ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Астрономія » Загальна астрономія

Чаще на небо гляди темной безоблачной ночью!
Звездною пылью тогда густо покрыт небосвод. В каждой пылинке громадный мир заключен. Бесконечность Стала наглядной... Как жалок день, что прошел в суете!
С.Н. Булгаков вслед за другими представителями
отечественной философии и в соответствии с общей
направленностью русского космизма также на передний план
выдвигал человека во всех проявлениях его жизнедеятельности,
включая речь, слово, имя. По Булгакову, словотворчество есть
чисто космический процесс, ибо слова по природе и сущности
своей содержат в себе энергию Мира: реальное светило—Солнце
составляет истинную душу слова «солнце», в прямом смысле
присутствуя в нем своей идеальной энергией. «Когда человек
говорит, то слово принадлежит ему как Микрокосму и как
человеку, интегральной части этого мира. Через Микрокосм
говорит Космос... Слово так, как оно существует, есть
удивительное соединение космического слова самих вещей и
человеческого о них слова, притом так, что то и другое соединены в нераздельное сращение»*.
Космический характер носит и сам акт наименования. Булгаков поясняет это на примере естественно-математических наук. Химические названия и алгебраические обозначения не явились неизвестно откуда, а порождены актом наименования: в них алгебраизируется и химизируется Космос, потому-то возникает алгебра и химия, а не наоборот.
Идею о примате Микрокосма над Макрокосмом отстаивал и Л.П. Карсавин, он постоянно подчеркивал невозможность изолированного постижения Макрокосма без одновременного познания Микрокосма—
другой неотъемлемой части онтологического Всеединства. И
наоборот. Особое значение для современной философской
антропологии представляют выводы Карсавина о проявлении софийно понимаемого всеединства во всевременности Природы и Человека.
Наиболее ценными и перспективными в плане современного
космологического осмысления объективных законов и включения в
арсенал позитивного знания являются выводы Карсавина о
соотношении времени и вечности, согласно которым в космически
обусловленном социуме временная последовательность «прошлое—
настоящее—будущее»—всего лишь частный случай целостной
всеобщности -- вечности. Подобным подходом к пониманию
пространственности и временности насыщена вся космистская
онтология Карсавина, включая его концепцию «симфонической
личности», постигающей «свое собственное единство во
всеединстве»*. Социальное бытие людей обычно выступает как Хаос, превращающийся в Космос. Однако эволюционизирующий базис социального бытия может привести и к обратному процессу: социальный Космос распадается, вновь становясь Хаосом, -- и всемирная история дает тому немало примеров.
Подытоживая свое антропокосмическое учение, Карсавин
особенно подчеркивал невозможность изолированного постижения
Макрокосма без одновременного познания Микрокосма—другой
неотъемлемой части объективного Всеединства—и наоборот: «Мир
становится мною, поскольку я становлюсь им... Мы одна из
индивидуализаций Земли, Солнца и его системы, ...всего мира,
который называется человеком (Адамом Каббалы, Пурушею,
Парджапати индусов и т.д.)»**. Последняя фраза особенно
знаменательна: русская космистская мысль в середине ХХ века вернулась к своим истокам -- народному космизму в духе Голубиной книги и древнеарийских представлений о Вселенском человеке, неотделимом от самой Вселенной и непрерывно реализующемся в мириадах конкретных личностей.
Философам вторили поэты-космисты. В проникновенном космическом сонете Вячеслав Иванов развивает мысль, общую для всего мирового космизма:
Разверзнет Ночь горящий Макрокосм, --
И явственны небес иерархии.
Чу, Дух поет, и хоровод стихии
Ведут, сплетясь змеями звездных косм.

И Микрокосм в ночи глухой нам внятен:
Мы слышим гул кружащих в нас стихий, --
И лицезрим свой сонм иерархий
От близких солнц до тусклооких пятен.
Есть Млечный Путь в душе и в небесах,
Есть множество в обеих сих вселенных.
Один глагол двух книг запечатленных.
И вес один на двойственных весах.
Есть некий Он в огнях глубин явленных;
Есть некий Я в глубинных чудесах.

Эту тему продолжает Андрей Белый: «Появление макрокосма в развеянном микрокосмическом мире есть знак; ... макрокосм, к нам спустившийся, не обычная эмпирия, он есть эмпирей, или страна существа, обитающего под коростом понятийной мысли, где нет ни материи, ни мысли, ни мира в ветшающем смысле...
Макрокосм проступает во всем; передвигаются всюду пороги
сознания к истокам познаний, где древним хаосом запевают в нас
«физики»: Анаксимандр, Гераклит...»*
Древний как сама философия вопрос: что первично --
Микрокосм или Макрокосм? -- неизбежно обнаруживает каверзную подоплеку: не получается ли в таком случае, что сначала возник Человек, а только затем, вслед за ним Мир? Ничуть! Проблема вовсе не является столь утрированной. Говоря о единстве Макро-и Микрокосма, мы имеем в виду, что одна из этих сторон выступает в качестве ведущей именно в рамках данного единства, а не за пределами его существования. Предположить, что одна из сторон существовала раньше, до их единства, -- значит, отбрасывать и единство как таковое. Отсюда вытекает, что именно единство (Единое, как учили классики) первично по отношению к любым составляющим его элементам, а вовсе не какая-то отдельная его сторона.
Далее из сказанного следует:
Человеческо-разумное (а не человеческие существа, населившие планету Земля на конкретном этапе ее эволюции) существовало во Вселенной всегда, на всех стадиях ее развития и в различных областях бесконечного Космоса.
Оно в достаточной полноте и с наибольшей отчетливостью заключает в себе фундаментальные закономерности самой Вселенной, что позволяет правильно познавать ее законы, в том числе и путем самопознания.
Даже если гипотетически допустить, что человечество со временем погибнет (например, в результате космической катастрофы или самоуничтожения в пучине термоядерной войны), то вселенская очеловеченность, оразумленность и одухотворенность Космоса при этом сохранится.
В общем виде сказанное сопряжено с идеями панпсихизма, как их понимали Циолковский и Вернадский, а также с содержанием антропного космологического принципа, -- но только не в его упрощенно-экстремистских формулировках, из которых неизбежно вытекает и примитизированная интерпретация самой проблемы. Согласно антропному принципу, Вселенная полностью сопряжена с существованием человека. Она и эволюционировала в направлении появления человека, и устроена так, чтобы максимально удовлетворять его потребности. Некоторые ученые идут еще дальше и ставят Вселенную в зависимость не только от человечества вообще, но и от отдельного индивида, преимущественно наблюдателя-теоретика.
Вот типичные философско-естественно-научные рассуждения известного американского физика Джона Уилера: «Порождая на некотором ограниченном этапе своего существования наблюдателей-участников, не приобретает ли, в свою очередь, Вселенная посредством их наблюдений ту осязаемость, которую мы называем реальностью? Не есть ли это механизм существования?..
Не порождают ли каким-то образом миллиарды наблюдений, как
попало собранных вместе, гигантскую Вселенную со всеми ее
величественными закономерностями?.. <...> Изучающего
современную физику или химию не должно беспокоить, если
окажется, что сущность всего, чем он занимается, происходит в
конечном счете из хаоса бесчисленных элементарных актов
наблюдателей-участников»*. Как видим, Уилер ставит
существование Вселенной и всего материального мира в
зависимость от того, наблюдаются они или нет и каким именно способом наблюдаются. Одним словом: есть наблюдатель—есть и Вселенная, нет наблюдателя -- ничего нет вообще. Ошибка, совершаемая Уилером, вовсе не его личное заблуждение как ученого. Американский физик, помимо антропного принципа, во многом исходит из концепции, утвердившейся достаточно широко и прочно, согласно которой описание законов природы ведется с точки зрения систем координат, приведенных к условно неподвижной или условно перемещающейся системам. Покоится такая система с размещенным в ней наблюдателем -- одна картина (пространственная протяженность, временная длительность, масса и т. п.); перемещается—совсем другая картина. А если к двум обычно используемым в физике системам прибавить еще десяток, или сотню, или тысячу—то получится столько систем, сколько и разных картин. Собственно, так оно в современной науке и есть. Своего рода «координатный идеализм»!
Антропный принцип оказался очень удобным для субъективистски настроенных космологов, так как снимал какие бы то ни было запреты и ограничения для теоретических спекуляций и разгула воображения. Проще говоря, стало возможным оправдать все, что взбредет в голову. Ну, вот хотя бы как, оказывается, можно аргументировать тезис о расширении Вселенной: «...Почему мы должны находиться в фазе расширения, а не фазе сжатия? Ответ на этот вопрос дает слабый антропный принцип: условия в фазе сжатия непригодны для существования таких разумных существ, которые могли бы спросить, почему беспорядок растет в том же направлении во времени, в котором расширяется Вселенная»*.
Здесь ключевым словом—хотел бы того автор или нет -- оказывается невинная на первый взгляд фраза о существах, «которые могли бы спросить». В итоге получается следующее: раз есть существа, «которые могут спросить» -- значит, есть и Вселенная, которая расширяется. Если бы не было таких существ, то неизвестно, чего бы еще тогда и было. Но они-то ведь есть! Следовательно, Вселенная расширяется. Вообще-то по такой логике можно доказать все, что угодно. Достаточно присоединить к человеку любую «невероять» и добавить, что это соответствует условиям его существования. Бытие тем самым зависит от произвола сознания и игры фантазии.
Таким образом, в осмыслении диалектики Макро- и Микрокосма можно выделить различные аспекты. Благодаря теоретическим и философским достижениям отечественных ученых-космистов в данной области наметились многие доселе неведомые пути, позволяющие конкретизировать традиционные представления на взаимосвязь и взаимодействие Человека и Вселенной.
Прежде всего необходимо отметить вклад в общемировую научную копилку великого ученого ХХ века В.И. Вернадского (1863--1945). Совокупность естественных наук раскрывают, по Вернадскому, неизвестное ранее существование живого вещества, участвующего в круговороте всех химических элементов. Жизнь проявляется в непрерывно идущих и происходящих в планетном масштабе закономерных миграциях атомов из биосферы в живое вещество и обратно. Тем самым на научную почву ставится вопрос о его космичности (вселенскости). В данной связи вводятся и расшифровываются такие понятия-термины, как «всюдность жизни», «сгущение жизни», «давление жизни». Под воздействием энергии живого вещества формируется биосфера -- планетарная область распространения жизни, взятой в прошлом, настоящем и будущем.
Жизнь, по Вернадскому, проявляется в непрерывно идущих, в происходящих в планетарном масштабе закономерных миграциях атомов из биосферы в живое вещество и обратно. Живое вещество есть совокупность живущих в биосфере организмов -- живых естественных тел—и изучается в планетном масштабе. Миграция химических элементов, которая отвечает живому веществу биосферы, является огромным планетным процессом, вызываемым в основном космической энергией Солнца, строящим и определяющим геохимию атмосферы и закономерность всех происходящих на ней физико-химических и геологических явлений, определяющих саму организованность этой земной оболочки. Биосфера -- явление космического характера, она служит той целокупной земной оболочкой, в которую непрерывно проникают космическая энергия, космические излучения и лучеиспускание Солнца, поддерживающие динамическое равновесие между биосферой и живым веществом.
Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние -- ноосферу (сферу разума). При этом перестройка биосферы научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, а естественный природный процесс. Его закономерности еще предстоит установить в будущем, однако в общем плане не подлежит сомнению, что само научное творчество является реальной энергетической силой. Вернадский называл научную мысль планетным явлением, оказывающим прямое влияние на ход исторического процесса и на идеологические доминанты, а научную работу он считал геологическим фактором, обусловливающим развитие биосферы.
Одновременно он призывал «к признанию реального значения для современников гилозоистических и пантеистических представлений, которых нет на современной нам стадии науки в окружающем нас научно построенном Космосе»*.
Научная мысль как планетное явление оказывает прямое
влияние и на ход исторических процессов, и на уровень
экономического развития, и на идеологические доминанты. В ХХ
веке «движение научной мысли и его значение в геологической
истории биосферы» ознаменовались взрывом научного творчества,
изменением понимания основ реальности, вселенскостью и
действенностью социального проявления нации. Вернадский
осторожен в конкретных выводах по вопросам, на которые наука
еще не дала ответа. Он лишь допускает возможность
непосредственного воздействия ноосферы на закономерности
мыслительных процессов и структуру нашего разума.
Четко и недвусмысленно Вернадский ставит научный вопрос о жизни в Космосе: является ли жизнь только земным феноменом или свойственным только планетам, или же она в какой-то форме отражает явления космических просторов, столь же глубокие и вечные, какими для нас являются атомы, энергия и материя, геометрически выявившие пространство-время. Во всестороннем философском осмыслении фундаментальных проблем бытия в наибольшей степени проявляется космическое видение мира во всех его ипостасях.
