ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СДАВЯН ПЕРИОДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Большинство исследователей сходятся на том, что первоначально
Русская земля занимала территорию по притокам Днепра — Роси,
устью Сулы на юге и до Трубчевска на северо-востоке. Здесь известно
несколько десятков поселений конца I тысячелетия н. э. с остатками
углубленных в землю прямоугольных жилищ-полуземлянок. На этой
территории было открыто большинство кладов. Типичным для росов
является Пастырское городище VII—VIII вв. Поселение было
застроено наземными постройками с глинобитными печами и небольшими
полуземлянками. Жители занимались не только сельским хозяйством,
но и ремеслом: кузнечным, гончарным, ювелирным. На городище
открыты остатки сгоревшей кузницы и горна, служившего для
выплавки железа. Ремесленный характер производства зафиксирован на
городищах Хотомель, Алчедар, Гнилопять. Фактически они представляли
собой административные центры ближайшей округи и феодальной
власти, места сосредоточения ремесла и торговли. Сложилось
принципиально новое деление общества на производителей и нарождающийся
класс земельных собственников. В начале IX в. на базе прежнего
племенного союза на территории исторически известных славянских
племен древлян, дреговичей, радимичей, частично северян и кривичей
оформилось качественно новое образование —Древнерусское
государство.
Оно возникло как результат многовекового исторического развития
восточных славян. Племенное объединение полян, очевидно,
составило его основу. Для этого имелись глубокие исторические предпосылки.
Прежде всего более развитое, чем в других славянских землях,
комплексное хозяйство, основанное на плужном земледелии и домашнем
скотоводстве, наличие сети укрепленных поселений с развитым
ремеслом и существовавший уже несколько столетий племенной союз,
внутри которого шли процессы объединения отдельных племен,
сложения единого языка, культуры, имущественной и социальной
дифференциации, выделения из недр первобытно-общинного строя
феодального класса дружинников и сложения аппарата власти. Нельзя
375
не учитывать и выгодное географическое положение Клева как центра
племен полян на Днепре. Определенную роль сыграл внешний
фактор — постоянная угроза со стороны обитавших в степях кочевых
народов. Все это привело к сложению единого Древнерусского
государства с центром в Киеве. Таким образом, период племенных союзов
закончился образованием Киевской Руси, в состав которой вошли
значительная часть восточных славян лесостепной зоны с их древней
земледельческой культурой, земли Полесья и форпосты на водных
путях на север.
Археологический материал позволяет проследить процесс
формирования феодального класса и княжеской власти. Этот процесс начался
еще до образования Киевской Руси, но с возникновением государства
он не закончился. К IX—XI вв. относятся так называемые дружинные
курганы на Смоленщине, Черниговщине, около Ярославля и Киева. В
этих языческих курганах похоронены не только представители
формирующегося феодального класса—дружинники, но и торговцы.
Курганные могильники расположены на торговых путях, в их узких
местах —так называемых волоках.
Гнездовские курганы у Смоленска расположены в месте сближения
Западной Двины с Днепром на пути «из варяг в греки». Здесь был волок
из Днепра в р. Ловать. Путь возник, судя по находкам монет, в начале
X в. В Гнездове было поселение при волоке, где жили плотники,
ремесленники, земледельцы и торговцы. Могильник представляет
собой грандиозное поле, насчитывающее около трех тысяч курганов.
Большинство курганов небольшие, около метра. Среди них особенно
выделяется курган 10-метровой высоты. Под его насыпью вскрыты
оотатки костра, на котором был сожжен, вероятно, князь и несколько
женщин, может быть, рабынь. Сохранились железные бляшки, мечи и
шлем. Рядом, в специальном кургане, был похоронен конь. В 700
раскопанных гнездовских курганах обнаружен один и тот же обряд
погребения —сожжение, которое совершалось либо на стороне, либо
на том месте, где позднее возводился курган. Большая группа курганов
не содержала никаких вещей, не было даже следов погребения. Эти
курганы насыпались в честь воинов и путешественников, погибших на
чужбине.
Большую ценность представляют бытовые вещи из Гнездова. Они
позволяют охарактеризовать быт славян IX—X вв. Таковы широко
известные пружинные ножницы, служившие для хозяйственных целей.
В Гнездове найдены также древнейшие на Руси шарнирные ножницы
с двумя соединенными болтом лезвиями. Ножницами такой
конструкции мы пользуемся до сих пор. Также обнаружена древнейшая на Руси
железная складная бритва. В быту древнерусская знать пользовалась
питьевыми кубками, сделанными из оправленных в серебряные оковки
рогов.
Материалы гнездовских курганов свидетельствуют о широких тор-
376
Вещи из дружинных курганов:
/ —рукоятка меча, 2 — турий рог из Черной Могилы, 3 — корчага с древнерусской надписью
говых связях Руси со Скандинавией, Волжской Болгарией, Ираном,
Закавказьем. В одном из курганов найдены весы, железные гири и
маленький бронзовый замочек в виде бабочки из Волжской Болгарии,
в другом — красивый иранский бронзовый светильник в виде женской
головки. В качестве денег в IX—X вв. широко использовались
среднеазиатские дирхемы, которые встречаются в курганах и кладах.
Интересно, что в обращении были как целые монеты, так и разрубленные
на части, игравшие роль разменной монеты.
Три группы больших курганов, раскопанных под Ярославлем,
близки смоленским. В ярославских курганах отмечен тот же обряд
погребения, такие же мечи, наконечники стрел и копья. Они также
возникли на торговом, волжском пути. На поселении рядом с
курганным могильником найден клад из двух тысяч среднеазиатских дирхемов
IX в.
