1863 году Томас Хаксли писал: «Вопрос из всех вопросов для человечества, проблема, лежащая под поверхностью всех осталь- ных и более интересная, чем любая из них, состоит в определении места человека в Природе и его отношения к Космосу». Хаксли был известен как «бульдог Дарвина», то есть как человек, который рьяно отстаивал теорию эволюции в условиях глубоко консервативной викторианской Англии. В английском обществе
господствовало убеждение в том, что человечество гордо стоит в са- мом центре мироздания; не только Солнечная система была центром вселенной, но и само человечество считалось главным достижением творения Бога, вершиной его божественной созидательной деятель- ности. Бог создал нас по своему собственному подобию. Открыто выступив против этой религиозной ортодоксально- сти, Хаксли вынужден был защищать теорию Дарвина от нападок религиозной организации и тем самым способствовать формиро- ванию более научного подхода к пониманию нашей роли в древе жизни. Сегодня мы признаем, что гиганты науки Ньютон, Дарвин и Эйнштейн проделали колоссальную работу, способствовав опреде- лению нашего места в космосе. Каждый их них пытался преодолеть теологические и философ- ские импликации своей работы по определению нашей роли во все- ленной. В заключении к «Началам» Ньютон заявляет: «Самая пре- красная система Солнца, планет и комет может происходить лишь из мысли и веления разумного и могущественного Существа». Если сам Ньютон открыл законы механики, то должен же существовать и божественный законодатель. Эйнштейн также был убежден в существовании того, кого он на- зывал Стариной, но тот не вмешивался в человеческие дела. Целью Эйнштейна было не восхвалять Господа, а «прочесть Его замысел». Эйнштейн говаривал: «Я хочу знать, как Бог создал этот мир. Мне не- интересно то или иное явление. Я хочу знать мысли Бога. Все осталь- ное — лишь детали». Эйнштейн оправдывал свой живой интерес к этим теологическим вопросам следующим заключением: «Наука без религии хромает. Но религия без науки слепа». Что же касается Дарвина, то он находился на распутье, задавшись вопросом о роли человечества во вселенной. Хотя о нем часто говорят как о человеке, который свергнул человечество с трона, возвышавше- гося посреди биологической вселенной, в своей автобиографии он признавался, что « ему было бы чрезвычайно сложно или практически невозможно помыслить о том, что эта неимоверно большая и прекрас- ная вселенная, к которой принадлежит человек с его способностью заглядывать далеко в прошлое и далеко в будущее, есть не что иное, как результат слепого случая или необходимости». Он признавался другу: «Моя теология — всего лишь какая-то неразбериха».
К несчастью, «определение места человека в Природе и его от- ношения к Космосу» несло в себе опасность, особенно для тех, кто осмеливался бросить вызов суровой догме общепринятого в те времена мнения. Не случайно Николай Коперник написал свою ре- волюционную книгу «О вращении небесных сфер» (De Revolutionibus Orbium Celestium) только в 1543 году, на смертном одре, где до него не могла дотянуться зловещая инквизиция. Неизбежным оказалось и то, что Галилей, долгое время бьшший под защитой могущественных Медичи, в конце концов навлек на себя гнев Ватикана популяризацией инструмента, который открыл нашим глазам вселенную, столь сильно противоречившую тогдашней церковной доктрине, — телескопа. Комбинация науки, религии и философии являет собой поистине сильнодействующую смесь, столь изменчивую, что великий фило- соф Джордано Бруно был сожжен на костре в 1600 году на улицах Рима за отказ отречься от убеждения в том, что в небе существует бесконечное множество планет, на которых обитает бесконечное множество живых созданий. Он написал: «Таким образом увеличи- вается могущество Господа и утверждается величие его царства; он прославляется не в одном, а в бесчисленном множестве солнц; не на одной Земле, не в одном-единственном мире, а в тысяче тысяч, я бы сказал, в бесконечном количестве миров». Грех Галилея и Бруно состоял не в том, что они осмелились обо- жествить небесные законы; их истинный грех состоял в том, что они низвергли человечество с высокого трона в центре вселенной. Понадобилось более 350лет, чтобы в 1992 году Ватикан опубликовал запоздалое прощение Галилея. Что же касается Бруно, то тот проще- ния так и не получил.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «За пределами Мультивселенной» з дисципліни «Загальна астрономія»