Выделяют четыре стадии управления ИП (на предмет технической осуществимости). Первая концептуальная стадия, имеющая целью демонстрацию уровня и внедренческого потенциала концепции нового продукта, должна завершиться следующими результатами: - описание концепции; - перечень планируемых технических характеристик и перспективных целей концепции; - предварительные оценки потенциальных препятствий для разработки, производства и сбыта нового продукта. (Для этого необходима следующая информация: по поиску и отбору научных идей, требований потребителей к продукции, услуге, тенденции развития рынка, анализ конкуренции и т.д.) Результаты информационных исследований позволяют выявить следующие факторы, определяющие принятие управленческого решения: - разумность основных положений, на которых базируется практическое применение концепции; - значимость концепции для предприятия, в частности, и национальной экономики в целом; - соответствие концепции характеру производственного опыта предприятия, технологическим, ресурсным и временным возможностям; - наличие потенциальных заказчиков; - преодолимость потенциальных производственных и рыночных барьеров. Вторая стадия ИП – проверка технической осуществимости – имеет целью подтверждение планируемых характеристик нового продукта, услуги и отсутствие технических или экономических препятствий к его внедрению, которые не могут быть преодолены. Результатами работы являются: - стендовые модели или макеты; - характеристики действующих лабораторных моделей; - предварительные планы дальнейшей разработки, включающие в себя оценки затрат на продукт, услугу, предполагаемую стратегию маркетинга, оценки экологической безопасности и планов производства. Если первая стадия состоит в основном из информационных исследований, то в другие стадии такие исследования входят обязательным компонентом, без которого любые эксперименты и расчеты не могут быть достаточными для принятия последующих решений. На второй стадии проводятся, в частности, следующие информационные исследования: оценка технического уровня нового продукта; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование экологичности нового продукта; стоимостная оценка технологии производства нового продукта. Факторы для принятия управленческого решения о целесообразности перехода к следующей стадии: - техническая осуществимость; - потенциальная безопасность и экологичность; - оценка возможных затрат: - наличие патентно-правовой охраны; - возможность нарушения чьих-либо патентных прав; - предполагаемая стратегия маркетинга. Третья стадия реализации ИП – разработка, имеет целью подтвердить, будет ли новый продукт иметь заявленные параметры (выводы делаются на основе испытаний технического прототипа или опытного технологи-ческого процесса). Результатам работы являются: - характеристики основных материалов и комплектующих, необходимых для достижения намеченных эксплуатационных и коммерческих целей; - эксплуатационные характеристики опытного технологического процесса либо технического прототипа, пригодных для воспроизводства в дальнейшем в увеличенном масштабе; - методы производства с указанием требуемых основных материалов и технологических процессов; - условия эксплуатационной безопасности и экологичности; - уточненная стратегия маркетинга с оценкой издержек предполагаемого полномасштабного производства. На этой стадии проводятся следующие информационные исследования: оценка технического уровня нового продукта; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование потенциального спроса и объема продаж. Факторы для принятия управленческого решения на третьей стадии реализации инновационного проекта: - соответствие полученных эксплуатационных характеристик техническому прототипу, техническим требованиям; - потенциальная безопасность и экологичность; - оценка затрат на производство опытной партии; - наличие патентно-правовой защиты; - возможность нарушения чьих-либо патентных прав; - возможность зарубежного патентования; - планируемая стратегия маркетинга. (Наличие скрытой информации (ноу-хау) значительно повышает ценность коммерциализируемой технологии в сочетании с патентами) Четвертая стадия ИП – подготовка производства и рынка – имеет целью разработку промышленной технологии и оценку рыночной пригодности нового продукта путем производства, испытания, сертификации и пробных продаж опытного образца (опытной партии) и/или технологического процесса. Результатами работы являются: - эксплуатационные характеристики нового продукта и технологического процесса для его изготовления; - данные о производстве нового продукта; - сертификация нового продукта; - перечень поставщиков материалов, комплектующих, узлов, агрегатов; - данные о производственной и экологической безопасности; - данные о пробных продажах новой продукции; - планы гарантийного и технического обслуживания; - планы производства запасных частей. На четвертой стадии продолжаются информационные исследования, которые проводились на предыдущей стадии ИП: оценка технического уровня нового продукта; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование потенциального спроса и объема проекта. Факторы для принятия управленческого решения о промышленной и рыночной применимости: - приемлемость производственной технологии, а также расчетов соотношения цены и себестоимости; - приемлемость сроков бюджета монтажных работ; - работоспособность процесса при полномасштабном производстве; - соответствие отраслевым стандартам безопасности, охраны труда и т.п. В начале четвертой стадии принимаются решения об участии в выставках, зарубежном патентовании и т.д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стадии управления инновационным проектом» з дисципліни «Інноваційний менеджмент»