Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки газа, нефти и нефтепродуктов. Преимуществами этого вида транспорта также являются возможность функционирования в те-чение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления. В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Запад-ной Сибири, на Урале и в Поволжье и, пересекая европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в стра-нах Восточной и Западной Европы. По системе магистрального транспорта перемещается 100% добываемого газа, 99% добываемой нефти, более 50% производимой. продукции нефтепе-реработки. Стратегические и экономические интересы России тесно снизаны с уве-личением объемон транзита нефти стран СНГ, который будет способствовать как загрузке существующих мощностей системы магистральных нефтепрово-дов, так и строительству новых трубопроводов. В планах развития отрасли предполагается строительство крупных газопроводов – дублеров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов. Перспективы развития отрасли связываются с переориентацией новых газопроводов в Азию (Китай, Корея, Япония и т.д.). К тому же, используя раз-витую систему газопроводов, основные доходы предполагается получать от посреднической деятельности – транспортировки по российской трубопро-водной системе «чужого» (туркменского, казахского, иранского и т.д.) газа в различные точки Евразии. Уже в основном построен подводный газопровод в Турцию («Голубой поток»). Трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов пока не получили в России большого рас-пространении, хотя их развитие весьма эффективно. Учитывая высокую эффективность этого вида транспорта, сооружаются трубопроводы для транспортировки тяжелых углеводородов (этана, этилена, пропана и др.), для передачи жидкого и газообразного кислорода, аммиака, азота, водорода, кислот, соли (в растворе), а также продовольственных про-дуктов. *1 магистральный газопровод был построен в 1946, между Саратовом и М. Воздушный транспорт самый молодой, первые перевозки начались в 20е гг ХХ в. Это единственный вид транспорта, охватывающий перевозки почти во все районы страны. Тем не менее, объем грузов относительно невелик из-за стоимости, поэтому перевозят либо наиболее дорогие, либо наиболее срочные по важности. Главная ф-я: перевозка пассажиров на дальние расстояния (в ср. 1800 км) Воздушный транспорт также используется в народном хозяйстве для пе-ревозки срочных грузов, в строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в про-ведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки и рыбного промысла. Крупные аэропорты: С-П, Екатеринбург, Новосибирск и Красноярск. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы со-ставляет 60%, а по аэровокзальным комплексам – не более 50%. Износ основ-ных фондов оценивается в 70%. Российский пассажирский авиапарк насчиты-вает 1600 воздушных судов, однако фактически используется только их поло-вина. Более 75% воздушных судов гражданской авиации России эксплуатиру-ется более 10 лет. Важнейшими задачами развития отрасли являются: стабилизация и укре-пление рынка авиаперевозок; оптимизация системы аэропортов и развитие крупнейших авиаузлов и международных аэропортов; совершенствование систем организации воздушного движения; поддержка российских авиаком-паний, работающих на международных рынках авиаперевозок; обеспечение стабильной работы в районах, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Трубопроводный и воздушный транспорт» з дисципліни «Територіальна організація населення»