Пространство – величайший из пяти элементов. Наполняя собой все, оно само неподвижно и всепроникающе. Оно является основой для всех других эле-ментов. Элемент пространства является средой, где распространяется звук. Про-странство является основой для всех тонких и грубых звуков, которые воспри-нимаются посредством слуха. Пространство является субстанцией, переносящей звук. Свойство элемента пространства – распространяться во все направления из любой точки. Когда йогин воспринимает сознанием элемента пространства, он проникает одновременно в прошлое и будущее. Пространство описывается как полностью прозрачная пустота, лишенная какого-либо цвета. Эта пустота содер-жит в себе все цвета спектра. Янтра элемента пространства – черный или серый круг пустоты, внутри ко-торого есть точки различного цвета. Считается, поскольку пространство недостижимо для обычных органов чувств, этот элемент не имеет материальных качеств, его природа полностью ум-ственная, а не физическая, поэтому он воспринимается всегда в связи с сознани-ем или осознаванием. Когда йогин созерцает, глядя прямо перед собой, на горизонт, в небо или от-крытое пространство, его сознание расширяется. Это чувство расширения в соз-нании и является элементом пространства. Когда йогин медитирует закрыв гла-за, перед ним возникает ментальный экран (чит-акаша), пространство сознания. Это действие элемента пространства в теле. Когда элемент пространства доми-нирует, йогин отрешается от всех чувственных переживаний. В течение часа действие элемента пространства длится только пять минут каждый час. Элемент пространства наиболее важен в практике созерцания в Лайя-йоге. Когда у йогина сильный элемент пространства, никакие желания не имеют над ним силы, поэтому во время действия элемента пространства концен-трация, медитация, созерцание дают наилучшие результаты. Материальные дела и мирские заботы, совершаемые в момент действия элемента пространства, не имеют никакой силы и результатов. С точки зрения сознания элемент пространства связан с вишуддха-чакрой. На уровне физического тела элемент пространства связан с верхушкой головы. Ощущения переживания элемента пространства связаны с каузальным телом, Миром Без Форм (Джняна-лока и анандамайя-кошей, т.е. причинным телом). Элемент пространства является тонкой основой других элементов. В про-странстве рождаются, проявляются и исчезают все качества элементов. В Лайя-йоге пространство неба, пространство Вселенной является главным образом Абсолюта, его главной формой. Элемент пространства так важен для со-зерцания в практике Лайя-йоги, поскольку он наиболее тонкий из всех элементов и грубые качества в нем минимальны, а это значит, что из пяти элементов он ближе всего к Изначальной Мудрости Пустоты (Праджняне) и лучше всего под-ходит для тренировки созерцания. Практика шамбхави-мудры основана на объединении с элементом простран-ства с помощью глаз. В шамбхави-мудре используется созерцание внешнего от-крытого пространства, которое можно наблюдать в горах, на берегу океана, в ле-су, и пространство неба. В сознании йогина элемент пространства – это присутствие естественной осознанности, в которой нет ни грани, ни центра. Возникающие чувственные впечатления и переживания – это содержание, Сахаджья. Появляясь и исчезая, сами они при этом неотделимы от Сахаджья. Гармоничный элемент пространства Человек с гармоничным элементом пространства удивительно целостен по характеру, устойчив, он самодостаточная, многогранная личность. Он опирается на внутреннее осознавание и ни на что больше. Что бы он ни воспринимал, ни переживал, он больше повернут к тому «я», кто переживает и испытывает. У та-кого человека развито восприятие, находится место, время и способности для самых казалось бы несовместимых вещей, от божественного экстаза до юмора и авантюр, поскольку пространство является основой всех переживаний, все чув-ства, дела и идеи уместны и имеют право на существование, однако они не за-хватывают йогина полностью. У йогина нет недостатка или избытка в чувственных впечатлениях, но он не цепляется за них и не привязывается к ним. Все переживания подчинены Единой Основе – пространству осознанности, глубинному осознаванию. Занят ли чело-век работой, поглощен ли он бытовыми делами, выполняет ли он практику или путешествует, его сознание спокойно вмещает в себя все. Про такого говорят: «Его на все хватит». Человек с развитым элементом пространства находится выше семейных, кас-товых, родовых, национальных, религиозных ограничений. Он – гражданин всей Вселенной и никогда не отождествляет себя с временными переживаниями, не привязываясь к ним. Что для него важно – тот, кто переживает, осознавание, по-добное пространству. Избыток пространства Избыток пространства ведет к потере связи с корнями, проявлениями и каче-ствами, которые в нем возникают. Если у йогина избыток пространства, он ощущает свою «экзистенциальную заброшенность», «потерянность», отчужден-ность и от мира людей, и от природы, и от Вселенной, и от самого себя. В край-ности – это нигилист, не нашедший себе места во Вселенной. У такого йогина может быть сильное желание одиночества, его притягивает состояние абсолютной непроявленной Пустоты. Он не знает, что ему делать в сложном мире и чувствует, что ему было бы проще пребывать в постоянном са-мадхи Пустоты, где нет никаких форм, поскольку он боится форм. Он не умеет заботиться о теле, одежде, не может создать гармоничную обстановку. Если это мирской человек, у него потеряна «связь времен», смысл жизни из-за неспособности погрузиться в нее и испытывать переживания. Испытание пе-реживаний для йогина кажется чем-то неправильным. У него нет корней, связи с внешним миром, ничто не имеет ценности, однако, это не то состояние равност-ности и самоосвобождения, которое возникает в результате практики созерцания – здесь нет осознанности. Такой человек не способен отдаться работе, за которую берется, не способен понять собеседника. У него нет привязанностей, но нет и свободы от них. Его ничто не заботит, но у него нет безмятежности. Такой человек не может иметь опору ни в друзьях или родственниках, ни в работе, ни в идеологии, т.к. он не отождествляет себя ни с нацией, ни с родом, ни с группой единомышленников. Из-за этого ему трудно устанавливать гармоничные связи с другими. Недостаток пространства Если пространства мало, внешние объекты и обстоятельства захватывают ум йогина. У него нет устойчивости в созерцании. Ум отвлекается на все, что воз-никает, т.к. йогин отождествляется с воспринимаемым, а не с тем, кто восприни-мает. Он поглощен внешним, ни на секунду не задумываясь об основе всех пе-реживаний – сознании «Я», субъекте, связанным с пространством. Такой человек постоянно напряжен, у него нет времени ни на что, он не мо-жет расслабиться. Он «задыхается» от идущих впечатлений, ему «тесно», он «поглощен» сансарой. Такой человек сильно отождествляет себя с телом, семьей, спутниками, друзьями, родом, работой, идеологией, местом проживания и взаимоотношения-ми с людьми. Если такие связи рушатся, он «теряет» себя как личность, посколь-ку рушится его психологическая непрерывность, самоидентификация, основан-ная на внешних связях, и он оказывается в «пустоте», не понимая, кто он теперь. Его поверхностное сознание «сжимается», и это может быть опасным, вести к страданиям, депрессиям, ослаблять личность и энергию. Совершенство Полностью раскрытый элемент пространства проявляется как всепроникаю-щая пустотная мудрость естественной осознанности. Совершенное овладение элементом пространства означает, что йогин обрел устойчивость в практике созерцательного присутствия. Он познал, что его ум имеет пространственную природу. Теперь, чтобы он ни переживал, он не цепля-ется за переживания, а находится в основе всех переживаний – осознанности «Я», подобной пространству. Постигнув Истинную Природу «Я», он не отождествляется больше ни с внешними, ни с внутренними переживаниями. Переживания не связывают боль-ше его, они подобны кругам на воде или снежинкам, которые падают в океан. Различные связи, ситуации, ощущения, мысли теперь видятся чем-то еди-ным, слитным, неотделимым от своей Фундаментальной Основы – пространства. Практика отсечения привязанностей, ценностей, надежд и страхов, самоот-верженное служение, самоотдача другим и Учителю или божеству ведет к рас-ширению «я» за пределы узких границ эго и интеллекта и обнажению простран-ства. Основная практика для развития элемента пространства – созерцание в шамбхави-мудре.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пространство» з дисципліни «Йога»