Издательская деятельность сегодня является одной из отраслей народного хозяйства, которая имеет тенденцию роста. Анализ этой важной составляющей имеет большое значение в связи с необходимостью определения дальнейших направлений развития книгоиздательского бизнеса. Причем нас интересует не только рост сам по себе, но и особенности и перспективы различных тематических направлений книгоиздания. Практика показывает, что в бизнесе очень важно уметь прогнозировать, т.е. предвидеть, что поможет, а что воспрепятствует достижению поставленных целей. Организация может потерпеть убытки, если ее руководство (менеджеры) неправильно спрогнозирует изменения внешней среды и неверно оценит свои возможности. Чтобы этого не произошло, необходимо иметь четкий и продуманный план действий. Планирование в бизнесе предполагает учет множества аспектов, касающихся как внутренней среды организации, так и внешней. Перед началом нового проекта необходимо составить так называемый бизнес-план, который определит жизнеспособность проекта с точки зрения наличия финансовых, людских и материальных ресурсов, правового обеспечения, а также возможности получения прибыли, ради чего, собственно, и затевается дело. Назначение бизнес- плана состоит в том, чтобы решить четыре принципиальные задачи: изучить перспективы развития будущего рынка сбыта книжной продукции, чтобы производить только то, что можно продать; 64
оценить затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной книжному рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела; обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в случае нежелательного развития событий; определить критерии и показатели, по которым можно будет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катится к развалу. Бизнес-план — документ перспективный, и составлять его рекомендуется на три-пять лет вперед. Западные инвесторы нередко опасаются иметь с нами дело. И не только из-за отсутствия гарантий, как это принято считать, но и по причине непрофессионально, неубедительно разработанных документов, в частности, бизнес-планов и инвестиционных проектов. Бизнес-план — это инст румент для превращения замысла в действительность. Но одновременно и инструмент управления. Ведущую роль в его составлении и воплощении в жизнь играют менеджеры, цель действий которых — формирование идеи и донесение ее до участников, создание команды единомышленников, анализ и сбор информации, контроль над выполнением бизнес-плана и его корректировка. В зависимости от масштабности задуманного проекта бизнес- план может быть небольшим и развернутым, простым и сложным. Это документ для внутреннего пользования. Иногда он может быть даже закрытым для широкого доступа, если содержит секретную информацию, о которой не должны узнать конкуренты. Бизнес-план — постоянный управляющий документ: он систематически обновляется, в него вносятся коррективы в связи с переменами, происходящими как внутри издательства, так и вовне — на рынке, где распространяется его продукция, и в экономике в целом. Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целыо изучение конкретного направления деятельности (организация, издание и распространение книг) на определенном рынке в сложившихся социально-экономических условиях. Он объединяет в себе: конкретный проект книгопроизводства, связанный с созданием нового типа книги; всесторонний анализ организационной, производственнохозяйственной и коммерческой деятельности книгоиздательской организации, цель которого — выделение слабых и сильных сторон специфики и отличий книжного издательства; изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач книгоиздания. 65
Бизнес-план — один из документов, определяющих стратегию развития фирмы. Он базируется на общей концепции развития, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспекты стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Цель стратегического планирования — выявить наиболее перспективные направления деятельности книгоиздательской или книготорговой организации (фирмы), которые обеспечат ее рост и процветание. Стратегическое планирование направлено на адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды и на извлечение выгод из новых возможностей, которые предоставляет эта среда. В основе разработки стратегических планов лежит анализ перспектив развития компании с учетом предполагаемых тенденций изменения внешней среды. Стратегическое планирование включает три этапа: стратегический анализ (включает анализ внешней окружающей среды и анализ ресурсного потенциала объекта); целеполагание — определение миссии, целей и задач развития планируемого объекта; стратегический выбор (разработка базовой и функциональных стратегий). Стратегический анализ является исходным этапом стратегического планирования. Он требуется для того, чтобы четко определить, на какой стадии развития находится объект планирования. Для этого необходимо сформировать эффективную информационную систему, которая должна обеспечить данные для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. В процессе стратегического анализа системно рассматриваются факторы внешней среды и ресурсного потенциала объекта планирования (внутренних возможностей) для определения текущего состояния и выявления условий дальнейшего развития и функционирования. В практике анализа среды бизнеса в последние годы оправданной популярностью пользуется SWOT-анализ. Он относительно прост, что немаловажно для предпринимателя, который пытается разработать собственную стратегию. Анализ по методу SWOT начинается с исследования сильных (strength) и слабых (weakness) сторон существующего бизнеса, возможностей (opportunities) и связанных с этим угроз и опасностей (threats). На первом этапе SWOT-анализа проводится рассмотрение возможностей и угроз, которые исходят от внешней среды по отношению к объекту планирования. При этом представляется целесообразным выявить и оценить конкретные возможности и угрозы по каждому исследуемому фактору внешней среды. 66
Выявленные в процессе анализа возможности и угрозы имеют неравнозначный характер. В соответствии с этим представляется целесообразным каждую из них оценивать по степени воздействия на повышение возможностей или понижение угроз эффективного функционирования любой социально-экономической системы. Для этого может применяться 10-балльная шкала оценок. Для оценки вероятности наступления конкретных возможностей или угроз обычно используется традиционная шкала оценок от 0 до 1. На основе объединения этих двух способов оценок можно произвести классификацию возможностей и угроз, применяя для этого специальные двумерные матрицы (например, матрицы Г. Гринли). Целеполагание, или определение политики объекта планирования, предусматривает определение целей и задач развития объекта на основе информации, полученной на этапе стратегического анализа. Основные принципы формирования системы целей стратегического плана — это достижимость, гибкость, измеримость, стимулирование на достижение желаемого результата, иерархичность построения, четкость формулирования. Миссия в практике бизнеса выступает как уникальная характеристика смысла существования конкретной предпринимательской идеи. Известна руководящая идея Форда: «Создать из мира источник радости». Эта идея и была в основе миссии компании, которую долгие годы возглавлял отец автомобильной промышленности США. Миссия организации играет важнейшую роль и в японской модели менеджмента: в ней выражается философия производственного коллектива, живущего по принципам единой семьи. Стратегический выбор непосредственно связан с разработкой стратегии развития объекта планирования. Он предполагает формирование и оценку альтернативных направлений развития любого объекта, а также выбор наиболее предпочтительного варианта его развития. Основополагающим понятием стратегического планирования является стратегия, т.е. определение основных долгосрочных целей и задач развития любого элемента национальной экономики, утверждение курсов действий и распределение ресурсов для достижения этих целей. В программе развития книгоиздательской или книготорговой фирмы, имеющей стратегический характер, рассматриваются различные стратегические альтернативы, в том числе возможности ограниченного роста, сокращения темпов развития и сочетания этих вариантов. Стратегической альтернативой, которой придерживается большинство организаций, является ограниченный рост. Для этой стратегии характерно определение целей на основе достигнутого с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется обычно в тех отраслях промышленности, где имеет место стабиль 67
ная ситуация, когда руководство организации в целом удовлетворено положением фирмы на рынке. Стратегия роста реализуется посредством ежегодного существенного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных показателей развития в сравнении с достигнутым в предыдущем году. Эта стратегия используется в динамично развивающихся отраслях с быстро совершенствующимися технологиями. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители предприятий и которую нередко называют стратегией последнего средства, является альтернатива сокращения. В ее рамках возможны варианты ликвидации фирмы, отсечения всего лишнего, сокращения и переориентации производства. Чаще всего на практике используется стратегия сочетания всех альтернатив, которой придерживаются обычно крупные фирмы, активно действующие в ряде отраслей. Указанная стратегия представляет собой любой симбиоз из всех упомянутых вариантов. На стратегический выбор, осуществляемый руководителями фирмы, воздействуют разнообразные факторы, например, риск, учет опыта применения разных стратегий в прошлом, реакция на пожелания владельцев фирмы, учет фактора времени. Характер и уровень стратегического планирования в значительной мере предопределяют успех рыночной деятельности хозяйствующего субъекта. Некоторые российские фирмы на определенном этапе способны добиться определенных достижений, не затрачивая больших усилий на организацию планирования. Кроме того, стратегическое планирование само по себе еще не гарантирует успеха. В то же время бесспорно, что применение плановых методов создает существенные благоприятные предпосылки для развития фирмы. Современные темпы изменений и увеличения объема знаний настолько велики, что стратегическое планирование выступает по существу единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает руководству фирмы инструмент функционирования на длительную перспективу. Стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия управленческих решений. Определение того, чего фирма хочет добиться, помогает оценить наиболее подходящие пути ее практических действий. Планирование способствует снижению риска при работе на рынке. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск выбора неоптимального решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях фирмы или о внешней ситуации. Планирование, которое служит для определения будущих действий на рынке, помогает обеспечить единство общей цели в рамках всей организации. 68
Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как комплексная система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен в зависимости от типа издания и его тиража. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей издательства. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Такие проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научнотехнической новизной, но и быть достаточно полно проработанными, показывать, какие затраты необходимы на их реализацию и что это даст экономически (какой доход принесет). Степень инновационности и уровень рискованности проекта в бизнес-плане можно определить лишь в том случае, если выявлены и охарактеризованы источники его финансирования. По мнению специалистов в области менеджмента, бизнес-план издательства должен включать: обоснование необходимости издания книги (серии книг) определенного объема и тиража; определение потенциальных покупателей; изучение книжного рынка с целью выявления целевого сегмента и наличия конкурентов; определение конкурентоспособности предполагаемой к выпуску книжной продукции по целям и качеству; выявление источников финансирования проекта и определение ресурсов, необходимых для его осуществления. Таким образом, бизнес-план представляет собой документ, который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности книгоиздательского или книготоргового предприятия (фирмы), анализирует все проблемы, с которыми они могут столкнуться, определяет способы решения этих проблем. Именно на основании данного документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства. В условиях рыночной экономики бизнес-план — необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями. Бизнес план состоит, как правило, из нескольких разделов, содержащих информацию для тех, кто будет по нему работать. Основное правило — информация должна быть полной, но не избыточной, достоверной и емкой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бизнес-план издания книги» з дисципліни «Книговидання. Менеджмент. Маркетинг»