В меняющихся условиях еще в начале XX века в среде интеллигенции, людей со средним достатком, активистов благотворительной деятельности, составляющих большинство членов либеральных партий, сформировалось убеждение в необходимости активизации социальной политики. В Англии по настоянию либерального политика Ллойд-Джорджа еще до первой мировой войны были приняты законы об обязательном начальном образовании, бесплатном питании в школьных столовых для детей бедных родителей, бесплатном лечении и пенсиях по инвалидности для пострадавших от несчастных случаев. Была установлена максимальная продолжительность рабочего дня в 8 часов для горняков, занятых на особенно тяжелых подземных работах, запрещено привлекать жен-Щин к труду в ночную смену, введены пенсии по старости (с 70 лет). Началась выплата пособий по безработице и болезни, которые частично оплачивались государством, частично должны были покрываться предпринимателями и отчислениями от зарплаты наемных работников. В США было принято антимонопольное законодательство, ограничившее возможности монополизации внутреннего рынка, что знаменовало отход от принципов невмешательства государства в свободу рыночных отношений. Под давлением групп и объединений промышленников не раз предпринимались попытки социальных реваншей — отмены или ограничения прав трудящихся на забастовку, свертывания средств, выделяемых на социальные цели. Нередко подобные меры были экономически обоснованы мотивами повышения рентабельности производства, создания стимулов для предпринимателей к расширению вложений в национальную экономику. Однако общая тенденция в XX веке была связана с ростом вмешательства государства в экономику. На развитие этой тенденции большое влияние оказала мировая война 1914—1918 гг., в ходе которой все государства, в том числе и с либерально-демократическими традициями, были вынуждены поставить под жесткий контроль распределение трудовых ресурсов, продовольствия, производство стратегического сырья, военной продукции. Если в демократических индустриальных странах в 1913 г. государство распоряжалось около 10% валового внутреннего продукта (ВВП), то в 1920 г. — уже 15% . В послевоенные годы масштабы государственного вмешательства в жизнь общества неуклонно возрастали, что было обусловлено следующими основными факторами. Во-первых, соображениями внутренней стабильности. Невмешательство государства в социальные отношения было равнозначно защите интересов и собственности предпринимателей. Репрессии в отношении участников несанкционированных забастовок вели к перерастанию чисто экономической борьбы в политическую. Опасность этого наглядно показал опыт революционных движений 1905—1907 гг. и 1917 г. в России, где нежелание властей учесть интересы и требования рабочего движения, неуклюжая социальная политика привели к крушению государственности. Во-вторых, переменами в функционировании политической системы. В XIX веке в странах демократии действовали жесткие ограничения на участие граждан в политической жизни. Ценз оседлости, имущественный ценз, отсутствие права голоса у женщин, молодежи создавали ситуацию, при которой плодами демократии пользовалось только 10—15% взрослого, в основном имущего населения, с мнением которого и считались политики. Расширение рамок избирательного права в XX веке заставило ведущие политические партии отразить в своих программах интересы всех слоев населения, в том числе и не обладающих собственностью. В-третьих, большое влияние на политику многих государств оказал выход на арену политической жизни партий, стоящих на платформе социального эгалитаризма (равенства), социал-демократов, связанных перед своими избирателями обязательствами проведения социальных реформ. В Великобритании лидер Лейбористской партии Р. Макдональд стал премьер-министром и сформировал первое лейбористское правительство в 1924 г. Во Франции и Испании в 1936 г. к власти пришли правительства Народных фронтов, опиравшиеся на поддержку левых партий (социалистов и коммунистов), ориентированные на социальные реформы. Во Франции была установлена 40-часовая рабочая неделя, введены двухнедельные оплачиваемые отпуска, повышены пенсии и пособия по безработице. В странах Скандинавии с середины 1930-х гг. социал-демократы почти постоянно находились у власти. В-четвертых, к активизации социальной политики индустриальные страны подталкивали рациональные экономические соображения. Представлениям XIX века о том, что в рамках рыночной экономики стихийно устанавливается баланс между спросом и предложением и государство может ограничивать свою экономическую политику поддержкой «своих» товаропроизводителей на внешних рынках, в годы великого кризиса 1929—1932 гг. был нанесен сокрушительный удар.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная политика: опыт Западной Европы» з дисципліни «Всесвітня історія - XX століття»