В 1987 г. Московский горком комсомола разослал в районные комитеты ВЛКСМ циркуляр под названием «План реализации нештатных ситуаций», в котором подробно расписывались 17 неожиданных ситуаций, которые могут возникнуть на отчетно-выборных конференциях, и указывались «правильные» способы ихразрешения. Так, было сказано, что если на конференцию пришло мало народу, пустые места следует заполнять активистами или оперотрядом. Если зал переполнен, то предписывалось перекрыть вход в пол овин едесятого утраи через боковыедвери внести 40 стульев. Детально регламентировался и ход собрания: в каком часу специально подготовленные комсомольцыдолжны подать предложения об изменении повесткидня; когдапред- седательствующему следует зачитать заранее подготовленный текст; что надо делать, если от делегатов поступают записки с каверзными вопросами (в этом случае устоларедакционной комиссиидолжны были моментально собраться наиболее опытные работники РК ВЛКСМ, список которых заранее согласовывался, И готовить ответы). Другая особенность должностной иерархии — ритуал. Как любая форма демонстративного поведения, он связан с особым пониманием бюрократами престижа, статуса, авторитета, выполняемых функций. Ритуал освящает, приподнимает обычные, рутинные действия, придает им торжественность, элементы праздничности, тем самым превращая их в предмет, недосягаемый для критики и сомнений. Ритуал сакрализирует рутинные действия чиновников, придает им особую значи- „„, мость и ценность. 361 Ритуальные аспекты почитания достигли высоты в двух культурах -. ...в современной Японии и Древнем Египте. У древних египтян ритуал был наполнен глубоким религиозным смыслом. Это и понятно, так как первоначально жречество и чиновничество мало отличались друг от друга: жрецы поучали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Поэтому обращение к «чину» в какой-то степени было равнозначно обращению к «богу». Имени фараона вообще не полагалось упоминать всуе. Вместо него говорили «великий дом», «жизнь ему, 'здравие и благополучие». Царь не умирал, а «заходил в свой вечный горизонт». Отсюда один из древнейших постоянных титулов царя— «живущий вечно». Коронация означала момент вступления царя в непосредственное общение с божеством и обставлялась особенно пышно. Церемониал сопровождался символическими действами, например, прикосновением губами к груди божества и присвоением материальных символов власти — львиного хвоста, диадемы с фигурой страшной змеи, царской короны. Элементы древней коронации сохранились в современных служебных церемониях и сегодня, в частности, в церемонии приведения к присяге президента страны. Каждый чиновник имел свой титул. Например, титул «стоящий над людьми» обозначал принадлежность к высшему сословию. Внутри же сословия существовали дополнительные титулы, которые добавлялись к первому. Так, сочетание двух титулов — «стоящий над людьми» (общегрупповой символ) и «главный» (внутригруп- повой атрибут) — давало новый титул — «князь». Кроме того, князья имели и придворные титулы, например, «царский знакомый» или «единственный друг». Наконец, существовал еще функциональный титул, выражающий личное расположение царя к чиновнику. Вместе с ним даровалось право на получение гробницы. Особый аспект ритуала чинопочитания — поступки, которые, если их совершить по отношению к равному себе или нижестоящему, выглядели бы унизительно, к примеру, целование ног. Но если фараон позволил целовать себе ноги, то это знак высочайшей милости. На это могли рассчитывать только особо приближенные; чиновники помельче допускались лишь до того, чтобы целовать царский пол. Пережитки подобного ритуала — современные приемы «задабривания» начальства, скажем, намерение потереть ему спинку в бане, сбегать в магазин за дефицитным товаром.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Комсомольский циркуляр» з дисципліни «Соціологія управління»