалы для стимулирования сферы торговли, проводить демонстрации в местах продажи товара, устанавли­ вать рекламные щиты и внедрять прочие меры по стимулиро­ ванию сбыта. Персонал, занимающийся распространением товаров среди потребителей, должен быть уверен в том, что на всех торговых точках к началу рекламной кампании имеются достаточные запасы новой продукции. Специалистам по свя­ зям с общественностью необходимо иметь всестороннее пред­ ставление о товаре, знать о сроках проведения его демонстра­ ционных показов, о новых способах его применения и о про­ ведении специальных мероприятий. Специалисты по марке­ тинговым коммуникациям должны обеспечить достаточный запас времени для подготовительной работы во всех перечис­ ленных областях, чтобы используемые материалы были доступ­ ны в соответствии с установленным графиком, а выбранные способы действий не создавали конфликтных ситуаций. Вопросы календарного планирования и сроков рекламы способны оказывать воздействие на всех участников маркетин­ гового процесса. Обычно в первую очередь о проведении но­ вой программы следует информировать служащих компании, затем ее инвесторов, далее местное население и представите­ лей СМИ и, наконец, потребителей. Если разработка новой рек­ ламной программы или нового товара может потребовать учас­ тия органов государственного регулирования, то сначала ком­ пании необходимо получить у них необходимые консультации. Девятый этап: оценка результатов. После окончания эта­ па реализации управляющий службой маркетинговых комму­ никаций должен выяснить, позволили ли предпринятые меры достичь поставленных целей. Подобную оценку обычно выпол­ няют сторонние организации, поскольку они имеют больший опыт использования соответствующих методик. Для оценки результатов программы маркетинговых ком­ муникаций необходимо решение трех задач. Во-первых, менед­ жеры службы маркетинговых коммуникаций должны разра­ ботать критерии эффективности оцениваемой программы, с тем чтобы те, кто ее создавал, внедрял и собирается оценивать, в точности знали, каких реальных результатов следовало ожи­ дать. Эти критерии должны быть конкретными и измеряемы­ ми. Во-вторых, менеджеры обязаны отслеживать фактическое

продвижение к поставленным целям, что обычно осуществля­ ется с помощью опроса потребителей. В-третьих, менеджеры должны сравнивать замеры полученных результатов с выбран­ ными критериями, чтобы определить степень эффективности затраченных усилий. После получения оценки эффективности реализованной стратегии разработчики плана маркетинговых коммуникаций получают возможность выявить его недостатки и предложить необходимые корректировки. Кроме того, они могут исполь­ зовать выводы, сделанные ими по результатам выполненной оценки, при разработке следующих планов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность коммуникационной политики» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
Где центр тяжести летящей ракеты?
Частини мови
МОНІТОРИНГ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
Аудит розрахунків з оплати праці


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 2651 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП