Начало XX в. ознаменовалось новыми сдвигами в развитии украинской драматургии несмотря на то, что царская цензура, всячески препятствуя созданию украинских пьес на темы из жизни интеллигенции и рабочего класса, запрещая переводы на украинский язык пьес русских и зарубежных драматургов, искусственно ограничивала репертуар театров крестьянско-бытовой тематикой. Реалистичность, народность и высокая художественность классических украинских пьес не могли воз- 7. Драматургия и театр 487 местить узость рамок крестьянской реалистически-бытовой драмы, которая не была в состоянии отобразить всю сложность и разнообразие проблем, выдвигавшихся перед драматургией общественной жизнью. Как поиск новых путей развития украинской драматургии воспринимались современниками сатирические комедии выдающегося драматурга И. К. Карпенко-Карого «Суета» и «Житей- ське море», поднимавшие сложные морально-этические проблемы из жизни украинской интеллигенции. Революция 1905—1907 гг., ослабив цензурные притеснения, обогатила украинскую драматургию актуальными темами, идеями, проблемами. М: Л. Кропивницкий в пьесах «Роз- гард1яш», «Скрутна доба», «Grapi сучки i мoлoдi паростки» воспроизводит бурные события на селе накануне и в годы первой российской революции, борьбу крестьянства против угнетателей и рост его политического сознания. Реалистические традиции и творческие поиски украинских драматургов старшего поколения продолжали их младшие современники. С творчеством Леси Украинки связаны наиболее значительные достижения украинской драматургии начала XX в. В драматических поэмах, написанных в 1903—1913 гг. («Кассандра», « У пупц», «Лкюва шсня», «Камш- ний господар» и др.), Леся Украинка разрабатывала темы борьбы против социального, национального и духовного гнета, показала неразрывность передового искусства с революционной борьбой, подняла сложные морально-этические и философские проблемы. Лейтмотивом ее творчества был пламенный призыв к активной борьбе со всяким угнетением, насилием и эксплуатацией во имя светлого будущего.. Своеобразной хроникой революции 1905—1907 гг. были драмы Г. М. Хо- ткевича «Лихолитя», «Вони», «На зал1зпищ», написанные в 1906 г. и связанные между собой общностью темы. Будучи непосредственным свидетелем и участником революционных выступлений в Харькове, писатель создал правдивые картины этих событий, отразил в них борьбу рабочих накануне и во время всероссийской забастовки, кровавую расправу царских сатрапов над народом. Реалистическое отображение жизни и событий первой российской революции характерно и для творчества Л. А. Яновской. Наибольшей популярностью среди ее ранних пьес пользовалась комедия «Дзвш до церкви скликаб, та сам в нш не бувае» («Ль сова квггка»), высмеивавшая либеральных господ. В пьесе «В перед- розсв1тньому туман!» писательница показала распространение революционных настроений среди крестьянства накануне революции, а в драме «Жертви» изобразила рабочую забастовку на заводе в период самой революции. Однако Л. Яновская не смогла подняться до четкого представления о расстановке классовых сил в революции. Поэтому крестьянство у нее — это темная, забитая масса, блуждавшая «в предрассветном тумане», а рабочие, поднявшиеся на борьбу со своими угнетателями, — «жертвы» капитала. Лучшие реалистические и демократические традиции украинской бытовой драмы нашли свое развитие в творчестве С. В. Васильченко, написавшего в 1911—1917 гг. ряд комедийных одноактных пьес из жизни и быта крестьянства: «На nepmi гу- Л1», «Зшя Королевич», «В холодку», «У жнива», «Не сшвайте, швш, не вменшайте ночЬ и др. Своим оптимизмом, метким народным юмором, светлым лиризмом эти пьесы отражали неисчерпаемые духовные силы народа. Заметной фигурой среди западно- украинских драматургов начала XX в. 488 VIII. Культура на Украине в период империализма был А. В. Крушельницкий, Одним из лучших его произведений является сатирическая комедия «Орли», едко высмеявшая лицемерие галицийских народовцев. Пьеса получила положительный отзыв И. Франко, который писал о ней: «Это такая комедия, что плакать хочется. Плакать особенно над тем народом, который обманывают, надувают, обдирают и еще и унижают те «орлы», те русские патриоты, радикалы, национал-демократы и какие там еще их названия» 1. После поражения революции 1905—1907 гг. и с наступлением реакции на идеологическом фронте в украинской драматургии появились произведения, проповедовавшие безыдейность, мистицизм, ренегатство и пр. Особенно рельефно все это проявилось в творчестве одного из лидеров мелкобуржуазной УСДРП В. Винниченко, автора ряда драматических произведений. В них культивировались торжество биологических инстинктов над моральными принципами, независимость личности от каких бы то ни было этических и социальных норм, революционеры- подпольщики изображались как проповедники ренегатства, предательства, лжи. По выражению А. М. Горького, Винниченко «собрал всю грязь и мерзость жизни, чтобы бросить ими в лица вчерашних «святых и героев» 2. Произведения Винниченко вызывали у прогрессивной общественности протест и возмущение, подвергались резкой критике на страницах большевистской печати. Влияние символизма сказалось на драматических произведениях поэта А. Олеся («По дороз! в казку», «Над Дншром», «Трагед1я серця») и С. Ф. Черкасенко («Казка старого млина», «Про що тирса шелестша» 1 Лкературно-науковий вкник, 1907, № 5, с. 371. 1 Горький М. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т. 29, с. 177. и др.). Но в отдельных произведениях Черкасенко проступают черты реализма. К ним относятся драм*>1 «Хуртовина» и «Земля» из жизни шахтеров Донбасса. Создав правдивые картины ужасающих условий жизни рабочих, их борьбы с предпринимателями, Черкасенко, однако, не поднялся до понимания рабочего класса как организованного, сплоченного пролетарского коллектива. Упадочнические тенденции, хотя и сказались на творчестве отдельных писателей, не получили широкого распространения в украинской драматургии. Влиянию буржуазных, антинародных тенденций противостоял и ограничивал их распространение демократический лагерь писателей, успехи и достижения которого определяли развитие национальной драматургии и театрального искусства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Драматургия» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»