Распространение эллинизма в действительности шло за счет его внутреннего культурного развития. В искусстве, драме, литературе, политике последние достижения греков, в частности достижения Афин, были, так сказать, заморожены. Хорошие образцы копировались в слегка преувеличенном и сентиментальном эллинистическом стиле; комментарии и критика процветали, но ничего поистине великого и нового не создавалось. В философии не было настоящих последователей школ Демокрита, Платона или Аристотеля. Действительно, философия, которая уже отделилась от науки, со времен Александра также отделилась от политической жизни и стала почти исключительно моральной. Гражданин мог теперь заниматься самообогащением, но он уже не участвовал в управлении государством, за исключением тех случаев, когда он пользовался расположением двора. Философия теперь занимается примирением политически бесправных людей с неопределенностью жизни в экономически необеспеченном и подверженном войнам мире. Циники и скептики пожимали плечами. Стоики разыгрывают прекрасный спектакль о высшем безразличии, основанном на вере во виут-ренюю ценность добродетели в мире, управляемом неизменной судьбой, которую определяют звезды. Эпикурейцы убеждали людей брать наилучшее, упражняться в добродетели как наиболее верном пути к наслаждению и не беспокоиться о богах, которые живут достаточно высоко над этим миром беспокойных атомов2-2. Философия древнего мира растворилась в мистицизме гностиков и неоплатоников, и последним эхом ее старого голоса явилось «Утешение» Боэция, появившееся в конце одной эпохи и в начале другой. Среди них имеются философы, представленные тем, что может быть более правильно названо религией образованных высших классов. Они поистине создали интеллектуальный язык, на котором должны были выражаться более грубые, но гораздо более жизненные религии низших классов, поскольку они приходили к власти.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Философии примирения» з дисципліни «Наука в історії суспільства»