Возможности извлечения выгоды, обусловленные применением машин, вызвали к жизни машиностроительную промышленность; а это, в сгога очередь, должно было породить революцию в ручном труде, сделав в процессе механизации еще шаг вперед и используя машины для производства машин. Первым и наиболее важным из них был токарно-винторезный станок с механическим суппортом Модели (рис. 13)1-31'' 510. И эта революция лишь немногим была обязана науке, причем долг ее ограничивался проверкой наглядных готовых суждений с помощью более точного применения геометрии, таких, как микрометр и проекция Модели и стандартные винты Уитворта. Здесь старые традиции конструктора и часовщика непрерывно сливались в новую традицию инженера-механика. Фактором, обусловившим возможность такого слияния, было наличие металла—сначала железа, а затем стали,—способного принимать новые, точные формы, а также наличие механической силы для их обработки. Только в середине XIX века задачи инженерного искусства начинают выходить за пределы ресурсов, известных уже древним. Паровой молот Насмита раз и навсегда уничтожил традиции кузницы Вулкана, и строительство машин стало уже больше не делом человека, а работой самих м£шин**м. Хотя фактически существующее производство точно обработанных метал* лических деталей было мало чем обязано науке, поскольку зависело от возможностей шлифовальных машин, оно явилось тем путем, следуя по которому машиностроение могло само приобрести научный характер. Самое искусное применение принципов ньютоновой механики в XVIII веке было для инженеров-практиков почти бесполезным, поскольку машины не могли конструироваться достаточно точно. Исключение представляли только машины, созданные искуснейшими мастерами, и такие тонкие механизмы, как часы. Даже в пушках, необходимых для насущных нужд войны, не могла быть обеспечена достаточно гладкая поверхность ствола и однородное его сверление, которое могло бы позволить извлечь сколько-нибудь серьезную пользу из прочно установленных теоретических принципов баллистики4"50. С введением точного ме-таллорезания все это изменилось, и работа механических приборов могла быть рассчитана па чертежной доскес известными шансами на точность такого предварительного расчета. Оно также должно было открыть путь для применения взаимозаменяемых частей, а тем самым и для методов массового производства, характерных для XX века. Первыми предзнаменованиями этого нового явления были построенный в 1800 году мушкетный завод Эли Уитни (1765—1825) и фабрика шкиперского имущества, которую основал в 1784 году в России сэр Самюэль Бентам, брат Иеремии Бентама, и которая позднее привела к созданию фабрики блоков Британского адмиралтейства, где конструктором машин был Модели. Знаменательно, что и то и Другое представляло собой технику, предназначенную для войны.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Машиностроение. Станкостроение» з дисципліни «Наука в історії суспільства»