Не меньшую ценность представляют курганы, раскопанные в
Чернигове. Среди них особый интерес вызывает Черная Могила,
расположенная в самом городе. Предания гласят, что в кургане покоится
князь Черный — основатель города. В толще кургана найдено большое
количество различных воинских доспехов. Под его насыпью открыты
13 377
остатки огромного костра, на котором видимо, было сожжено
несколько покойников. В кургане были зарыты вещи и военные доспехи. Среди
них две кольчуги, два шлема, два кубка, сделанных из турьих рогов и
украшенных серебряными обкладками, сабля. На оправе одного из
рогов изображены мужчина и женщина, стреляющие из луков. В
Черной Могиле было много оружия и различных вещей из железа,
серебра, золота и стекла. Определить дату появления кургана помогли
две золотые византийские монеты, относящиеся ко второй половине
X в. Черниговские дружинные курганы расположены группами: один
большой курган, а вокруг него несколько маленьких, в которых,
очевидно, погребены простые воины.
Сохранилось описание похорон русского купца в городе Болгаре,
составленное арабским дипломатом Ибн-Фадланом. Прах, описывает
он, был положен на ладью, которую поставили на костер. Рядом с ним
положили оружие и вещи. При погребении убили коня, петуха, быка.
Также была умерщвлена любимая рабыня покойного. Все это сожгли
и над остатками костра насыпали огромный холм, на вершине которого
поставили столб с надписью. Описание похорон совпадает с данными
археологических раскопок.
Дружинные курганы дают материал сторонникам так называемой
норманнской теории утверждать, что государство на Руси было создано
варягами и скандинавами. Действительно, в описываемый период
существовал торговый путь «из варяг в греки», на землях восточных
славян встречаются погребения норманнов в курганах VIII—X вв., в
частности в дружинных. Это, однако, не дает оснований утверждать,
что скандинавы (варяги) составляли большинство в правящем классе
Древней Руси.
Набор вещей, найденный в различных дружинных курганах,
характеризует уровень развития культуры, ремесла, экономических связей
и военного дела. Русские дружинники пользовались мечами длиной до
1 м, с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие
мечи предназначались для рубящего действия. Вдоль лезвия меча
(посередине) проходила ложбинка. Перекрестие и навершие мечей
обычно украшались серебряным узором. Но эти мечи нельзя назвать
скандинавскими. Такие каролингского типа мечи были широко
распространены в Европе, в том числе и на Руси. В курганах найдено
множество характерных для того времени черешковых ромбовидных
наконечников стрел и копий. У скандинавов наконечники копий были
ланцетовидные. В то время у восточных славян появились широко
известные шлемы-шишаки с вытянутым верхом —типично русские.
Скандинавские шлемы совсем другие — полукруглые. Необходимыми
доспехами были кольчуги —специальные защитные рубашки,
сделанные из отдельных металлических колечек, которые на Руси появились
даже несколько раньше, чем в странах Западной Европы.
378
К эпохе сложения классового общества относится возникновение
письменности. В связи с этим особую ценность представляет находка
первой древнерусской надписи. На поверхности одного из гнездовских
сосудов — корчаги начала X в. процарапано всего одно слово: «горо-
укша» или «гороухша». Одни ученые считают, что в сосуде находилась
горчица, другие —нефть для разжигания погребального огня. Гнез-
довская надпись подтверждает вывод филологов о том, что
древнерусская письменность существует с X в. В этом же кургане имелись
обычные для X в. монеты и меч. Вероятно, торговец вез в этом сосуде
с юга горчицу.
Наряду с дружинными курганами известны и рядовые
древнерусские курганы крестьян-общинников. Они расположены в разных
частях Древней Руси небольшими группами, имеют вид земляных
насыпей. Многие курганы IX—X вв. содержат остатки трупосожжения.
Под влиянием христианства этот языческий обряд постепенно исчезает
сначала среди городского населения, а потом и в сельской местности,
где он держался очень долго. Существенной особенностью
крестьянских курганов является отсутствие в них предметов роскоши,
привозных вещей, которые встречаются в дружинных курганах, и наличие
орудий труда: железных серпов и ножей для вырезания пчелиных сот
(медорезки).
Ценным археологическим источником являются женские
украшения из бронзы и серебра. В разных частях Русской земли они были
различны и свидетельствуют о том, что с возникновением феодальных
отношений и разрушением старых племенных границ продолжали
существовать различия в традиционной культуре. Головной убор
русских крестьянок украшали металлические нашивки, височные кольца,
перстни, браслеты на руках. На груди они носили бусы, сделанные из
горного хрусталя и сердолика.
Основным населением Древней Руси были земледельцы. Однако
поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели
укреплений и многие из них были разрушены более поздними
поселениями. Как правило, они располагались на высоких берегах
небольших рек, в поймах которых были пашни и луга. Сельские поселения
возникали и на водоразделах, где обрабатывались лесные участки.
Основным занятием населения было хлебопашество. Сеяли пшеницу,
рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, из технических культур
возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. По
находкам костей животных выяснено, что в IX—XII вв. разводили
коров, овец, свиней и лошадей. Из птиц были известны куры/утки и
гуси. К этому времени относится большое количество древнерусских
серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников,
наральников для почвообрабатывающих орудий. Подъем сельского
хозяйства, его техническое оснащение были тесно связаны с развитием
ремесла и торгового обмена.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СДАВЯН ПЕРИОДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит збереження запасів
Способи передачі повідомлення
Аудит документального оформлення господарських операцій
Умови виникнення кредитної угоди
Стандартизація в галузі безпеки телекомунікаційних систем


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 870 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП