Издательские фирмы и их типы. Организация издательской отрасли
Инфраструктура издательской от- расли на Западе более сложная, чем в России. Все меньше остается изда- тельств, принадлежащих чисто се- мейному капиталу, т.е. независимых. Существует множество самых раз- личных издательских групп и объе- динений — от мелких, состоящих из двух-трех фирм, до гигантских кон- цернов, практически монополизиро- вавших издательскую деятельность в стране. Поэтому, когда видишь назва- ние какого-либо издательства — на книге в выходных данных, в катало- ге-справочнике, в документе, который предстоит подписать, — . важно знать, что за этим названием стоит. Знать это нужно из чисто практичес- ких соображений, а вариантов здесь может быть несколько. Например, самый крайний — за названием во- обще ничего не стоит, это не издатель- ство, а лишь «импринт», т.е. издатель- ская марка (когда-то это было самостоятельное издательство, затем оно было куплено более крупным, а впоследствии вообще оказалось рас- формированным, но читатели при- выкли к этому названию). Другой ва- риант — издательский концерн. По сути дела это такая же фикция, как и импринт. Нельзя заключить контракт с «Бертельсманном», «Хольцбрин-481 ком», «Ашеттом» или «Эльзевиром» (с ними, разве что, может подписать со- глашение правительство), издательство же имеет дело с конкретными отделе- ниями, филиалами, входящими в концерн издательствами. Удобнее всего иметь дело с независимым издательством среднего мас- штаба, у которого есть свой конкретный владелец, принимающий все ре- шения. Более сложный вариант: издательство в своей деятельности явля- ется полностью самостоятельным, но формально принадлежит другому более крупному издательству (т.е. входит в издательскую группу) или фир- ме, с издательской деятельностью напрямую не связанной. В этом случае тоже все текущие вопросы решает руководитель издательства (директор), причем он может действовать даже смелее, чем в первом случае, так как за ним стоит достаточный капитал (и это нелишне знать). Более крупное объединение, помимо входящих в него издательств, мо- жет иметь собственную книгораспространительскую фирму, обеспечива- ющую реализацию заявок магазинов, сеть собственных книжных магази- нов, одну или даже несколько типографий, фирмы, выпускающие издательскую продукцию на нетрадиционных носителях (программы для ПК. видеокассеты, компакт-диски), и т.д. Обычно объединение состоит из 5— 10 входящих в него фирм или отделений. Издательский концерн отличается от объединения в принципе только масштабами: число входящих в него издательств, издательских отделений и филиалов (в том числе и зарубежных) определяется десятками, если не сот- нями; ему может принадлежать несколько типографий и книгораспро-стра- нительских структур общенационального масштаба, а также журнальные и газетные издательства, телеканалы, информационные сети и т.д. Все эти подразделения чаще всего образуют внутри концерна объединения типа тех, которые были только что описаны (т.е. издательское объединение может быть как самостоятельным, так и входить в состав концерна). Так, в состав кон- церна «Груп де ля Сите» во Франции входят такие крупные и известные объединения, как «Лярусс», «Робер Лаффон», «Натан», «Бор-дас» и др.; гер- манский концерн «Бертельсманн» объединяет около 300 фирм у себя в стра- не и за рубежом: издательства «Карл Бертельсманн», «Гольдманн», «Блан- валет», «Габлер», «Вивег», «Лексикотек» и др., журнальное объединение «Грунер + Яр», объединения «Пласа и Жанес» в Испании и «Бентем-Дабл- дей-Делл» в США, сеть крупнейших книжных клубов по всему миру; в дру- гой германский гигант «Хольцбринк» в самой Германии входят такие круп- нейшие издательства, как «Дрёмер-Кнаур», «Фишер» и «Ровольт», в США — «Хенри Холт», «Фаррар, Штраус энд Жиру» и журнал «Сайентифик аме- рикен», в Великобритании — издательство «Макмиллан»; в США в круп- нейший на сегодняшний день концерн «Рендом хауз» входят такие изда- тельства и объединения, как «Альфред Кнопф», «Пантеон букс», «Краун паблишинг труп», «Баллантайн» и др., книгораспространительские образо- вания, фирмы почтово-посылочной торговли, рекламные агентства и т.д. В свое время при создании подобных гигантских объединений мыслилось, что482 они будут сосредоточивать в одних руках не только все стадии производства и распространения книги, но и всесторонне «эксплуатировать» сюжет или произведение, т.е. выпускать по нему не только книгу, но и, например, ви- део- или кинофильм, аудиокассету, компакт-диск Сейчас в развитии издательских концернов наметились две параллельные тенденции противоположного направления: наряду с дальнейшей концентра- цией производства, укрупнением старых концернов и созданием новых, внутри самих этих гигантских образований усиливаются процессы дезинтеграции: отделения и филиалы получают больше самостоятельности, а некоторые из концернов вообще распадаются на более мелкие структуры. В последнее время стал складываться и новый тип объединений: не- сколько независимых издательств создают общие вспомогательные служ- бы — административную, коммерческую, производственную, книгорасп- ространительскую, что снижает их производственные расходы. С кем лучше иметь дело на практике во всех вышеописанных случаях, зависит от структуры каждого конкретного объединения. Идеальный слу- чай, естественно, — руководитель издательства, которое пользуется пол- ной автономией. Однако многие объединения имеют общие централизо- ванные службы, занимающиеся уступкой и приобретением прав, международными связями, коммерческими вопросами и т.д. В этих дета- лях неплохо заранее разобраться, хотя бы потому, чтобы вас не «футболи- ли» из одного места в другое и ваши предложения не оставались бы без ответа. Справедливо и общее банальное замечание: чем крупнее образова- ние, тем выше уровень бюрократии. Вообще за несколько рискованный проект (а таковым будет представ- ляться любое предложение любого российского издательства) возьмется скорее мелкое или среднее издательство, а не крупное объединение. Последние делают больше ставку на беспроигрышные варианты, на бестселлеры. Об издательстве же, с которым вы собираетесь вступить в контакт, же- лательно знать как можно больше: его статус или принадлежность (неза- висимое или входит в объединение, кому принадлежит), руководство (в том числе и подразделений, и направлений, например, литературный ди- ректор, руководители отделений, ответственные за уступку и приобрете- ние прав, ответственный за международные связи и тд.), год основания, масштабы деятельности (годовой выпуск, объем каталога, объем оборо- та), специализация и серии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Издательские фирмы и их типы. Организация издательской отрасли» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»