Согласно плану Канта, сочинение его должно было состоять из двух частей. За элементарной системой движущих сил материи должна была следовать система вселенной. Возможно, даже вероятно, что во второй части своей работы Кант предполагал ближе рассмотреть вопрос о движущих силах, действующих между небесными телами. Довести задуманное сочинение до конца было насущною потребностью для Канта. Так как для него пространство было лишь одной из форм нашего представления, то реально существующим могло быть для него только пространство, заполненное материей. Совершенное заполнение пространства материей было в его метафизических основах показано, исходя из первичных сил материи. Но одно это еще не сделало материю для нас объектом опыта; таковым она становится только тогда, когда она действует на наши чувства. А так как последнее возможно только при помощи движения, то нужно принять, что материя повсюду в пространстве находится в постоянном движении. Вот почему эфир и составляет для всей философской системы Канта совершенно необходимое, неизбежное построение, а вовсе не праздное измышление умственно расслабленного старца. Только с этой точки зрения становится понятной та масса труда, которую Кант в последние годы своей жизни посвятил своей задаче. Какое значение он сам ей придавал, видно из одного его письма к Гарве от 21 сентября 1789 г. В этом письме он жалуется на горькую судьбу, которая предопределила ему «видеть перед собой полное подведение итогов, касающихся всей философии в целом, и не иметь возможности довести дело до конца». Он называет свое состояние «танталовой мукой, впрочем, все еще не безнадежной». Затем, входя в некоторые подробности, он продолжает: «Вопрос, которым я занимаюсь в настоящее время, касается «перехода от метафизических основ к естествознанию». Он должен быть разрешен, иначе в системе критической философии останется пробел. Требования разума не перестают настаивать на необходимости его разрешения; сознание возможности говорит за то же, но достижение цели постоянно отодвигается, если не полным прекращением жизненной энергии, то часто повторяющимся упадком ее, доводящим меня до мучительного нетерпения».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВАЖНОСТЬ ЭФИРА ДЛЯ КРИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» з дисципліни «Історія фізики»