В конце 1960-х — начале 1970-х гг. центральным элементом концепции операционной стратегии стало понятие фокусирования (направленности) операций и процессов. Главная идея при этом состояла в том, что в ходе деятельности невозможно одновременно достичь одинаково высоких результатов по всем показателям. Фо- кусирование требует определить приоритеты развития и затем кон- центрировать усилия менеджмента на тех ресурсах компании, ко- торые позволяют достичь поставленных целей1. Операционные стратегии разделяют на виды по приоритетам функционирования операционной системы бизнеса (рис. 58): а) минимизация затрат; б) развитие гибкости операционной системы по расширению номенклатуры, ассортимента или изменению объема выпуска; в) развитие качества бизнес-процессов, продукции или услуг; г) минимизация времени выполнения заказов клиентов. 1 Чейз Р. и др. Указ. соч. — С. 38. Рис. 58. Приоритеты операционных стратегий 173 Первые две группы операционных стратегий (ориентированных на минимизацию затрат и развитие гибкости операционных сис- тем) относят к традиционным. Они используются в бизнесе начи- ная с первых лет развития классического менеджмента и до наших дней. Две последние группы стратегий (развитие качества и опти- мизация времени) являются новыми, современными стратегиями, развитие которых началось совместно с развитием современных систем управления операционными системами (см. п. 2.2.2). Но- вые операционные стратегии быстро получили признание всего делового мира, так как позволяют кардинально изменить опера- ционную систему компании. Если организация делает фокус на сокращении сроков выпол- нения заказов, бизнес-процессы организуют с использованием идей прямоточного движения предметов труда на основе поточ- ной формы организации деятельности. Как правило, при этом делается акцент на массовом или крупносерийном типе операци- онных систем (см. п. 3.1.3), которые не обладают высокой гибко- стью в реакции на изменение объема и содержания спроса. Ана- логично довольно сложно обеспечить гибкость операционных систем, функционирующих в стратегии минимизации затрат, ко- торая во многом достигается на основе деятельности массового и крупносерийного типов. Низкие затраты являются безусловным преимуществом при отрабатывании приоритета по качеству про- дукции. В целом ни одна компания не может рассчитывать на то, что одновременно достигнет наивысших результатов по всем показа- телям деятельности, а именно по себестоимости, качеству продук- ции, гибкости производства, скорости освоения новой продукции, времени выполнения заказов потребителей. Напротив, каждая компания должна выполнить ограниченное число задач, которые наилучшим образом способствовали бы реализации ее основных корпоративных целей. Одной из успешных попыток объединения приоритетов опера- ционных стратегий является концепция завода в заводе (Plant- Within-a-Plant — PWP). Согласно этой концепции производство разбивают на отдельные участки, для каждого из которых разраба- тывают отдельную операционную стратегию. В соответствии с этой концепцией даже рабочих стоит отделять друг от друга, с тем чтобы избежать путаницы, которая может возникнуть при переходе от одного типа стратегии к другому1. 1 Чейз Р. и др. Указ. соч. — С. 38. 174 Все же анализ практики наиболее успешных компаний показы- вает, что для современного бизнеса актуальна задача достижения преимуществ по всем выделенным на (см. рис. 58) приоритетам1. Для рассмотрения возможности объединения приоритетов проана- лизируем содержание каждого из них отдельно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды операционных стратегий» з дисципліни «Операційний менеджмент»