В этой книге рассматривается вопрос о влиянии науки на историю и, в частности, о влиянии естественных наук классического мира на жизнь того времени и последующих эпох. Эта глава призвана выявить кое-что из того, какую роль играла наука в жизни греческого города и как она воздействовала на нее. Мы склонны настолько преувеличивать интеллектуальные и художественные достижения греков, что трудно даже осознать, что их знания и искусство гораздо больше влияли на внешнюю сторону, чем на практические и материальные факторы жизни. Красоты греческих городов, храмов, статуй и ваз, совершенство их логики, математики и философии скрывают от нас тот факт, что образ жизни большинства населения цивилизованных стран к моменту падения Римской империи в основном был таким же, что и 2000 лет назад, в период гибели древней цивилизации бронзового века. Сельское хозяйство, продовольствие, одежда, дома не были заметно усовершенствованы. Исключая небольшое улучшение в технике сооружения оросительной сети и дорог, введения новых стилей в монументальной архитектуре и планировании городов, греческая наука находила небольшое применение. Это неудивительно, ибо наука развивалась богатыми гражданами в первую очередь не для целей практического ее применения, которые они презирали, и, во-вторых, даже при наилучших в мире намерениях созданная ими наука была слишком ограничена и качественна, чтобы иметь широкое практическое применение. Греческая математика, изысканная, пользующаяся исчерпывающим методом, могла применяться лишь для немногих практических целей из-за отсутствия как экспериментальной физики, так и точной механики. Основным плодом величественной греческой астрономии, не считая астрологических предсказаний, был хороший календарь и несколько маловажных карт. Великая колыбель практической астрономии—искусство мореплавания—из-за отсутствия судов и нежелания плавать по неизведанному океану почти не развивалась. Другие науки были едва ли чем-то большим, чем довольно хорошо систематизированными каталогами общих наблюдений кузнецов, поваров, земледельцев, рыбаков и врачей, такими как «Естественнаяистория» Плиния. Там, куда вторгалась наука, она порождала наивные или мистические теории, в основе которых лежали элементы природы или тела, путавшие и извращавшие познание природы. Результаты существования общественных наук греков были более непосредственными, хотя иногда в силу того, что они были связаны с условиями существования определенного города-государства, при изменении этих условий становились неприменимыми (стр. 542). Техника в противоположность науке сохранилась в лучшем виде и меньше потеряла. Действительно, за исключением тех областей, где техника была связана с работами большого масштаба, подобно сооружению дорог и акведуков, она дошла до нас, по существу, без изменений, Табл Km РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАУКИ (главы 2. 3 н «>.
\. Раздел Период ^v Основной способ добывании продуктов щгтанни и транспорт Орудия и материалы Оборудование к процессы Общественная организации Интеллектуальные и культурные достижении Эпоха палеолита (глава 2) Собирательство и охота Орган нзованная охота на крупных зверей Каиое Рыболовство н ловля капканами Сбор зерен и корней Каменные орудия Ручные орудия и оружие Орудия с рукоятками: молоток, топор, копье Лук 1! праща Лучковое сверло Огонь Приготовление пищи. Поджаривание Выделывание шкур Одежды, мешки н корзины Ремни и веревки Сети н снасти Корзины Небольшие общественные группы Тотемические роды Охотничьи обряды Обряды захоронения Маги Язык Песни о животных растениях Ритуальные танцы, песни и музыка Мифы Натуралистическая живопись скульптура Медицина и хирургия Эпоха неолита (3. 1) Сельское хозяйство Культура мотыжного земледелия Приручение животных ради получения пищи, шерсти» Для переноса тяжестей и в качестве тягла; скопление продовольствия Плуг Постоянные поля Основные каменные орудия Топор, мотыга Ручные мельницы Грубые плотничьи работы Украшение из природного золота и меди Гончарное производство Прядение Ткачество Тростниковые глиняные хижины, деревянные дома Выпечка хлеба и приготовление напитков Поселения Обряды в честь плодородия Заклинатели дождя н короли зерна Возникновение социальных различий Ритуальные обмены Календарь для использования в сельском хозяйстве Геометрический рисунок Символизм Мифы о сотворении мира ные лошадьми лическне сосуды иые изделия -j--r-i — ВОЙНЫ Империя и рабство - -|—«" — трня Солнечный календарь А стронолшя Профессиональная медицина Ранннн период железного века (4.1—4.3) Увеличение количества расчищенной от леса н вспаханной земли Водяные колеса и насосы Зубчатая передача н блоки Усовершенствованные суда, годные для морских путешествий 1 ^ Биология Железо Усовершенствованные и более дешевые ору. дня и оружие Катапульты н другие военные машины 1 Физика и механика Стекло Совершенствование способа приготовления лекарств и красок ! Химия Торговые города Политика Республиканское правительство Появление плутократии Социальные битвы Иитеиснвпо развитое военное дело 1 Общественные науки Алфавит Литература Чеканные деньги Философия Зарождение рациональной науки 1 Астрономия, математика я медицина Данная таблица роказывает основные технические достижения с периода первых человеческих обществ до начала классического периода около 600 года до и. э. Даты приводятся лишь для обозяачеиия начала иультур, характерных для эпох палеолита, неолита, бронзового в железного века в основных центрах их возникновения. В других местах эти культуры появились позже. В каждом периоде материал рве положен ие в хронологическом порядке, я представляет собой лишь перечень наиболее важных особенностей определенной ступени в развит ни культуры. Таблица 2 ТЕХНИКА И НАУКА В КЛАССИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА (ГЛАВА 4)
Голы События а политической 'аздел до н. э. Технические достижения и общественной жизни Философия и наука G00 Эпоха тиранов Влияние вавилонских и египетских знаний
Владение техническими дости- жениями Востока Фалес и натурфилософы Материалистическая теория вселенной Завоевание персами Ионы Философия изменений; Гераклит Число и форма Пифагора, его Добыча металла и его обра- Греция освобождается от персидского ига Небожественные небеса Анаксагора физический закон 4,5 500 ботка Строительство судов Перикл в Афинах Шарообразная земля Филолая Архитектура н скульптура Пелопонесская война Четыре элемента Эмпедокла Иллюзорные изменения Парме-нида 400 Афинская демократия Рациональная медицина Гиппократа Атомист пческая теория Демокрита Строительство городов по Поражение и реакция в Афн* Диалектический метод Сократа grld-плаиу нах Идеализм Платона 4.6 Триумф Македонии Небесные сферы Еедокса Разум и логика Аристотеля', 300 п Завоевания Александра Александрийский музей его описательная биология ш/т^т¥к&А\шя11а/1чи11А й*пл плтшт Rrmtiuun •mrtTiuiionQ на PrunftT РаклиЯ гигтймятиэипуйт гмшйт. Дтпммгтиир^иаа Aumne-rvhua 200 100 Годы а. э. 100 "V**rtV*l J ******* Широкое распространение рабства Распространение римской ар* хитектуры, основанной на полукружной арке и своде Водяные мельницы мира Гражданские войны Рима Завоевание Галлии Реформы календаря Цезарем Август—первый римский император Восстание евреев Распространение христианства Император-философ Марк Аврелий бия Греческая философия, приспособленная для римлян Цицероном Энциклопедия Плиния Описательная ботаника Дио-скордия Систематизация медицины и физиологии Галеном фана Наблюдательная астрономия, прецессия равноденствия Ги-парха Атомистический материализм Лукреция, его наука без религии География Стратона Механика н паровая машина Него Архитектура Витрувия «Альмагест*, описательная астрономия Птолемея
4.8 200 300 400 500 Упадок городского хозяйства и торговли Кризисы<и вторжения варваров Попытки Диоклетиана стабилизировать положение нм • пер ии Официальное введение христианства Константином Осуждение арианства Падение Западной империи Рим разграблен готами «Град божий» Августина Несторианская ересь Возрождение алхимии, дистилляция Зосимом Исчисление площадей и объемов Паппы Цифровые уравнения Диофанта Убийство Гипатии Последний греческий математик Прокл Эта таблица охватывает период развития рациональной науки, главным образом эллинистической, протяженностью в 1100 лет, дли того чтобы выявить связь этой науки с совремеикоа историей и техникой. Период разделен на века, н, насколько позволяет место, перечислены вклады отдельных людей и помещены в графу того века, в котором они имели место. Менее коротким промежуткам времени не придается значение. Расположение материала с точки зрения времени везде одинаково, и скопление имен в афинском и эллинистическом периодах указывает на существование огромной научной активности в эти периоды, которые сравниваются с относительной бесплодностью римского периода.
Карта 1. Возникновение цивилизации Данная нарта показывает главные районы, исключая равнины Китая, о которых мы располагаем данными, что там впервые возникло сельское хозяйство и стали строиться города. Большак часть этого района, не считая высоких гор и пустынь, первоначально представляла собой открытые поросшие травой равнины, откуда произошла скотоводческая культура; долины разливающихся рек и дельты важных рек, которые считаются первыми местами возникновения городов, н прибрежные районы, освоенные в период^жслсзного века. Места расположения важных городов бронзового и железного веков также указаны. Условные обозначения: /—орошаемые речные долниы; 2—пустыин; 3— луга, пастбища; 4— берега с поселениями железного века. А—Афины; Аб—Абдера; Ак —Аккад; А. К-—Александрия Крайняя; Ан—Антиохия; Ар—Акрагант; Ас—Александрия; Ay—Am-шур; В —Вавнлои; Вз—Византия; Вл — Велик; Га —Газа; Гн —Гизе; ГК —Гиидукуш; Д—Дамаск; И —Иерусалим; К —Карфаген; Ка —Киреиа; Ки—Киосс; Ко —Корниф; Кс—Кос; Кр—Кротон; Ла—-Лагаш; Лв—Лавриоп; М—Мемфис; Ми—Милет; Мк—Микены; Мн— Метапоит; Мо—Мохенджодаро; Н —Ниневия; На— Навкратнс; Нп —Неаполь; П —Персеполь; Па —Пальмира; Пм~Пергам; Р —Рим; С—Сузы; Се—Семке; Си—Сиракузы: Сп—Спарта; Ср—Сарды; Тм —Тир; Тр —Троя; Тш — Так- сашнла; У —Ур; УМ —Умыа; X —Хиос; Ц—Целебес; Эб—Экбатаны. Железный век. Классическая культура ИЗ хотя, по крайней мере на Западе, ее выразительные средства ухудшились и упростились. Не все возможности классической культуры могли быть реализованы в рамках породившей ее цивилизации. При каждом изменении обстановки на пути развития науки ставились те или иные социальные и экономические ограничения» характерные, как мы уже видели, для рабовладельческой плутократии. Действительный вклад в развитие цивилизации греческая наука сделала позже, хотя он мог быть сделан лишь постольку, поскольку могли сохраняться и передаваться зачаточные элементы классической культуры. К счастью, хотя классическая цивилизация была не в состоянии спастись, она обладала достаточным авторитетом для того, чтобы навсегда уберечься от забвенья по меньшей мере некоторых своих достижений, и они впоследствии стали основой дальнейшего роста иауки. То, что произошло в период эллинистической и Римской империй, можно назвать великим распространением цивилизаций от берегов Атлантического океана до Гиндукуша. Престиж, который был порожден распространением власти и культуры этих империй, пережил их политическое могущество. Он служил, даже после того, как его первоначальный импульс иссяк, распространению на гораздо большей территории идей, методов, архитектурных стилей и техники эллинистической эпохи. На Востоке, в Центральной Азии, в Китае и Индии—повсюду чувствовалось влияние этого стиля, которое смешивалось с влиянием древних местных культур; на Западе престиж утраченного знания помог привить культуру европейским варварам. В действительности наиболее важным наследием классического периода была, возможно, сама идея естественных наук. Существует устойчивое мнение о том, что, как гласят легенды, люди античного мира путем глубокого изучения собрали знания о природе, что дало им возможность установить господство над ней. Александр, обученный Аристотелем, имел-де подводную лодку и мог летать по воздуху в карете, в которую был впряжен орел. Что касается действительных элементов классической культуры, науки, особенно астрономии и математики, то фактически доказано, что они пережили свою эпоху. Даже если бы эти иауки нужны были только для астрономических предсказаний, то и тогда в силу того, что они были необходимы для составления карты планет, их бы передавали по наследству и использовали на практике. Многое из других наук сохранилось в книгах и потом появлялось то у арабов, то у гуманистов эпохи Возрождения. Мы никогда не узнаем о том, какое количество их было непоправимо утрачено, но до нас их дошло достаточное количество, чтобы направлять и будить мысль и практику более поздних веков. Действительно, за последние 500 лет было так много выявлено и воспроизведено, что мы эффективно включили достижения классического мира в нашу собственную цивилизацию, причем наиболее сознательно и плодотворно—в области техники и науки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАСЛЕДСТВО КЛАССИЧЕСКОГО МИРА» з дисципліни «Наука в історії суспільства»