90-е годы. Дальнейшее обоснование марксистской концепции истории естествознания в последних работах Энгельса по историческому материализму
Заключительный шаг в развитии марксистского понимания научного прогресса, его движущих сил, его форм и тенденций сделан в работах Энгельса 90-х годов, прежде всего в его письмах. В работах этого периода, в частности во «Введении» к английскому изданию книги «Развитие социализма от утопии к науке» (1892), как и в самой этой книге, Энгельс связывает возникновение теоретического естествознания с развитием машинного способа производства и капиталистических общественных отношений, анализирует взаимоотношение науки и религии на различных этапах общественного развития, дает критику агностицизма и анализ его гносеологических и социальных истоков. Для периодизации истории естествознания и в особенности для характеристики его первого периода эти работы Энгельса имели исключительно большое значение. В 1892 г. умер близкий друг Маркса и Энгельса, выдающийся химик-марксист К. Шорлеммер, и Энгельс посвятил ему некролог, в котором осветил не только его жизнь и научную деятельность, но и основные линии развития органической химии, в области которой работал Шорлеммер. Громадное методологическое значение для истории науки имеют письма Энгельса 90-х годов. Центральное место в них занимает развитие основных положений исторического материализма в полемике с экономическими материалистами и вульгарными социологами. Проблемы развития естествознания рассматриваются Энгельсом под углом зрения критики вульгарно-экономических концепций, согласно которым развитие научного знания должно быть непосредственно выведено из экономического базиса, из производства, из уровня развития техники. Критикуя вульгарный социологизм, Энгельс раскрывает теоретическое и методологическое богатство марксистского учения. Энгельс обращает внимание на диалектику внешних и внутренних сторон развития научного знания, подчеркивает относительную самостоятельность духовных явлений, их несводимость к базису, сложное взаимодействие не только базиса и надстройки, но и науки и производства, науки и техники. Он отстаивает мысль о том, что каждое историческое событие, в том числе и достижение науки, представляет собой перекрещивание различных воль, что необходимо учитывать взаимодействие множества лиц, участвующих в историческом процессе. Большое место в его письмах занимает вопрос о роли личности в истории. Критикуя вульгарно-материалистические концепции, отрицавшие какое-либо значение личности в историческом процессе, Энгельс раскрывает диалектико-материалистическое понимание роли личности в истории, отмечая, что история — это результат деятельности людей, а не некий автоматически совершающийся стихийный процесс. 63
В этих положениях, дополняющих и развивающих предшествующие работы Энгельса («Анти-Дюринг», «Диалектику природы», «Людвиг Фейербах...» и др.), марксистская концепция истории естествознания получила более полное и глубокое историко-материалистическое обоснование. В августе 1895 г. Энгельс скончался. В год смерти Энгельса началась «новейшая революция в естествознании» и вместе с тем новый период в развитии марксистской концепции развития естествознания, связанный с трудами В. И. Ленина. И сегодня в трудах Маркса и Энгельса сохраняет свое значение суть их воззрений — метод материалистической диалектики, который, по словам Ленина, составляет живую душу всего марксистского учения. Эта суть раскрывается в том, как Маркс и Энгельс подходили к философскому анализу современного им естествознания, как они решали сложнейшие вопросы развития естествознания, как прослеживали они с позиций историзма тенденции развития естествознания, анализировали его прошлое, настоящее и будущее. Именно с методом марксистской диалектики и связана прежде всего та концепция развития естествознания, которую создали Маркс и Энгельс. Но прежде чем переходить к ее детальному разбору по существу, рассмотрим одну из важнейших особенностей марксистской диалектики и марксистской концепции истории науки — их критичность по отношению к предшествующим концепциям и к враждебным марксизму течениям.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «90-е годы. Дальнейшее обоснование марксистской концепции истории естествознания в последних работах Энгельса по историческому материализму» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»