ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Материалистическое понимание истории как метод исторического исследования
Франц Меринг (1846—1919)—выдающийся теоретик и пропагандист марксизма, литературный критик, историк Германии и немецкой социал-демократии. В начале своей научной и общественной деятельности он был далек от марксизма. Более того, выступал с критикой немецкой социал-демократии и учения Маркса. Но уже в 1883 г. он начал сближаться с социал-демократией, выступил с некрологом о Марксе и стал налаживать сотрудничество с социал-демократическим журналом «Neue Zeit». В начале 90-х годов он перешел на позиции марксизма. Меринг выступает со статьями по истории литературы и философии, по критике ревизионизма и различных буржуазных историографических концепций. О его книге «Легенда о Лессинге» Энгельс писал А. Бебелю 16 марта 1892 г.: «Отрадно видеть, что материалистическое понимание истории, после того, как оно в течение 20 лет, как правило, оставалось в работах молодых членов партии только трескучей фразой, наконец, начинает применяться надлежащим
537

образом — в качестве путеводной нити при изучении истории» [38, с. 268, 269]. В письме к Мерингу от 14 июля 1893 г. Энгельс охарактеризовал эту книгу как единственно хорошее изложение по данному вопросу, «в большинстве случаев вплоть до мелочей правильно раскрывающее все взаимосвязи» [39, с. 84, 85]. В качестве приложения к своей книге Меринг написал очерк «Об историческом материализме».
Из всего многогранного наследия Меринга мы выберем в качестве предмета изложения лишь те стороны, которые относятся к методологическим проблемам исторического и историко-научного исследования. Конечно, Меринг не занимался непосредственно проблемами развития естественных наук, оценкой достижений естествознания. Он сам признавался, что «не считает себя достаточно компетентным для решения вопросов оценки прогресса естественнонаучного познания» [М, с. 245]. И действительно, помимо оценки атомизма и неоламаркизма, в его работах мы не найдем материала, имеющего прямое отношение к проблематике развития естествознания. Однако, отстаивая принципы марксистского подхода к историческому процессу, Меринг развил и конкретизировал ряд аспектов марксистской методологии исторического исследования. Это, в частности, относится к оценке им роли биографического метода в историческом исследовании, значении психологии личности как опосредующего звена между социальной психологией и экономико-социальными условиями.
Меринг никогда не пытался дать систематического изложения исторического материализма. Даже его очерк «Об историческом материализме», к которому он позднее относился критически, представляет собой не изложение основных проблем материалистического понимания истории, а скорее полемику с П. Бартом, в ходе которой Меринг выделяет решающие особенности марксизма. Подобный подход к марксизму объясняется прежде всего тем, что для Меринга исторический материализм — не система, а метод, нуждающийся в практической проверке и реализации при осмыслении нового исторического материала. Именно в этой работе он писал: «Исторический материализм не есть законченная система, увенчанная незыблемой истиной. Он представляет собой лишь научный метод для исследования человеческого процесса развития» 2. В полемике с Бернштейном Меринг проводил мысль о том, что «материалистическое воззрение на историю есть не что иное, как метод научного исследования, стремящийся вывести необходимость всего совершающегося в истории из того факта, что только производство и воспроизведение, связанные с непосредственной жизнью, сделали впервые человека человеком» 3.
Подчеркивая методологический характер исторического материализма, Меринг стремился не допустить догматизации маркси-
2 Меринг Ф. Об историческом материализме. СПб., б. г., с. 26.
3 Меринг Ф. О теории и практике марксизма. Иваново-Вознесенск, 1924, с. 15.
538

стского учения, превращения его в некоторый шаблон и схему, которая бы с легкостью накладывалась на любой исторический материал, но не давала бы подлинного исторического знания об изучаемых явлениях. Деятельность самого Меринга была подчинена задаче реализации метода исторического материализма на конкретном материале из истории литературы, истории философии, социально-политической действительности Германии того или иного периода. В доказательстве действенности метода материалистического понимания истории, в апробации его на новом историческом материале он и видел основную задачу своей собственной жизни и деятельности марксистов конца XIX в.
В связи с этим Меринг подчеркивает значение диалектического мышления для историка: «Без диалектического мышления нельзя было ни творить, ни писать историю. Диалектическое мышление должно быть изучаемо, и тот, кто знает законы диалектического мышления, совсем иначе вникает в диалектику действительности, чем тот, кто ломает себе голову над трудно понятными фактами до тех пор, пока более или менее ясно не поймет их действительного взаимоотношения» 4. В этой работе он обращает внимание на то, что диалектическое мышление в XIX в. стало необходимостью для историка, ибо исторический процесс со всей очевидностью выявил свой внутренний диалектический характер., «Если диалектическое мышление в наш век сделало такие крупные успехи и подчинило себе одну за другой различные науки, то это потому, что в наш век исторические события приобрели необычайно бурный темп, так что сделалось до осязаемости ясно, что они находятся в процессе беспрестанного движения, непрекращающегося возникновения и исчезновения, вечного превращения причины в следствие и следствия в причину, и непрерывного перехода и переворота» 5.
Ценность диалектического мышления, которое в наиболее полной и научной форме представлено в материалистическом понимании истории, объясняется тем, что оно адекватно диалектике исторической реальности. Следует сразу же заметить, что Меринг, как и многие марксисты конца XIX в., ограничивал марксистскую философию историческим материализмом. Поэтому когда он говорит о диалектическом мышлении, то имеет в виду прежде всего распространение диалектического мышления на область истории, т. е. диалектику, нашедшую свое воплощение в историческом материализме. В дальнейшем мы рассмотрим недостатки, связанные с подобным ограничением марксистской философии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Материалистическое понимание истории как метод исторического исследования» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОРГАНІЗАЦІЯ І СТРУКТУРА АУДИТОРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ
РОЗРАХУНКИ В ІНВЕСТИЦІЙНІЙ СФЕРІ
Заходи щодо запобігання ризикам або їх зменшення
Змінні грошові потоки
Теорія інвестиційного портфеля


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 629 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП