Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
Наряду с мероприятиями, которые носят универсальный характер, Россия придает важное значение развитию регионального диалога с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и участию в крупнейшем региональном форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Оба объединения расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и действуют на постоянной основе. Российская Федерация приобрела статус полноправного партнера по диалогу с АСЕАН в июле 1996 г. и, таким образом, заняла в системе механизмов сотрудничества ассоциации то же наивысшее положение, что и, например, США, Япония, КНР, Индия и ЕС. Российская Федерация и АСЕАН рассматривают друг друга в качестве важных самостоятельных центров формирующейся и мире многополюсной конфигурации. Делегации России в рамках инфраструктуры нашего взаимодействия с ассоциацией участвуют в следующих мероприятиях: ежегодная «постминистерская» встреча на уровне министров иностранных дел с партнерами по диалогу в пленарном и раздельном формате; ежегодное совещание на уровне министров иностранных дел в рамках асеановского регионального форума по проблемам безопасности в АТР в формате АСЕАН — все полноправные партнеры по диалогу (АРФ), который сегодня является единственным для этого обширного района мира механизмом межправительственных политических консультаций, позволяющим вовлекать в обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам региона все расположенные в нем государства; заседания Совместного комитета сотрудничества (СКС) Россия—АСЕАН в рамках рабочих групп по научно-техническому, торгово-экономическому сотрудничеству, а также Делового совета, поддерживающего связи между Торгово-промышленной палатой РФ и Конфедерацией ТПП АСЕАН; Московский комитет АСЕАН, объединяющий асеановских послов в России, который проводит ежеквартальные встречи с руководством МИД России. С 1998 г. Российская Федерация является полноправным участником и другого крупнейшего межгосударственного объединения в АТР — форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Участие российской делегации в двух ежегодных мероприятиях форума — встрече министров иностранных дел и торговли стран-участниц, а также его саммите — дает России возможность ощутить себя частью сообщества государств АТР, активно содействовать его превращению в один из центров мирового экономического развития, а также в полной мере воспользоваться всеми преимуществами интеграционных процессов, протекающих в регионе. Линия на активизацию сотрудничества с АСЕАН, в том числе в рамках подключения России к полнокровному участию в работе саммитов Азия—Европа (АСЕМ), и форумом АТЭС будет продолжаться и носить долговременный и серьезный характер. Разрабатывается и координируется эта линия Департаментом внешнеполитического планирования (ДВП) и 2 Департаментом Азии (2 ДА) МИД России. Как правило, сотрудники этих подразделений включаются в делегации России на вышеназванных форумах и обеспечивают работу российских делегаций на них. Курирует эту деятельность заместитель Министра иностранных дел, ответственный за отношения России с азиатским регионом. Важнейшим направлением и целью российской дипломатии, составной частью всего внешнеполитического и экономического курса России является полноценное участие и реализация всего потенциала отношений с «Группой 7», завершение трансформации Г-7 в Г-8, где бы все участники — и на всех уровнях механизма — работали на равноправной основе. Ведь Г-7/Г-8 — влиятельнейший из всех ныне существующих механизмов проработки ключевых вопросов современности, в котором договоренности принимаются или одобряются на уровне лидеров, а их продвижение определяет политическую и экономическую проблематику работы ООН, ВТО, ОЭСР, бреттонвудских институтов и многих других структур. Начало отношений между «Группой 7» и СССР относится к рубежу 80—90-х годов, когда впервые был произведен обмен посланиями. В 1991 г. на заключительную часть саммита в Лондоне был приглашен М.С.Горбачев. После распада СССР в саммитах «Группы 7» в Мюнхене (1992 г.) и Токио (1993 г.) участвовал Президент России Б.Н.Ельцин. В 1994 г. он впервые принял полноправное участие в политической дискуссии на встрече в Неаполе. Главным итогом саммита в Галифаксе в 1995 г. стало значительное расширение участия России в обсуждении экономических глобальных вопросов при сохранении и закреплении полноправного участия в работе в формате «восьмерки» по политическим вопросам. Саммит в Денвере можно считать последним этапом в формировании «Группы 8». Сотрудничество России с Г-7 и деятельность в Г-8 в настоящее время осуществляется при координации и в рамках Межведомственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и «Группой 7» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1995 г. Как и в странах «семерки», в России Президент назначает своего специального представителя (шерпу), который координирует работу по участию нашей страны во всех ежегодных мероприятиях Г-8. Он же возглавляет российскую делегацию на всех этапах подготовки к саммитам «восьмерки». В помощь ему назначаются политдиректор в ранге заместителя Министра иностранных дел РФ и су-шерпы от различных федеральных ведомств. Подготовительные встречи посвящены как обсуждению и проработке всех аспектов предстоящего саммита (концепция, организация, протокол и пр.), так и предварительной отработке будущих итоговых документов. Несколько особняком стоит блок задач, решаемых политическими директорами. С Токийского саммита 1993 г. помимо итогового документа общеэкономического плана — коммюнике — лидеры стали выпускать комплексный документ, посвященный внешнеполитическим вопросам — Заявление председателя саммита. Его предметной предварительной проработке и посвящено в основном общение политдиректоров (шерпы при этом также оставляют за собой право последующей работы над ним). В России центр тяжести по подготовке российской позиции лежит на политдиректоре — заместителе Министра. Оперативная подготовительная деятельность ведется в ДВП. Заместитель Министра согласовывает российский проект документа с другими заинтересованными ведомствами, докладывает его шерпе, участвует во всех рабочих мероприятиях Г-8, связанных с продвижением общего материала. При этом главная задача ДВП и курирующего заместителя министра — обеспечить соответствие позиций России по конкретным вопросам внешнеполитической концепции страны. В Г-7 сложился отлаженный дипломатический механизм функционирования форума. Во всех звеньях этого механизма и в рамках своей компетенции российская делегация принимает самое деятельное участие, которое в схематичном плане выглядит следующим образом: Президент Российской Федерации ежегодно участвует в саммите Г-8; дважды в год, как правило, российский министр иностранных дел становится участником министерского совещания накануне очередной встречи в «верхах» и в ходе регулярной сессии Генеральной Ассамблеи ООН; осуществляет взаимодействие в рамках встреч министров финансов и управляющих центральными банками Г-7, проходяг щих 3 раза в год: две — осенью и весной — приурочены к сессиям МВФ/МБРР в Вашингтоне, третья — зимой — в стране-организаторе будущего саммита, куда мы приглашаемся нерегулярно; российский шерпа несколько раз в год встречается со своими коллегами по Г-8, обычно в столице председательствующего государства; участвует в работе тематических министерских совещаний, которые, с одной стороны, тоже являются подготовительными к саммитам, но с другой — имеют самостоятельное значение, таких как, например, по вопросам занятости, глобальному информационному сообществу, борьбы с терроризмом и транснациональной организованной преступностью и других; работает в целом ряде экспертных групп, созданных и функционирующих по мандату саммитов и разрабатывающих конкретную тематику (борьба с оргпреступностью и терроризмом, ядерная безопасность и оружие массового уничтожения, реформирование ООН). Отношения России с «Группой 7» в целом развиваются динамично и, как говорится, по нарастающей. Политическая и экономическая база взаимодействия расширяется. Есть основания полагать, что по мере полноценного вхождения Российской Федерации в Г-7 будут совершенствоваться формы и методы работы аппарата по обеспечению участия российских делегаций в форумах Г-8.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур» з дисципліни «Дипломатична служба»