Составным элементом глобализации является глобализация СМИ. Рынок медий-ных услуг глобализируется, при этом отчётливо проявляется тенденция к консолидации, что выражается в создании крупных транснациональных корпораций, объединяющих различные СМИ. Благодаря совершенствованию информационных и коммуникацион-ных технологий СМИ получили возможность вещать на огромную аудиторию в самых разных точках земного шара. Сегодня разнообразные СМИ, как печатные, так и электронные, формируют гло-бальное информационное пространство, включённость в которое для всё большего чис-ла людей является не менее значимой, чем привязка к собственной культурной тради-ции. Многие исследователи говорят о возникновении к началу нового тысячелетия гло-бального медиапорядка. Э. Гидденс1, ссылаясь на Д. Хелда, перечисляет основные фак-торы, которые способствовали его формированию. 1. Концентрация собственности, в результате которой международные СМИ нахо-дятся в руках небольшого числа
1Гидденс Э. Глобализация и СМИ // Гидденс Э. Социология. — М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 413-414.
транснациональных корпораций. Мелкие медиакомпании поглощаются крупными. 2. Переход от общественных СМИ к частным, коммерческим, что связано с либе-рализацией экономики и сокращением государственного регулирования. 3. Формирование транснациональных медийных компаний. 4. Возрастание многообразия медийной продукции, производимой медийными корпорациями, объединяющими разные виды СМИ. 5. Растущее число корпоративных медиаобъединений, слияние компаний. Предпосылки глобального медиапорядка складывались постепенно. Процесс фор-мирования транснациональных, глобальных СМИ начался созданием международных телеграфных агентств новостей. Первое телеграфное агентство Шарля Гаваса было создано в 1835 году в Париже. В конце 1840-х годов два бывших сотрудника Гаваса — Джулиус Рейтер и Бернард Вольф — создали конкурирующие агентства в Лондоне и Берлине. В 1882 году было создано первое финансовое телеграфное агентство Доу Джонс. В XX веке на рынок выходят дру-гие информационные агентства, в частности, американские. Сегодня наиболее влиятель-ными информационными агентствами, продающими новости фактически по всему миру, являются Havas, Associated Press, Reuters, France Press, UPI. Крупными российскими ин-формационными агентствами являются ИТАР-ТАСС (бывшее ТАСС — Телеграфное агентство Советского Союза), РИА «Новости», однако их влияние несравнимо с влияни-ем западных агентств. Появление и распространение радио привело к созданию международных новост-ных радиослужб, которые зачастую становились и орудием пропаганды. Такие радио-станции, как ВВС World Service, Voice of America, Liberty, Free Europe, которые неле-гально прослушивались в СССР и странах Восточной Европы, внесли свой вклад в кру-шение советской идеологии. Дальнейший прогресс информационных и коммуникационных технологий, в част-ности появление спутникового
телевидения, наряду с экономическими факторами создавал условия для возник-новения глобального медийного информационного рынка. В настоящее время на мировом информационном рынке доминирует несколько мегакомпаний, которые входят в список 500 крупнейших транснациональных корпора-ций. Это такие компании, как America Online — Time Warner, Walt Disney Co, Vivendi Universal Viacom, Bertelsmann, News Corporation и др. Весьма влиятельными поставщиками информации являются также Washington Post, Bloomberg, Reuters, BBC, New York Times, Dow Jones & Co и др. Продукцией, распространяемой глобальными СМИ, являются телевизионные и ра-диопрограммы (новостные, аналитические, развлекательные и т.д.); продукция массовой культуры — фильмы, телевизионные сериалы, популярная музыка, а также реклама. Реклама тоже глобализируется. Продукция крупнейших рекламных агентств ориентиро-вана на мировой рынок. Возникновение и распространение кабельного и спутникового телевидения приве-ли к появлению глобальных и региональных телеканалов, охватывающих многомилли-онную аудиторию, говорящую на разных языках, и принадлежащих к разным культу-рам. Телеканалы специализируются на различных типах информационной продукции — новостной, развлекательной, спортивной, научно-популярной и т.д., стремясь учитывать информационные потребности и интересы аудитории.
