По вед ен ие и д еят ел ьно сть че ло век а с тим ули ру етс я и ре гу лир у -ется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. К волевой рег уляции прибегает человек только в том случ ае, когд а ем у не обхо дим о пр еодо леть тру днос ти, возн и -кающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности. Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их. Волевые действия, как и все сознательные действия, имеют одну и ту же общую структуру. Побуждается любое сознательное действие определенным мотивом ( потребностью). Затем ставится це ль, на пр авл енн ая на пр едм ет, по сре дст во м к ото рог о б уд ет удо в - правленная на предмет, посредством которого будет удовлетворяться потребность. Поскольку одновременно может возникнуть несколько мотивов и удовлетворяться они могут посредством различных объектов, то возникает необходимость принять решение - какой мотив должен прежде всего удовлетворяться и на какой объект должна быть направлена цель. Дальше следует планирование действия и выбор средств, при помощи которых будет достигнута цель. Следующим этапом является реализация действия и получение результатов. Заканчивается действие оценкой полученного результата и осмыслением того достигнута ли поставленная цель или нет. По такой схеме осуществляется любое сознательное целенаправленное или, как его называют, преднамеренное действие, не нуждающееся в волевой регуляции . Чем же тогда отличается волевое действие от преднамеренного и какие дополнительные элементы, кроме выше указанных, имеют место в его структуре? Прежде всего волевое действие , в отличие от преднамеренного , побуждается, осуществляется и регулируется при участии воли. Что же такое воля? Ответить на этот вопрос трудно. Поэтому в новейших учебных пособиях ни у Р.С. Немова, ни у В.И. Слобод-чи ко ва и Е.И. Ис ае ва оп ре де ле ни я во ли н ет. Е ст ь оп ре де ле ни е во ли только в учебном пособии “ Общая психология!” 1986 г. “Во ля - эт о с оз на т ел ьн а я ор г ан из а ци я и с ам о ре гу ля ц ия ч е ло веком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей”.1 Это определение является слишком общим и его следует уточнить, чтобы можно было использовать для объяснения волевого поведения. Прежде всего непонятно, что собой представляет воля как психическое явление. Является ли она психическим процессом или психическим состоянием или свойством личности. Одни психологи считают, что воля - это психический процесс, другие, что - это с убъекти вное со стояни е , трет ьи, что - она психиче ское свойство личности. Исходя из функции воли ее следует рассматривать как особое напря женное су бъективн ое состоя ние лично сти, воз никшее в экст- ности, возникшее в экстремальных условиях. Это напряженное психическое состояние дает возможность человеку мобилизовать все психические и физические ресурсы на преодоление трудностей, появившихся на пути к достижению поставленных целей. Состояние напряженности психики проявляется в форме тех волевых усилий, которые делает человек при осуществлении волевого поведения. Воля - это напряженное психическое состояние личности , мо-билизирующее все ресурсы человека для преодоления трудностей, возникших на пути к достижению поставленных целей. Какие же изменения должны произойти в преднамеренном действии, чтобы оно стало волевым? Прежде всего изменяется мотивационная сфера. Мотива, возникшего на основе желания уже недостаточно. Необходим дополнительный мотив, который возникает при необходимости действовать не так как “ я ” хочу, а так как “ надо”. В связи с этим изменяется смысловая оценка мотива. Он уже имеет не только узко эгоистическое значение, но и приобретает нравственную, социально значимую направленность. Теперь личность должна руководствоваться в своем поведении не личными желаниями и намерениями, а чувством долга и ответственности перед другими людьми. Но одно дело понимать, что ты должен поступать соответствующим образом, а другое дело осуществлять эт о на пр акт ик е . Во т з де сь и нео бхо ди ма во ля, ч тоб ы сде ла ть ус и -л ие и з ас та ви ть с еб я по с ту па ть т ак к ак т ы до лж ен. Это ведет, в свою очередь, к тому, что усложняется и второе звено в преднамеренном поведении. Теперь цель действия должна быть связана с постановкой задачи “ как действовать” и какие сред-ст ва с ле ду ет п ри ме ня ть д ля е е до ст иж ен ия. Ин ог да ц ел ь мо же т бы ть дост игнута о чень быс тро, ес ли лично сть рук оводству ется при нци-пом: “ Все средства хороши для достижения цели”. Здесь также надо проявить волевое усилие для того, чтобы отказаться от неблаговидных средств и идти более трудным путем для достижения цели . Наконец, самые сложные волевые усилия надо проявить при ре али зац ии во лев ого по ве ден ия, ко гда пр и его ос уще ств ле нии во з -никают внутренние и внешние препятствия. Здесь, чаще всего, и препятствия. Здесь, чаще всего, и необходимо проявить волю для того, чтобы мобилизовать все психические и физические ресурсы для их преодоления. Внутренние препятствия имеют субъективный характер. Они связаны с укоренившимися вредными привычками и отрицательными свойствами личности. Для того, чтобы их преодолеть надо мобилизовать все свои силы и совершить целый ряд волевых уси-ли й . Н апри мер, уче ник реши л ул учш ить успе ваем ость по всем пре д -метам, чтобы хорошо окончить школу и поступить в институт. Но для достижения этой цели ему надо проявить целый ряд волевых усилий. Прежде всего ему надо преодолеть вредные привычки и склонности: готовить уроки кое как и когда попало, проводить время в развлечениях, заниматься посторонними делами на уроках , избегать трудных заданий , не до конца выполнять их и т .п . Дл я то го, чт об ы пр ео до ле ть с во и не до ст ат ки е му н ад о из ме ни ть свое поведение и проявить силу воли. Прежде всего, он должен рационально организовать режим дня и неукоснительно выполнять его. Затем, заставить себя внимательно и ответственно относиться ко всему, что связано с учебной деятельностью в школе и дома. Кроме того ему надо проявить максимальное напряжение своего интеллекта для усвоения учебного материала. Внешним фактором, влияющим на волевое поведение, являются те обстоятельства, в которых находится человек , и те требова -ния , которые предъявляют к нему окружающие люди. Но, как известно, внешние факторы оказывают влияние на поведение, преломляясь через вн утренние психичес кие состо яния чел овека. По этому выполнять или не выполнять предъявляемые к нему требования решает сам человек. Если он при нимает эти требования, то у него возникает чувство долга , которое и заставляет его совершать волевое действи е . Но ч тобы эт о прои зошло, как отм ечает В.А. Ива нни-ко в , нео бхо дим о , что бы зад анн ое де йст вие пр евр ати лос ь в ли чно с -тно значимое и нравственно мотивированное действие. Таким образом, решающее значение в волевом поведении имеет мора льна я ст орон а мо тиво в , ч увств и п омыс лов чело века. То ль-ко морально воспитанный человек способен сделать усилие и заставить себя делать то, что необходимо, а не то, что хочется. И только он может выдержать напряжение как духовных , так и физи-ческ их сил, чтобы соверши ть вол евое де йствие даже в самых т рудных ус ловиях
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Воля и волевые действия» з дисципліни «Загальна психологія»