Космос, словно путеводная звезда (точнее -- бессчетное множество звезд), направляет все философские и естественно-научные изыскания Вернадского. Главная книга всей его жизни «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» начинается с экскурса в обозримую Вселенную, очерка ее эволюции, анализа основных астрономических и космологических проблем вплоть до разгадки «пустого» мирового пространства --
вакуума -- этой «лаборатории грандиознейших
материально-энергетических процессов»**. Но Вернадский
прекрасно осознавал, что ключ к пониманию глубинных
закономерностей Космоса лежит в правильном решении и понимании сути фундаментальных общенаучных понятий пространства и времени, неотделимых друг от друга. «Для тела живого организма отделить время от пространства невозможно»,***-- провозглашал русский космист, распространяя данное утверждение на всю природу.
• Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1987. С. 317.
** Там же. С. 15.
*** Там же. С. 178.
Вернадский много размышлял над смыслом временных
процессов, и прежде всего связанных с живым веществом,
эволюцией биосферы. Опираясь на понятие «жизненное время», он
выдвинул ряд чрезвычайно продуктивных и перспективных идей,
которые еще не нашли пока достойного места в системе
теоретического осмысления действительности. Решая «великую
загадку вчера-сегодня-завтра» как целостного всеобъемлющего и
всепронизывающего явления, Вернадский совершенно закономерно
увязывал ее с решением другой, не менее важной загадки
«пространства, охваченного жизнью». Сквозь призму такого
целостного видения единого субстрата Мира время вообще
определяется как динамическое текучее пространство—и в этом есть безусловная правота.
Философские мысли натуралиста подтверждают, как он сам же и выражался, непреодолимую мощь свободной научной мысли и творческой силы человеческой личности, величайшего нам известного проявления ее космической силы, царство которой впереди.
Жизнь—явление космического порядка. И масштабов. Не
совсем, правда, ясно: до каких пределов и глубин
распространяется этот масштаб. Но для уяснения проблемы
начинать все же лучше не с безграничных далей, а именно с глубины.
В представлении современного образованного человека Мироздание разделено на вещество и антивещество. При этом антивещество пытаются «задвинуть» в какие-то невообразимо далекие, почти недосягаемые края Вселенной. Но почему? Только потому, что оно никак не регистрируется в окружающем нас привычном мире? Однако на то оно и антивещество, чтобы не фиксироваться вещественными приборами. Что же происходит в природно-космическом «котле» в действительности? Современная наука не дает однозначного и окончательного ответа о структуре материи вглубь, а значит, -- и о конкретных схемах взаимодействия Макрокосма (Вселенной) и Микрокосма (Человека).
Есть лишь некоторые перспективные подходы, позволяющие в общих
чертах представить не столько действительную многоуровневость
Вселенной, сколько невероятную сложность ее всеобъемлющего
постижения. Традиционные объекты естественно-научного
исследования -- вещество и поле, плазма и физический вакуум—
не покрывают всего богатства природной и неприродной
реальности. Господствующие воззрения не позволяют до конца (а
то и полностью) объяснить даже такие хорошо знакомые природные
и социальные феномены, как свет, тьма, огонь, мысль, сон,
слово, знак (символ), смысл и др. Попытки их объяснения с точки
зрения какой-либо одной науки неизбежно дают искаженную,
неполную и одностороннюю картину. Необходим интегративный
подход, носящий, быть может, совершенно непривычный характер.
В познании физической первосущности мира и глубинных уровней всей «цветущей сложности» явлений преджизни, жизни и постжизни существуют как минимум три возможных подхода: 1)
субатомно-голографический; 2) вакуумно-информационный; 3)
фотонно-энергетический. Они не взаимоисключают, а
взаимодополняют друг друга хотя бы потому, что в любом случае
замыкаются на физический вакуум -- первоотца всех остальных
прерывных и непрерывных форм движения материи. Подобное
представление в общем-то не ново. Творцы квантовой
электродинамики, например, В. Гейзенберг, сами указывали на родство своих идей с учением Анаксимандра об апейроне (беспредельном). Аналогичные представления были распространены в древнеиндийской и древнекитайской философии.
