В момент смерти, когда распадается сеть нади в теле, и праны покидают тело, ветры на некоторое время естественно входят в сушумну, и человек переживает опыт растворения элементов, проявления знаков и различных видов света, пол-ностью похожий на тот, который испытывает йогин при полном пробуждении Кундалини, с той разницей, что при практике йоги праны не покидают тело, а пропитывают его, полностью одухотворяя. Процессы засыпания, умирания и са-мадхи имеют сходные черты в своей основе. Во время процесса смерти пять элементов, составляющих энергетическое тело, растворяются один в другом. Когда растворяется элемент земли, человек теряет способность двигать те-лом, а в сознании возникают клубы дыма и вспышки желтого цвета. Когда элемент воды растворяется в элементе огня, в сознании возникают ми-ражи, вспышки голубого цвета, утрачивается контроль над жидкостями тела. Когда элемент огня растворяется, тело немеет и холодеет, а в сознании воз-никает тусклый огонь, наподобие свечения светлячка и вспышки красного цвета, наподобие мерцания красных искр. Умирающий ощущает себя словно в центре всесжигающего пламени. Когда элемент ветра растворяется в пространстве сознания, вдохи становятся короткими, а выдохи длинными, как внутренний знак в сознании возникает Яс-ный Свет, подобный факелу или свету кометы с красным сиянием, и видятся вспышки зеленого цвета, возникают галлюцинации, ощущение, словно «я» уно-сится водоворотом вселенского ветра. Когда останавливается дыхание, сознание «я» (ахамкара) растворяется во Вселенском Сознании. В это время праны собираются в центральном канале. Дыхание прекращает-ся, однако, внутренние процессы растворения продолжаются. Этот процесс тон-кого растворения занимает около двадцати минут. В это время белая сущность (шукла), унаследованная от отцовского семени, опускается вниз по центральному каналу к сердцу. В сознании в это время воз-никает свет, подобный лунному свету в небе без облаков, ясность осознавания необычайно усиливается. Затем энергия блаженства, красная сущность (махараджас), унаследованная от матери, начинает двигаться снизу вверх по сушумне, вызывая в сознании ощущение красноты, подобное сиянию солнечного света, а в теле сильное ощу-щение блаженства. Наконец, когда две сущности встречаются в сердце, возникает ощущение черноты, подобной небу в безлунную ночь, возникает безмыслие или потеря сознания. Затем, это полубессознательное состояние растворяется в свете и проявляется исконная светимость — светоносная сущность Природы Ума. Сущность ее — чистота, прозрачность. Возникает Свет Смерти или истинный изначальный Свет Реальности, подобный чистому безоблачному небу на рассвете. Опытный прак-тик пребывает в это время в глубоком состоянии присутствия осознанности, на-ходясь в созерцании, при этом элементы его тела, поглощаясь друг другом, при-водят к полному достижению Радужного тела Света7. Так реализуется один из видов «саруба-мукти». В случае обычного человека, изначальный Свет не распознается вследствие сильной омраченности, сознание пребывает в ступоре и, цепляясь за привычное восприятие, впадает в страх, отчаяние и замешательство, ища убежища от виде-ний, света и звуков. Происходит череда новых переживаний в виде ошеломляю-щих видений звука, света, излучения мирных и гневных божеств, различных сфер света и видений планов (лок) Мира Форм и Мира Страстей, до тех пор, по-ка сознание принуждено не будет втянуто в одно из таких видений силой им-пульса (васаны) кармических отпечатков. От степени натренированности в со-зерцании зависит, объединимся ли мы со светоносной ясностью Изначального «Я» и достигнем Освобождения в сияющем теле Света, либо пойдем по пути ви-дений к новому рождению в человеческом чреве.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как распадаются пять элементов в момент смерти» з дисципліни «Йога»