ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Общая характеристика второго периода в истории естествознания
Следующий период, в который вступило естествознание примерно на рубеже XVIII и XIX вв., явился прямым продолжением и развитием тех событий, которые начались на последнем этапе предшествующего периода, на этапе пробивания брешей в старом окаменелом метафизическом взгляде на природу. Новый период захватил почта весь XIX в., вплоть до 1895 г., когда началась «новейшая революция в естествознании» благодаря великим открытиям физики — лучей Рентгена, радиоактивности, электрона, радия и др. Следовательно, в своей значительной части этот второй период в развитии естествознания был современным Марксу и Энгельсу, причем Энгельс дожил до самого его конца.
В некоторых странах Западной Европы (в Англии и Франции) и в США, в Германии после революции 1848 г., в России после крестьянской реформы 1861 г. этот период совпал с эпохой
392

промышленного капитализма с его крупномашинной индустрией, выросшей из технической и промышленной революции конца XVIII в. Специально в отношении Германии Энгельс писал, что крупная промышленность возникает в ней в 40-х годах XIX в. и что с особой силой промышленное развитие Германии началось в 60—70-х годах, когда революции «устранили с ее пути по крайней мере серьезные политические препятствия» [21, с. 340]. В последней четверти XIX в. Германия «выступила на мировую арену не только как „единое государство", но и как крупная промышленная страна» [21, с. 334].
Именно в XIX в., а в Германии особенно после революции 1848 г., естествознание, по словам Маркса, стало все быстрее превращаться в непосредственную производительную силу. С социально-политической стороны для этой эпохи, начавшейся войнами Французской буржуазной революции против феодальных государств Средней Европы, было характерно революционное движение в странах континентальной Европы, выход на политическую арену пролетариата как уже осознавшего себя революционного класса, и в особенности первый опыт диктатуры пролетариата в лице Парижской коммуны 1871 г. В своем «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс определили программу действий и цели политической организации революционного пролетариата всего мира. Марксистское учение как идеология мирового рабочего движения пришло в открытое столкновение с идеологией буржуазии.
Добившись политического господства, победив феодализм, буржуазия немедленно отбросила последние идеологические остатки своей былой революционности и переметнулась на самые реакционные в идейном отношении позиции. Говоря, например, о последствиях революции 1848 г. в Германии, Энгельс отмечал, что полный переворот произошел здесь именно в области философии. Это обстоятельство было связано с общей идейно-политической обстановкой, сложившейся тогда в этой стране. Умонастроение правящих классов в Германии накануне революции 1848 г. и вся господствовавшая система среднего и высшего образования не способствовали развитию интереса к точному, положительному, естественнонаучному знанию. Поворот к промышленному развитию, который делает немецкая буржуазия в середине и начале второй половины XIX в., влечет за собой ряд последствий, в том числе потребность в научных кадрах, в инженерах, стимулирование интереса к естествознанию и изменение характера немецкой науки. Соответственно этому, если до 50-х годов XIX в. мыслящие силы немецкой науки концентрировались вокруг философии, то позднее начинается другой процесс — процесс упадка интереса к спекулятивной философии, разложения классической философии. Этой тенденции в высшей степени способствует отказ идеологов буржуазии от рационализма и переход на позиции иррационализма, появление у них острой неприязни
393

к диалектике, даже в ее гегелевской форме, переход на позиций отживших философских учений.
Характеризуя состояние философии после революции 1848 г. в Германии, Энгельс подчеркивал ужасающую путаницу в головах «образованных» людей того времени. Эти «образованные» слои в Германии состояли «из бесчисленного множества праздных голов, кандидатов на судебные и преподавательские должности, неудавшихся богословов, находящихся не у дел медиков, литераторов и т. д.» [7, с. 444]. Для немецкой философии этого периода характерна «сумбурность формы и содержания, высокомерная пошлость и напыщенный вздор, неописуемая тривиальность и убогая диалектика» [7, с. 444]. И в ряде наук, развивавшихся в 40-х годах в Германии, в частности в буржуазной политэкономии, дает себя знать эклектизм, эмпиризм, спекулятивность. Энгельс, оценивая немецкую экономическую науку, усматривает причины ее отставания в 40-х годах в специфической структуре образования и подчинения науки системе феодально-бюрократического управления. Экономическая наука в Германии характеризуется им как «камералистика, какая-то каша из всякой всячины, политая эклектически-экономическим соусом, — то, что требуется знать к государственному экзамену на должность правительственного чиновника» [13, с. 490]. Эта наука не развивается в этот период как самостоятельная область; она подчиняется бюрократическим формам социальной организации и является лишь средством достижения чиновником того или иного места в бюрократической иерархии. Но, наряду с ростом эклектизма, разброда и путаницы в области теоретического мышления, вместе с разложением классической немецкой философии шел и другой процесс — процесс мощного подъема естествознания в Германии. Одно из важных противоречий развития научного знания в Германии в этот период состояло в том, что рост крупной промышленности и подъем естественных наук не сопровождались соответствующим повышением уровня философского сознания и обобщения достижений естествознания: «первыми странствующими проповедниками» естествознания оказались вульгарные материалисты.
Революция 1848 г. создала новую ситуацию в духовной жизни Германии. «Мыслящая часть нации покинула философию ради естественных наук» [12, с. 58]. Этот процесс соответствует росту инициативности немецкой буржуазии, подъему ее торгово-промышленной деятельности. В последней четверти XIX в. Германия становится одной из высоко развитых стран и в промышленном, и в научном отношении. Она занимает одно из первых мест в Европе и по уровню технического развития, и по степени применения науки в промышленном производстве.
С точки зрения созревания естественных наук для диалектического обобщения, для проникновения в них диалектики явственно выделяются в течение XIX в. три главных этапа развития
394

естествознания во втором его периоде. Для всех этих трех этапов, т. е. для всего второго периода развития естествознания характерно то обстоятельство, что механика перестала быть лидером естествознания и уступила свою функцию прежде всего трем основным его отраслям: химии, физике и биологии. К ним примкнули геология и астрономия. Следовательно, в ХIХ в. лидер естествознания стал носить групповой характер. Механика выполнила свою роль науки, дающей остальным наукам свои методы, понятия и масштабы, она послужила для других наук как бы трамплином, отталкиваясь от которого они могли приобрести собственную скорость и начать двигаться вперед уже без ее помощи. Так продолжалось до конца XIX в., точнее до середины его 90-х годов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая характеристика второго периода в истории естествознания» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Класична теорія фінансування
Гіринг і вартість капіталу
Баланс
Действие и противодействие
Аудит виходу продукції рослинництва


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 588 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП