Наиболее эффективным оказался контакт науки с сельским хозяйством скорее в химическом, чем в биологическом или механическом отношении. Революция в пневматике, начатая Пристли и достигшая своей высшей точки в трудах Лавуазье, показала, что животный организм представляет собой своего рода тетивую машину, где роль топлива играет пища, а растение совершает обратный процесс, используя солнечный свет для восстановления живой ткани из отработанных газов и возвращая кислород атмосфере, Выражаясь классической фразой Молешотта (1822—-1893), «жизнь соткана светом из воздуха». Однако ничто из этого не могло иметь никакого практического значения до тех пор, пока не была раскрыта роль почвы. Фермеры-практики и садов- Развитие отдельных отраслей науки в XVIII и XIX веках 36? ники знали, что почва кормит растения, между тем как ученые с 1790 по J 840 год терялись в догадках о том, как же именно она это делает. За 200 лет до того ВанТельмопт показал, что ива может расти, питаясь одной только водой. В таком случае казалось вполне логичным предположить, что элемент воды превращается в элемент земли или дерева. Но после 1790 года было доказано, что все это—алхимические бредни, однако взамен их не было создано ничего другого, вплоть до классических исследований фон Либиха. Его доклад на тему «Химия в приложении к земледелию и физиологии» (1846), подготовленный по просьбе Британской ассоциации (стр. 307), установил подразделение живых тканей, а следовательно, и продуктов питания, на ставшие ныне классическими углеводы, жиры и альбумины (протеины). Он показал, что первые два представляют собой главным образом топливо, образующееся в растениях из получаемой ими из воздуха углекислоты, и что только последний содержит азот и образуется в растениях из нитратов (солей азотной кислоты), всасываемых ими из почвы вместе с другими важными элементами, такими, как фосфор и калнй, чтобы позднее возвратить их ей обратно в форме животных экскрементов в процессе другого великого круговорота природы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Питание животных и растений» з дисципліни «Наука в історії суспільства»