Труды Фомы были приняты в его время менее благосклонно, чем в значительно более поздние времена. Даже до проникновения арабского знания существовала оппозиция к применению крайне абстрактного метода аргументации, основывавшегося на реальности платоновских идей или субстанцио- Средневековая наука и техника 179 иальных форм Аристотеля. Доводы Росцеллииа (ок. 1050—ок. 1322), одного из первых представителен номинализма— как течении, противопоставленного реализму,—были поддержаны вопреки учению св. Фомы францисканским монахом Дунсом Скотом (ок. 1266^—1308). Утверждая важность индивидуального и доказывая, что вещи появились раньше их названий и идей, номиналисты в действительности с успехом опровергали всю рациональную теологическую систему. Это не привело их ни к скептицизму, так как они были одновременно хорошими христианами, ни, в большинстве случаев, к прямому изучению природы, по скорее, как это было с аль-Газали, к признанию слепой веры, поддерживаемой мистически и настолько недосягаемой, что человеческий разум ие может надеяться познать ее. Тем не менее, поскольку им необходимо было спорить с реалистами, они должны были развивать свои рассуждения в критическом направлении и таким образом обеспечить доводы, которые должны были оказаться полезными при возрождении естествознания в позднейшие времена. Знаменитое положение Вильяма Оккама: «Сущностей не следует умножать без необходимости», или, точнее: «Не к чему делать с помощью большего то, что может быть сделано с помошыо меньшего»,—послужило для устранения из научной теории массы нелепостей. Еще позже школа Бури-дана (ок. 1297—1358) н Орезма (J320—1382) в Париже использовала методы Оккама для критики Аристотелевского учения о движении и тем самым проложила путь для преобразования Галилеем динамики (стр. 232) ЗЛ; а*2. В химии, где в течение длительного периода времени разум имел наименьшее влияние, алхимический подход также нашел поддержку со стороны мистиков. Рай-муид Луллий (ок. 3235—1315) из Майорки, бывший главным зачинателем введения в христианский мир суфийского мусульманского мистицизма, был или считался одним из основателей химического направления в науке, которое, как будет показано ниже (стр. 218), должно было через Парацельса и Ван-Гельмонта прийти к химии наших дней.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Оппозиция номиналистов» з дисципліни «Наука в історії суспільства»