Как и все другие современные теории, вакуумная концепция Мироздания имеет информационный аспект, что было предвосхищено еще в учении Н.Ф. Федорова, который постоянно подчеркивал : необходимо осмысливать судьбу не одних только частиц, но и следов, оставляемых ими в среде. Более того, «нам нужно знать закон сохранения и исчезновения этих следов»*. Понятно, что «следы», о которых в докибернетические времена писал Федоров, есть то, что сегодня именуют информацией. Кстати, вакуумная среда изначально содержит в себе алгоритм воскрешения, так волновавшего Федорова, ибо квант физического вакуума есть не что иное, как материальная флуктуация, которая попеременно -- то возникает, то исчезает, то есть по существу непрерывно воскрешается в физическом смысле данного понятия. Проблема же состоит в том, каким именно образом эта элементарная «клеточка» воскрешения реализуется в дальнейшем и в физических макротелах, и в биотических циклах «жизнь—смерть—новая жизнь».
Материальный мир един и единственен, а так называемые
вещество и антивещество являются лишь различными проявлениями
природного Всеединства. «+» и «—« не могут быть ничем иным,
кроме проявления некоторых крайних значений в непрестанном
перераспределении движения. В самой глубине (на «дне», так
сказать, дальше которого уже ничего нет) такое
перераспределение и выражается в спонтанных флуктуациях среды,
получившей далеко не самое удачное название «физический
вакуум». Квантовое возникновение («воскрешение») может
выражаться в некотором напряжении движения или увеличении энергии как физической меры движения; в таком случае квантовое исчезновение будет представлять собой ослабление движения или уменьшение энергии в некоторой локальной точке. Если «сгущение» условно принять за «+», то, соответственно, «разряжение» должно считаться «—«.
Сами по себе флуктуации вакуума не дают ни вещества, ни
антивещества. Об элементарных (субатомных) частицах допустимо
говорить лишь с того момента, когда хаотичные, неупорядоченные
«всплески» материи начинают организовываться в некоторую
систему, а крайние значения энергии накладываться друг на
друга. Образование флуктуационной системы происходит в том
случае, когда «сгущение» одной флуктуации переходит в
«разряжение» другой (соседней) флуктуации, а «сгущение»
последней переходит в «разряжение» первой. Это—наипростейший пример образования возможной флуктуационной системы. Однако, скорее всего, первичная флуктуационная система образуется не из двух, а из трех флуктуаций, так как для взаимного замещения «сгущений» и «разряжений» необходимо некоторое «жизненное пространство». Другими словами, взаимопереход легче осуществим, если взаимодействуют не две, а три флуктуации. Более чем вероятно, что составные элементы такого триплета соответствуют тем теоретически предсказанным субчастицам, которые получили название кварков (отсюда, кстати, следует, что в чистом виде кварк получен быть не может).
В горниле первичных флуктуаций рождается первичное
разделение на частицы и античастицы—мир позитивно явленных
систем и антимир, в котором устойчивой системе частиц в
конечном итоге всегда соответствует устойчивая система
античастиц (и наоборот). О частицах и античастицах можно
говорить, если принять за первые образовавшиеся системы
«сгущения», а за вторые -- соответствующие им системы
«разряжений», следующие за первыми, как тень. Сколько
образующих любое тело частиц, -- столько же должно быть и соответствующих им античастиц. Где же они находятся? Верхом алогизма было бы полагать, что античастицы, непрерывно рождающиеся во Вселенной, тотчас же устремляются по направлению какой-то космической Terra incognita. Вещество и антивещество разделены пространственно и временно, однако вовсе не так, как принято истолковывать в современной физике. Отсюда же любая устойчивая система имеет свою изнанку: каждый вещественный предмет существует параллельно, одновременно и нераздельно со своей невидимой обычными глазами тенью из антивещества. Вещество и антивещество действительно взаимоисключают друг друга, не могут существовать одновременно в одной и той же точке, но могут сосуществовать рядом и сосуществуют, являясь разными аспектами вакуумных флуктуаций. Антимир—не где-то в безграничных далях Вселенной, а внутри нас и рядом с нами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Чаще на небо гляди темной безоблачной ночью!» з дисципліни «Загальна астрономія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Дохідність на акцію
Технічні засоби для організації локальних мереж типу TOKEN RING; ...
Організаційна структура банку та управління ним
ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
Віднесення грошових потоків до інвестиційного проекту


Категорія: Загальна астрономія | Додав: koljan (09.04.2011)
Переглядів: 631 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП