Вышеизложенное рассмотрение вопроса о научном методе ограничивается тем, что можно назвать тактикой научного прогресса. Это, прежде всего» такой метод решения проблем, когда имеется основание быть уверенным в том, что решение удовлетворительно. Но одного этого совершенно недостаточно для объяснения прогресса в науке в целом в течение длительного периода времени. Для создания полной картины необходимо еще кое-что сказать о том, что соответствует стратегии науки. Ясно, что нет абсолютной необходимости в существовании сознательной стратегии в науке для ее дальнейшего прогресса, и, действительно, прежде ее развитие, конечно, не направлялось некими преднамеренными далекими целями. Тем не менее, как мы увидим дальше, путь прогресса в пауке ни в коем случае не был произвольным, и все время что-то, подобное стратегии, должно было действовать большей частью бессознательно, но иногда также и сознательно. Существенная особенность стратегии открытия заключается в определении последовательности выбора проблем для решения. Действительно, гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. В этом заключается смысл определения Козамби науки как осознания необходимости. В самом деле, общий прогресс в науке происходит в порядке последовательного решения проблем, поставленных прежде всего действительной экономической необходимостью и только во вторую очередь выдвинутых более ранними научными идеями. В любое время обычно существует ряд настоятельных проблем, подобно необходимости удвоения объема дельфийского алтаря, имеющего кубическую форму, которое привело к извлечению кубического корня, или нахождения долготы, приведшее к открытию законов Ньютона, или же лечения болезни шелкопряда во Франции, которое помогло Пастеру прийти к мысли о микробной теории заболевания. В науке существует опасность ограничения количества признанных классических проблем. Усилия поколений ученых сосредоточены, на решении и дальнейшей разработке таких проблем. Именно такая тенденция в течение длительных периодов истории науки удерживает ее в узких пределах. И лишь вырвавшись из этих пределов и обнаружив новые проблемы во внешней жизни, наука захватывает новые области. Некоторые из величайших ученых прошлого, такие, как Ньютон, Дарвин и Фарадей, ставили перед собой задачу найти и решить проблемы в соответствии со своим собственным планом. Так, например, Фарадей5-32 в самом начале своей деятельности поставил перед собой общую проблему—выявить связи между отдельными силами физической природы (светом, теплотой, электричеством и магнетизмом) и, рассматривая их попарно, почти полностью выполнил этот план (стр. 340). Теперь мы начинаем понимать: все, что может быть сознательно сделано, хотя бы в миниатюре, такими великими личностями, является важной частью-науки, и мы считаем теперь возможным сознательно планировать науку на коллективной, а не па сугубо индивидуальной основе. Здесь встает более широкая проблема необходимости урегулировать и объединить вопросы, выдвигаемые, с одной стороны, социальными и экономическими потребностями, с другой—присущим науке ходом развития. Однако такое сознательное планирование науки ввиду даваемых им преимуществ в области научных открытий и использования результатов ее развития повлечет за собой гораздо больший контроль над экономической жизнью страны, чем это имеет место за пределами социалистических стран. Тем не менее эти преимущества, в конечном счете, настолько велики, что ни одна нация не в состоянии существовать в мире без положительного и планового использования науки. Следовательно, прогресс в науке и все возрастающее ее использование в общественной жизни в будущем, вероятно, пойдут гораздо более рациональным и менее случайным путем, чем в прошлом. Введение 25- С точки зрения исторических перспектив наука характеризуется сознательной разработкой эксперимента, обусловленного деятельностью сенсорных и моторных органов чувств человека. Она расширяет—сознательно и общественно—бессознательный процесс познавания, присущий всем высшим животным. Животное может познавать с помощью опыта, человек, используя науку, идет дальше этого и ставит опыты, чтобы познавать. В этом же смысле сам па себе научный метод, с его систематизированными процессами сравнения, классификации, обобщения, гипотез и теорий, является расширением механизма мозга, который у высших млекопитающих уже развит настолько, что он способен ориентироваться при очень сложных обстоятельствах, например на охоте. Однако существенная разница между такими действиями животных и достижениями человеческой науки состоит в том, что последние—не столько индивидуальные, сколько общественные достижения. Они возникают из совместных усилий в труде и координируются с помощью языка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стратегия науки» з дисципліни «Наука в історії суспільства»