«В 90-е годы XX века, когда все привыкли с легкостью изменят! ход событий одним нажатием не кнопку дистанционного управления телевизором, ничего не может быть хуже для оратора, чем мелькнувшая в голове у слушателя мысль: «Как скучно. Ничего не происходит. Пойду-ка я отсюда». Такой оратор безнадежно устарел!»1 У слушателей естественны и такие мысли: — Стоило ли мне сюда приходить? — Скажет ли он хоть что-то, чего я не знаю? — Интересно, что он вообще за человек? — Искренен ли он или говорит потому, что так надо? — А может быть, ему просто выгодно это говорить? — Что думают обо всем этом другие? — Стоит ли мне записывать? — Интересно, что они строчат (или почему они не пишут)? — А пригодится ли мне это? — Я действительно его понимаю, или мне это только кажется? — Сколько еще времени это будет тянуться? — А не вздремнуть ли мне? — Кажется, что-то интересное пропустил... Что он сказал? — А в общем-то он ничего. — Во дает! Точно... Эти мысли внимательный оратор читает во взгляде и позах слушателей. Язык телодвижений называют подсказкой для оратора. (О том, как его читать, см. главу 9.) В зависимости от того, удалось ли оратору убедить аудиторию в справедливости своей точки зрения, различают положительную и негативную реакции слушателей.
1 Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. — М: Независ. фирма "Класс", 1996. С.56.
К положительной реакции относятся: 1) одобрение позиции оратора; 2) переход на его позицию; 3) открытое выражение несогласия — конфликтная реакция, которая тоже желательна, так как дает возможность переубедить слушателя-оппонента. Важно различать и негативные реакции. Это проявление недоброжелательного отношения к оратору и соглашательская реакция — формальное согласие, когда вас вроде бы и слушают, но ни интереса, ни протеста не проявляют. В этом случае информация усваивается пассивно, а точка зрения самого человека не меняется. Существуют способы классификации реакции слушателей и по другим основаниям, например: по отношению к воспринимаемой информации; по умению понять смысл сообщения1. Наконец, возможно отсутствие всякой реакции на слова выступающего. Например, из-за состояния здоровья слушателя или потому, что он попал на выступление случайно. Направлять всю силу воздействия на таких слушателей не имеет смысла. Об искусстве оратора судят по тому, сумел ли он «соглашателей» превратить в оппонентов, а оппонентов — в союзников. Последнее можно сделать, обратившись к слушателям с вопросом, побуждающим их высказать свое мнение. Иногда для выявления скрытой позиции провоцируют тайного оппонента на спор. Конечно, такой прием надо применять осторожно, лишь прекрасно владея искусством полемики, имея в запасе убедительные аргументы и будучи уверенным в том, что у собеседника спокойный характер.
В большой аудитории обычно наблюдаются все виды реакции, так как всегда есть вероятность того, что на выступление попал человек, которого эта тема вообще не интересует. Поэтому, если кто-то открыл книгу, или усиленно что-то пишет, хотя вы ничего, что следовало бы записать, не говорите, или погружен в свои мысли, не удивляйтесь и не корите себя. Выступление можно считать неуспешным, лишь если значительная часть собравшихся равнодушно молчит или откровенно мешает оратору. Представим себе и такую ситуацию: подавляющее большинство слушателей согласно кивают. Может быть, им все это хорошо известно? Зачем тогда было выступать?!
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Реакция слушателей на выступление» з дисципліни «Ораторське мистецтво»