Формирование и развитие личностиДуховная жизнь человека сложна и многообразна. Она оказы-вае т бо льшо е вл ияни е на пси хиче ское сост ояни е , п овед ение и д ея-тельность человека. Но несмотря на это духовный мир человека несмотря на это духовный мир человека был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, обращая прежде всего внимание на структуру, формы и механизмы их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оставался часто вне поля зрения психологии. Духовный мир - это субъективный мир человека. Субъективность - это внутреннее начало , которое лежит в основе телесного и духовного бытия человека. Духовность - это содержательная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условия х . П оэто му ч елов ек, наде ленн ый ду ховн ым м иром - э то с убъе кт, способный познавать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как внешнюю практическую, так и внутренн юю психическую деятельность. Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это - потребности, интересы, взгляды , убеждения, мировоззрение , верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной. Исходными формами духовной жизни личности являются культурные и духовные потребности. По ним прежде всего судят о духовном уровне развития личности. Духовно развитый человек - это культурный и образованный человек. Культурные потребности не даны человеку от природы, они есть продукт воспитания личности. Культурные и духовные потребности взаимно связаны между собой. Различение культурных и духовных потребностей является условным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством употребления предметов культуры. Это могут быть художественные и музыкальные произведения, книги, газеты, журналы, кино, театр, предметы быта, отдыха, развлечений, предметы гигиены и т.д. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потребности удовлетворяются посредством применения самих предметов, а духовные - в результате присвоения идей- ния самих предметов, а духовные -в результате присвоения идейного содержания, присущего всем предметам культуры, в том числе и самому человеку. К культурным потребностям относят: потребность в культурном обществе, потребность в культурном отдыхе и развлечении, потр ебност ь в ку льтурн ом быт е , гиг иениче ские п отребн ости и др. К духовным потребностям относят: познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в общении, потребность в любви, потребность в уважении, потребность в свободе, потребность в самоактуализации и творчестве, потребность в образовании и пр . Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуж дающие ли чность п роявлять избирател ьное отн ошение к предмета м и явл ениям к ак мате риальн ого, та к и дух овного мира. И нте-ресы могут быть личными, общественными, познавательными, эстетическими и пр . Особое значение в духовном мире имеют взгляды человека. Взгляды - это знания, приобретенные личностью на основе собственного опыта, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе. Исключительно важную роль в духовной жизни человека имеют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение - это система взглядов личности на природу, общество, социальную и духовную жизнь человека. Мировоззрение может быть научным и религиозным, философским и обыденным, политическим и эстетическим. В мировоззрении может проявляться как общее понимание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающему миру, от него зависит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле. В убеждениях проявляется вера человека в правильность тех принципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Особенно большое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, которые определяют моральный облик человека. Верования - это взгляды догматического характера, безоговорочно принятые человеком под влиянием авторитетных лю- янием авторитетных людей или взятые из письменных источников, которые не вызывают никаких сомнений. В большинстве случаев такие верования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию. Очень большое влияние на духовную жизнь человека оказывают мечты. Мечта - то созданный воображением образ желаемого будущего, к которому стремится человек. Мечта делает духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее достижение, она создает перспективу в жизни . Очень важное место в духовном мире человека имеют идеалы. Идеа л - эт о обра з чело века, который стано вится для ли чности образцом для подражания. В идеале заключены такие качества личности, которые являются для человека самыми совершенными, а потому и наиболее ценными. Идеалом может быть образ конкретного человека или образ литературного героя, а может быть и обобщенный образ, созданный воображением. Все эти формы проявления духовной жизни человека взаимно связаны между собой и определяют важнейшие характеристики личности. Среди них особое значение имеют: духовный облик личности, ее целеустремленность, цельность и оригинальность. Духовный облик личности характеризуется степенью проявления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оце-нивае тся как высоконра вственна я или без нравстве нная. Духовный облик личности определяется также разносторонностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преобладание материальных потребностей над духовными является причиной бездуховности личности и порождает такие отрицательные качества как алчность , эгоизм и индивидуализм. Целеустремленность зависит от ценностной ориентации личности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активному познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осуществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, возникающие на пути к их достижению. Цельность личности предполагает гармоническое сочетание всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и единство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, беспринципность, цинизм. Оригинальность личности представляет собой проявление ин-див идуал ьнос ти че ловек а , с воеоб разие его потр ебнос тей, инте ре-сов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность личности также проя вляе тся в са мобы тнос ти, созда ваем ых е ю пр одук тов, в н ео-рдинарном поведении, в способности находить новые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Духовный мир личности» з дисципліни «Загальна психологія»