В дореволюционной России существовали психологические теории как идеалис тическог о , так и материал истическ ого напр авле-ния. В государственных учебных учреждениях господствовала субъективная идеалистическая психология. В то же время сильными были и материалистические традиции в психологии, заложенные в раб отах И.М. Сечено ва, И.П. П авлова, В.М. Бех терева. Эти -ми учебными были открыты новые механизмы нервной деятельности, лежащие в основе поведения животных и человека. В своих работах они отстаивали объективный принцип изучения психической деятельности, отвергая субъективный подход как не научный. В послереволюционной период возникли новые психологические теории, в основе которых лежали идеи рефлекторной теории. Так, К.Н. Корнилов разрабатывал “ реактологию”, М.Я. Басов -теорию поведения, В.М. Бехтерев - “ рефлексологию”. В работах других ученых использовались элементы бихевиоризма, гешталь-ти зма и пс ихо ана лиз а . В 1936 г. после постановления ЦК ВКПБ “ О педологических извращениях в системе Наркомпроса” все существовавшие психологические теории были объявлены ненаучными, буржуазными. С этого времени советская психология стала развиваться исключительно только на основе Марксизма-Ленинизма и философии диа-1 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, с. 33. Ленинизма и философии диалектического материализма. Это обстоятельство оказало как положительное, так и отрицательное влияние на развитие советской психологии. Это повлияло на разработку тех теоретических положений, которые легли в основу всех психологических исследований в последующее время. Первое основополагающее теоретическое положение заключалось в том , что психика рассматривалась как свойство высокоорганизованной материи - мозга, заключающееся в отражении окружающей действительности. Такое понимание сущности психики, с одной стороны, давало возможнос ть правил ьно объя снять наз наче-ние психики, а с другой стороны, исключало даже возможность постановки вопроса о существовании психики независимо от че-лов ека. Второе положение заключалось в том, что формы проявления психической деятельности причинно обусловлены. Принцип детерминизма, который был провозглашен философами-материалистами, давал возможность научно объяснить психику и поведение человека и животных в зависимости от условий существования: у животных - биологическими условиями, у человека - социальными. Однако при конкретном объяснении психики человека, в соответ-ст вии с иде оло гич еск ими ус тан ов кам и , при ори тет от дав алс я н е о б -щечеловеческим, а классовым условиям существования, в связи с чем считалось, что психология господствующих классов не совместима с психол огией у гнетенн ых, и что меж ду ними сущест вуют не при-миримые противоречия. Третье положение гласило, что развитие психики происходит не спонтанно ( самопроизвольно), а в результате деятельности человека. В соответствии с этим положением считалось, что психика человека не может быть врожденной, она целиком и полностью зависит от обучения и воспитания. Отсюда доказывалась необходимость воспитания человека с новыми психическими свойствами и качествами, которые должны формироваться в процессе построения коммунистического общества. Но жизнь не подтвердила этих прогнозов. Благодаря работам многих психологов, психология в нашей стране достигла немалых успехов и заняла достойное место в миро вой пс ихо лог иче ско й н аук е . Л.С. Выг отс кий со зда л т еор ию кул ь - турно-исторического развития высших психических функций, по- исторического развития высших психических функций, получившую признание в мировой психологии. С.Л. Рубинштейн создал капитальный труд “Основы общей психологии”, обобщивший достижения отечественной и мировой психологии. В.Г. Ананьев внес существенный вклад в исследование чувственных познавательных процессов и в разработку вопросов психологии человекознания. А.Н. Леонтьев является автором теории развития психики в фило- и онтогенезе. А.Р. Лурия известен как нейропсихолог, исследовавший многие анатомо-физиологические механизмы высших психических функций. А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин внесли большой вклад в разработку детской психологии. А.А. Смирнов и П. И. Зинченко являются авторами трудов по проблемам памяти. Б.Ф. Ломов впервые в отечественной психологии стал известен как автор работ по инженерной психологии. Можно было бы назвать еще много психологов, внесших большой вклад в развитие отечественной психологии. В настоящее время в отечественной психологии происходит критическая переоценка методологических и теоретических установок, идет поиск новых способов организации исследований по психологии, создания условий для сближения теоретической и практической психологии, уделяется большое внимание организации психологической службы на производстве, в учебных заведениях и в клинических учреждениях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психолоãия в России» з дисципліни «Загальна психологія»