Большой трудностью для начинающих консультантов является способность удержаться от советов клиенту. Это происходит по разным причинам. Вопервых, большинство людей любят, когда к ним обращаются за советами, и охотно дают их. Это льстит самолюбию человека. Вовторых, чаще всего клиент обращается к консультанту, требуя совета. Клиента не удовлетворяет обсуждение возможных альтернатив решения проблем — он хочет, чтобы мудрый консультант сам разрешил его проблему. Следует помнить, что личность нельзя изменить советами, совет всегда бывает поверхностным, похожим на одностороннее движение, в то время как консультирование — обоюдное дело равноправных личностей. Советы бывают не только неэффективными, иногда они могут приносить вред. Важно помнить основные причины, по которым консультанту необходимо воздерживаться от прямых советов клиенту: навязывание советов нарушает автономию личности. Мы не вправе решать за других. Задача консультанта — помочь клиенту найти собственные решения, осознать свободу действия, взять ответственность на себя за последствия, а не брать на себя ответственность за выбор вариантов жизни другого человека; получение советов увеличивает зависимость клиента от консультанта и тем самым отдаляет от конечных целей консультирования; следует помнить, что клиент уже прежде получил много противоречивых советов от друзей и знакомых и еще один совет лишь усилит неясность ситуации. В любом случае любой совет воспринимается как неправильный и вызывает сомнения в компетенции консультанта. Если клиент настойчиво спрашивает, как ему себя вести, что делать в конкретной ситуации, возможны встречные вопросы: «Что Вы сами об этом думаете?», «Какие видите возможности для разрешения проблемы?», «Вы хотите, чтобы я принял на себя ответственность за Вас?», « Если я сейчас найду ответ вместо Вас, что Вы будете делать со своими проблемами в будущем?» Когда консультант поощряет ответственное поведение клиента и помогает ему — клиент склонен решать свои проблемы самостоятельно. Собственные решения более значимы, и, соответственно, их проще реализовать на практике. Попытки решать проблемы вместо клиента свидетельствуют о неверии в него как в человека, способного самостоятельно ответить на вопросы, поставленные жизнью.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как не «раздавать» советы» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»