Окончание табл. 7
1 2 3 Региональные универсальные каналы новостей Euronews Deutsche Wei AL-Jazeera ANN Тематические Discovery Travel and Adven-ture Travel Каналы кино-фильмов и телефильмов TNT тем MGM Hallmark Глобальные те-леканалы финансово-экономической ин-формации CNBC Bloom-berg TV Discovery Civi-lization Discovery Sci-ence Animal Planet Детские телека-налы Nickelodeon Fox Kids Cartoon Network Глобальные спортивные ESPN Interna-tional Региональная универсальная телесеть BBC Prime Региональные информационно-развлекательные TV5 TVE ВВС America МВС Другие Fashion TV Reality TV Ведущие поставщики новостной информации Важным составляющим элементом глобализации СМИ является глобализация но-востей. Производством и распространением новостной информации занимаются различ-ные СМИ. Наиболее крупные из них представлены ниже.
1 2 3 4 France Press Bloom-berg TV France Interna-tional Wall Street Journal ИТАР-ТАСС CNBC Liberty Time Интер-факс Sky News Free Eu-rope Newsweek Bloomberg Deutshce Well Free Asia Economist Dpa AL-Jazeera Голос России РИА «Но-вости» Euro-sportnews RAL Inter-national Окончание таблицы 8
Источник к таблицам 7, 8: Орлова В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. — М.: 2003. — Электронная публикация — http://evartist.narod.ru/text5/70.html
Среди глобальных СМИ сегодня доминируют западноевропейские и американские. Господство западных СМИ обусловлено экономическим и технологическим превосход-ством западных обществ, порождающим и информационное, культурное превосходство, доминирование в создании «образа мира» для человечества в целом. Несмотря на то что глобальные вещатели стремятся приспосабливаться к культур-ным особенностям своей незападной аудитории, информационное неравенство оказыва-ется выраженным довольно отчётливо. Развивающиеся страны, страны бывшего «второ-го» и «третьего» миров попадают в поле зрения глобальных СМИ не слишком часто и в основном в связи с событиями политической жизни западных обществ или чрезвычай-ными ситуациями (наводнения, землетрясения, голод и т.д.). Попадание в число глобаль-ных и влиятельных телесетей новостей катарской компании AL-Jazeera связано с обост-рённым интересом западной аудитории к событиям в исламском мире, террористической угрозой западному миру. «Источником 90% всех сообщений на международные темы, опубликованных ми-ровой прессой, служат четыре западные агентства, из которых два американских (UPI, Associated Press), одно британское (Reuters) и одно французское (France Press), что, ко-нечно, отражается на содержании их сообщений. Две трети сообщений, передаваемых UPI,
отражают события в Соединённых Штатах, и только 2% — события в Африке. При та-ком подходе к отбору новостей Америка (и вообще страны Запада) могут и не тратиться на топорные лозунги вроде «Запад — это здорово», «Вперёд к американской мечте» или «Да здравствует капитализм!». Им достаточно того, что весь мир смотрит на события их глазами, что в центре внимания всегда то, что происходит в метрополии, тогда как ос-тальной мир предстаёт лишь источником тревог (и то лишь в том случае, если беспоко-иться приходится господствующим странам), как место, где всегда происходят военные перевороты, войны, катастрофы, засухи и т.д. Попадая в новости лишь как источник проблем, остальные нации предстают лишь как сборище недотёп, к тому же склонных к актам насилия, или как несчастные жертвы очередного циклона, извержения вулкана или неурожая»1. Информационное неравенство, доминирование западных компаний на мировом ме-дийном рынке породило термин «медиаимпериализм». Использование этих терминов подразумевает, что экономическое и политическое доминирование Запада (и прежде все-го США) находит своё выражение и подкрепление в деятельности глобальных СМИ, ко-торые навязывают всему миру западные ценности и западный образ жизни в качестве единственного идеала.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Транснациональные СМИ» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»