Основу этих методов составляют количественные зависи мости между затратами или ценами и основными потребитель скими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд. Параметрический ряд — это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и разли чается количественным уровнем потребительских свойств . 4 5
Основоположником параметрического ценообразования в России является русский математик, механик и кораблестро итель А.Н. Крылов (1863— 1945). Еще в 1907 году он предложил для ряда проектов боевых кораблей вычислять среднее значе ние основных параметров, характеризующих их качество (со вокупность основных тактико-технических параметров). По лученные показатели он решил рассматривать как некий «сред ний корабль» («стандартное судно» — термин, принятый в на стоящее время в практике мирового судостроения и междуна родной торговле судами) данного класса, что позволяет дать комплексную количественную оценку качества как его само го, так и любого другого корабля данного класса. В 20-е годы XX века немецкий инженер, доктор Карл Комментц на осно вании обобщения большого статистического материала с по мощью графической статистики впервые разработал парамет рический метод определения цен грузовых судов. Выявленные на основе анализа статистического материа ла количественные зависимости между затратами (ценами) и параметрами продукции используются для прогноза и опреде ления затрат и проектов цен на ранних стадиях проектирова ния и конструирования новой продукции, когда информация о затратах по новому изделию почти отсутствует или недоста точна, а известны лишь параметры будущего изделия. Выяв ленные количественные зависимости между ценами и основ ными качественными параметрами по выпускаемым аналогич ным изделиям используются также для определения того, на сколько уровень цены нового изделия, исчисленный на базе издержек производства, вписывается в систему цен внутрен него рынка, которые отражают качественные различия меж ду изделиями. Параметрические методы используются при определении цен в мировой торговле, где конкурентоспособ ность продукции, ее качество, являются важнейшими ценообразующими факторами. Используются следующие виды параметрических мето дов: метод удельных показателей, метод кореляционно-регрессионного анализа, метод на основе коэффициента технологи ческого уровня, экспертные методы, метод структурной ана логии, агрегатный метод. Все они основаны на обработке ста тистических данных в пределах однородных групп продукции.
Рассмотрим в качестве примера метод удельных показа телей. Удельный показатель — это частное от деления величи ны себестоимости или цены на значение основного качествен ного параметра по каждому изделию данного ряда: С С = П у у
Ц или Ц = П г
(6.10)
где С (Ц ) — удельная себестоимость (цена) на единицу ос новного параметра, р.; С (Ц) — себестоимость (цена) единицы изделия, р.; П — значение основного параметра изделия в соот ветствующих единицах измерения. Необходимым условием применения данного метода при определении цены на новое изделие является относительное снижение затрат (цены) на единицу главного параметра новой продукции по сравнению с базовой, то есть < П н
или П л
< П н
, П л
(6.1 1)
б н б
о
где С (Ц ) — себестоимость (цена) нового изделия; С (Ц ) — себестоимость (цена) базового изделия; П и П — соответственно значение основного параметра базового и нового изделия. н б б н
Цена нового изделия (Ц ) на базе удельных показателей (цен, затрат) может определяться по формуле н
Ч
=
н
Ч б У
х П
н + А'
(6.12)
где Чб — удельная цена базового изделия (аналога) или среду негрупповая удельная цена, определенная на едини цу главного параметра; П — количественное значение главного параметра нового изделия; Д — доплаты (скидки), отражающие изменения других по требительских свойств нового изделия. н
Однако следует заметить, что если основной параметр изменяется значительно, то при расчете цены нового изделия используют коэффициент торможения цены, который пред ставляет собой отношение удельной стоимости изделия-ана лога к удельной стоимости существующего изделия с ближай шей меньшей величиной параметра по отношению к аналогу. Пример. Требуется определить цену 1 т узлов для трубо проводов с диаметром условного прохода 450 мм. В качестве аналога принимается узел с диаметром условного прохода 400 мм и ценой за 1 т 320 р. Тогда удельная цена аналога составит 320 : 400 = 0,8 р., а цена 1 т новых узлов — 0,8 • 450 = 360 р. Если необходимо использовать коэффициент торможе ния, тогда он определяется следующим образом. Вместе с ана логом на рынке продаются узлы с условным проходом 350 мм по цене 319 р., удельная цена которых 319 : 350 = 0,91. Коэф фициент торможения составит 0,8 : 0,91 = 0,88. При этом ко эффициенте торможения цена 1 т новых узлов составит Ц = Ц,хП 1 Н
хК н т
= 0,8 х 450 х 0,88 = 316,8 р. ' ' * .
«уб
Влияние моды, вкусов, предпочтений покупателей, при родно-климатических, сезонности и других факторов учиты ваются при продаже товаров потребительского назначения (особенно при принятии решений о размере снижения цен при распродажах) с помощью теории статистических игр.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Параметрические методы ценообразования» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»